Проблемы работы психолога в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – проблемы работы психолога в школе.
Задачи исследования:
1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в
Основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.
2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей
профессиональной деятельности в условиях школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Основные направления деятельности школьного психолога…..…7
Роль психолога в школе……………………………………………...…..7
Основные виды работы школьного психолога……………………..…..9
Выводы по первой главе…………………………………………………...….12
2. Направления консультирования и просвещение школьников, их
родителей и педагогов……………………………………………….....13
2.1. Проблемы с которыми сталкивается психолог в школе……………....13
2.2. Стереотипные представления о школьном психологе………… …….20
Выводы по второй главе………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………..….23
Список используемой литературы………………………………………..…26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

        К основным видам деятельности школьного психолога относятся:

1. психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;

2.    психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;            3.    психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога;

4. психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;

5.   психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;

6.    работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.

       В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. Так, в интернатах для детей, лишенных попечения родителей, психолог прежде всего разрабатывает и осуществляет такие развивающие, психокоррекционные и психопрофилактические программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали развитию их личностных ресурсов.

Психологи, работающие при роно, в основном выполняют  следующие виды деятельности:

- организация циклов лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры. Опыт показывает, что именно после прослушанного курса лекций учителя и родители чаще обращаются к психологу, видят больше проблем, лучше их формулируют. Лекции дают возможность усилить мотивацию учителей и родителей к выполнению рекомендаций психолога, так как анализ сходного случая показывает взрослым реальные пути решения той или иной проблемы. При этом важно, чтобы психолог останавливался на актуальных вопросах, интересных аудитории, иллюстрировал лекции примерами из практики (разумеется, без указания имен и фамилий). Это повышает заинтересованность не только в психологических знаниях, но и в консультировании; родители и учителя начинают представлять себе, в чем состоит работа психолога, перестают пугаться, когда их приглашают на беседу с психологом по поводу учебы или поведения их ребенка;

- проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи. К психологу часто обращаются с просьбой рассказать о том, где можно получить консультацию по специальным вопросам, затрагивающим интересы ребенка. В зависимости от запроса психолог рекомендует специализированные психологические, дефектологические, юридические, медицинские и иные консультации;

- осуществление углубленной работы в каком-либо классе с целью помощи классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, определении совместно с учителями возможных форм коррекции поведения и развития школьников;

помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов  в отдельных школах;

- организация постоянно действующего семинара для учителей района по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;

- создание психологического "актива" из числа учителей школ района. Это обязательное условие работы районной психологической службы. Если в каждой школе или по крайней мере в большинстве школ района не будет хотя бы одного учителя, умеющего грамотно ставить психологические вопросы, определить, каких детей и по каким проблемам целесообразно показать для обследования психологу, то районному психологическому центру работать будет практически невозможно: несколько человек, которые в нем есть, не смогут самостоятельно определить трудности и проблемы, которые возникают у учащихся в школах;

- участие в наборах в первые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе.

        Опыт работы районного психологического центра позволяет говорить о нем как о полезной форме психологической службы, учитывая, что обеспечить психологами в ближайшее время все школы трудно.

        Несмотря на то что более эффективной формой организации психологической службы является работа практического психолога непосредственно в школе, психологический центр или кабинет при роно мог бы оказать определенную психологическую помощь школам района. Для развития школьной психологической службы очень важно взаимодействие психолога в школе с психологами из районных (городских) психологических кабинетов.

 

 

 

 

 

 

    Выводы по первой главе

           Рассмотренный в данной работе  круг трудностей, встречающихся   на

пути психолога-практика, работающего в школе, конечно, не  является  полным. Лишь отчасти были затронуты такие важные темы как  методология  деятельности психолога, его роль и  задачи  в  системе  образовательной  школы,  проблемы профессионального  плана,  организационные,  связанные   с   интеграцией   в педагогический коллектив, эмоциональные, а также стереотипные  представления подростков о психологе как профессии.

       Психолог в школе - явление для нас новое, и многие учителя могут признать психолога не сразу. Нужны терпение, благожелательное спокойствие, тактичное отношение ко всем. Каждый человек имеет право на сомнение, а учитель, классный руководитель, директор школы - тем более. Почему они сразу должны поверить в психолога? Все зависит от него самого и, главное, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать. Поэтому начинать, на наш взгляд, следует с того, что психолог лучше всего знает и умеет. Например, если у него большой опыт в работе с младшими школьниками, то, значит, с них и надо начинать, если раньше приходилось иметь дело с развитием интеллектуальной сферы детей, то следует попробовать себя в работе с отстающими или способными детьми и т. п.

        Но во всех случаях не надо торопиться, стремиться во что бы то ни стало как можно скорее показать, на что способен. Психолог пришел в школу надолго, навсегда, и сразу следует сформировать у педагогического коллектива установку на то, что психолог - не волшебник, не все сразу может решить. А такие психологические процессы, как коррекция, развитие, вообще длительны по времени. Да и выяснение причин той или иной психологической проблемы требует каждый раз разного времени - от нескольких минут до нескольких месяцев.

 

 

           2. Направления консультирования и просвещение школьников, их         

                родителей и педагогов

           2.1. Проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе

 

           Работа психолога в  общеобразовательных   школах    характеризуется

рядом особенностей, среди  которых можно выделить следующие:

           1) Очень широкий спектр направлений  психологической  работы при

отсутствии четких, устоявшихся  алгоритмов ее организации в рамках школы.

           2) Специфика работы в школе  в значительной  степени      обусловлена

спецификой  самой  школы.  Психолог  зачастую  воспринимается  как   учитель непонятно по какому предмету.  Не  случайно  даже  специальный  стаж  работы психологом в школе приравнивается к педагогическому.

           3) У  большинства учителей, родителей    и учеников имеются жесткие

и  не    всегда   адекватные   стереотипные     представления  о   деятельности

психологов.

           Учитывая  названные особенности, становится  понятна  актуальность

проблемы  адаптации  молодых  психологов  к  работе  в   общеобразовательных школах. Выпускники без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них требуется делать очень много чего и не очень понятно как и  где  от  них часто ждут совсем не того, к чему они готовились на студенческой скамье.

           Фаза  адаптации на профессиональном  жизненном пути  неизбежна   по

двум  основным  группам  причин.  Во-первых,   социальные   нормы   учебного заведения, подготавливающего специалистов, отличны  от  норм  коллектива  на месте будущей работы. Во-вторых, требуется привыкание  ко  многим  тонкостям работы, которые,  даже  если  и  известны  со  слов  преподавателя,  еще не превратились  в  стойкие  навыки.  Кроме  того,  работа  психолога,  как   и педагога,  связана  с  частым  возникновением  нестандартных  ситуаций,  что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу.

           А.Г.  Грецов  выделяет  несколько основных  групп проблем,   с которыми столкнется любой молодой психолог, начинающий работать в школе:

           1.   Проблемы     собственно  профессионального плана,  связанные в

основном с очень широким  спектром психологической  работы  и  необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

           2.   Организационные     проблемы,  связанные с организацией  своей

профессиональной деятельности в  условиях школы.

           3.     Проблемы      интеграции       в      педагогический        коллектив,

взаимодействия и взаимопонимания  с учителями и с администрацией.

           4.   Эмоциональные   проблемы,     связанные   с   освоением   новой

социальной роли.

           Рассмотрим  эти группы проблем подробнее.

           Сложности   профессионального   плана    в     значительной   степени

обусловлены     очень     широким спектром  работы  школьных   психологов.  

М.Р. Битянова выделяет  следующие  основные  направления  деятельности  школьного психолога:

            . Прикладная психодиагностика

            . Психокоррекционная и развивающая  работа со школьниками

            . Консультирование и психологическое  просвещение школьников, их

              родителей и педагогов

            . Социально-диспетчерская деятельность

           Чтобы успешно справляться с  этими направлениями работы, психолог

должен  хорошо  владеть  прикладной  психодиагностикой,   индивидуальным   и семейным консультированием, навыками групповой психотерапевтической  работы. Все это необходимо знать и  уметь  применительно  к  клиентам,  в возрастном интервале  от  поступающих  в  школу  шестилеток  до  учителей  и  родителей предпенсионного возраста.

           Но вся  работа  школьного   психолога  еще  не  сводится  к  этим основным направлениям. Например, иногда психологи также помогают учителям  в проведении психолого-педагогических исследований (требуется  хорошее  знание, научной методологии и математической статистики) и проводят  психологические практики для студентов (помимо широкой  общепрофессиональной  эрудиции,  это требует знания методики  преподавания  психологии  в  высшей  школе).  Кроме того, есть еще выступления на семинарах и педсоветах, участие  в  проведении родительских собраний, кружковые занятия  по  психологии  для школьников  и т.д.

           Понятно, что   такой широкий   спектр работы доступен далеко не  для

всех  даже вполне   состоявшихся   психологов.   Естественно,   даже   очень

способному  молодому  специалисту  не  удается  работать   сразу   одинаково профессионально  на  всех  названных  направлениях.  А  поскольку   контроль деятельности школьных психологов осуществляется  обычно  не  очень  глубоко, существует опасность перехода к поверхностному  выполнению  профессиональных обязанностей. В то же время,  при  добросовестном  отношении  к  работе  она  служит   мощнейшим   стимулом   к   самообразованию   и    профессиональному совершенствованию.

           Вероятно,    начинающим    специалистам  следует рекомендовать   на

первых этапах  все  же  ограничивать  свои  направления  работы,  даже  если

администрация будет против, утверждает А.Г. Грецов. Например,  можно  начать работу с какой-то конкретной параллели классов, а уже  потом  распространять ее на другие возраста. Такой путь закрыт в том  случае,  когда  в  школе  до прихода туда молодого специалиста уже существовала развитая  психологическая служба, и новый психолог  оказывается  в  роли  преемника.  Тогда  адаптацию может  существенно  облегчить  налаженный  контакт со  специалистом,  ранее работавшим в этой школе. В противном случае преемственность  в  работе  вряд ли реализуется.

           Что    касается    проблем     организационного    характера,  то,  прежде

всего,   они  возникают  в  связи  с  организацией условий работы.  Согласно

теоретическим представлениям, как пишет  Р.В.  Овчарова,  школьный  психолог должен располагаться в 2-х  комнатном  кабинете,  одна  из  комнат  которого имеет сложное  художественное  оформление,  несколько  режимов  освещения и стереозвук, а во второй находится ряд приборов, закрытый шкаф  для  хранения психодиагностических методик и т.д. Однако рассчитывать на такие  условия  в рамках общеобразовательной школы вряд ли целесообразно. Дело тут  не  только и не столько в экономических причинах, сколько в отсутствии таких  помещений в  обычных  школьных  зданиях.  Но  отдельный  благоустроенный  кабинет  для полноценной организации работы психолога  жизненно  необходим,  в  противном случае эффективность работы ставится под сомнение.

Информация о работе Проблемы работы психолога в школе