Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие методов исследования детского психического развития в психологии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть онтогенез психического развития.
2. Изучить различные принципы исследования психического развития.
Введение………………………………………………………………..2.
Глава 1. Онтогенез психического развития……………………….4.
Глава 2. Принципы исследования психического развития…….16.
2.1. Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания………………………………………………..16.
2.2. Отождествление научения и развития………………………..18.
2.3. Теория трех ступеней детского развития……………………..21.
2.4. Концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития……………………………………………………………24.
Глава 3. Психическое развитие в концепциях зарубежных психологов…………………………………………………………………….31.
3.1. З. Фрейд…………………………………………………………….31.
3.2. Э. Эриксон………………………………………………………….33.
3.3. Ж.Пиаже…………………………………………………………….36.
Заключение……………………………………………………………...39.
Список использованных источников………………………………..41.
№ Стадия Возраст Кризис
1 Орально-сенсорная до 1года Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2 Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3 Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель
4 Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5 Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6 Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь
7 Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность — застой Забота
8 Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость
Полагая, что перечисленные
восемь стадий представляют собой универсальную
особенность человеческого
3.3 Ж.Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.
Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логики, для которой свойственны:
синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — это особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
нечувствительность к противоречиям;
переход от частного к частному без обращения к общему;
непонимание относительности некоторых понятий.
Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.
С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:
В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной речи);
От 3 до 6 лет — постепенно убывает;
После 7 лет практически исчезает совсем;
В среде, где господствует
авторитет взрослого и
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.
В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.
Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:
Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и обучением.
Заключение
Можно видеть, что все
рассмотренные теоретические
При большом разнообразии
подходов к проблеме детского развития
степень проникновения в
Эволюция учений шла по
линии все более глубокого
осмысления роли общества в развитии
ребенка. Ранние теории рассматривали
детское развитие в системе отношений
"ребенок - предмет". 3. Фрейд впервые
показал, что развитие ребенка определяется
противоречием между
Теория 3. Фрейда, которая занимает центральное положение в этой схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом.
Различные теоретики постфрейдистского
направления, пересматривая
Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей
Жан Пиаже придерживался
скорее генетического подхода к
вопросу развития психики и рассматривал
развитие ребенка вне культурно-
Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться — получать и реагировать на обратную связь.
Список использованных источников
Информация о работе Проблемы психического развития ребёнка в зарубежной психологии