Проблемы психического развития ребёнка в зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие методов исследования детского психического развития в психологии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть онтогенез психического развития.
2. Изучить различные принципы исследования психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2.
Глава 1. Онтогенез психического развития……………………….4.
Глава 2. Принципы исследования психического развития…….16.
2.1. Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания………………………………………………..16.
2.2. Отождествление научения и развития………………………..18.
2.3. Теория трех ступеней детского развития……………………..21.
2.4. Концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития……………………………………………………………24.
Глава 3. Психическое развитие в концепциях зарубежных психологов…………………………………………………………………….31.
3.1. З. Фрейд…………………………………………………………….31.
3.2. Э. Эриксон………………………………………………………….33.
3.3. Ж.Пиаже…………………………………………………………….36.
Заключение……………………………………………………………...39.
Список использованных источников………………………………..41.

Работа содержит 1 файл

проблемы психического развития ребёнка в зарубежной психологии.docx

— 65.52 Кб (Скачать)

Столь же напряженным был  поиск причин детского развития. Поэтому  споры о том, что определяет детское  развитие, какой из двух факторов имеет  решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу. По мнению ряда исследователей, измерение удельного  веса наследственности и среды открывает  метод изучения близнецов, однако данные, полученные с помощью этого метода, не представляются доказательными. Важно  подчеркнуть, что в самом замысле  близнецовых исследований лежит  предпочтение наследственного фактора, а среда рассматривается как  среда обитания, то есть биологически. Как указывал Д. Б. Эльконин, в методологии  исследования близнецов есть одно неверное допущение: рассматривается только проблема тождественности или нетождественности  наследственного фонда, а проблему средовых влияний всегда рассматривают  как тождественную. Но это методологически  порочно, так как не существует одной (одинаковой) социальной среды, где  воспитываются близнецы, - все дело в том, с какими элементами среды  ребенок активно взаимодействует. Поэтому для валидности исследования нужно выбирать такие ситуации, в  которых уравнение содержит одно, а не два неизвестных. В настоящее  время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий (И. В. Равич-Щербо и др.).

Теория конвергенции рассматривает  психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и  игрек-элементов среды. Это самая  распространенная концепция в современной  психологии, она соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с кем поведешься, от того и наберешься". До сих пор  психологи продолжают взвешивать два  этих фактора. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. Американский психолог Дж. Вулвилл предложил четыре модели влияния опыта на развитие поведения: первая модель - "больничная койка" - субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (таковы условия первых месяцев жизни); вторая модель - "луна-парк" - субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя (так, например, как только субъект решил принять участие в езде на американских горках, он мало может изменить опыт своих переживаний); третья модель - "соревнование пловцов" - опыт подобен плавательной дорожке, на которой по стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов (среда здесь лишь поддерживающий контекст для поведения субъекта); наконец, четвертая модель - "теннисный мяч" - здесь осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом, теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника, и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения мяча.

Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта  в динамике поведения ставят одну из ключевых проблем психологии - проблему активности субъекта в процессе развития. По мнению многих исследователей, важное значение имеет также и время, когда осуществляется то или иное воздействие среды. Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных периодов детского развития.

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается  в современном мире, как он усваивает  привычки и нормы современного общества. Представители этого направления  считают, что, наряду с классическим обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем имитации, подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая - третья форма научения. С самого начала надо подчеркнуть, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма, и отметить некоторые важные частные достижения этой концепции.

Так, А. Бандура правильно  и своевременно выступил против произвольного  переноса данных, полученных на животных, на анализ человеческого поведения. Р. Сирс предложил принцип диадического анализа личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят  от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально  формируются в так называемых "диадических ситуациях". Диадические  отношения - это отношения ребенка  и матери, учителя и ученика, отца и сына и т.п. По мнению Р. Сирса, нет  строго фиксированных и неизменных черт личности (например, агрессивности  и доброжелательности). Соответствующее  поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив  известные исследования М. Мид, показал  плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в 70 культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода, укладывания спать, а позже- приучения  к опрятности и игры детей), исследователи  пришли к выводу о детерминирующем  влиянии этих аспектов жизни ребенка  на его восприятие мира. У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов  с детьми должны быть проверены в  длительных исследованиях естественного  хода развития, в которых должны быть учтены факторы воспитания в  семье и группе сверстников.

Непосредственное психоаналитическое изучение ребенка в американской психологии также имеет длительную историю, которая связана с именем Э. Эриксона. Анализ детских игр, проведенный  Э. Эриксоном, его наблюдения за развитием детей в двух резервациях американских индейцев, а также исследование биографий известных исторических личностей привело его к созданию концепции жизненного пути личности. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей позволило ему сделать вывод, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей - он всегда принимается матерью как единственно правильный. Однако, этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество (племя, класс или каста), в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать. Из этих соображений вытекает идея Э. Эриксона о групповой и личной идентичности. Все детство человека от рождения до юности рассматривается им как длительный, двадцатилетний период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает субъективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание тождественности и неповторимости своего индивидуально бытия.

Э. Эриксон - последователь 3. Фрейда, однако, по признанию современников, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за 3. Фрейдом  он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным  образом процессу социализации, включению  ребенка в общество. Однако, и  по этой концепции общество оказывает  влияние на развитие личности по бихевиористской  модели - по принципу "плюс-минус  подкрепление". Если индивид оправдывает  надежды общества, он включается в него, если нет - отвергается.

 

 

 

 

Глава 3. Психическое  развитие в концепциях зарубежных психологов

3.1 З. Фрейд

Не будучи детским психологом в общепринятом смысле, 3. Фрейд разработал метод анализа психических явлений, который привел его к пониманию  значения бессознательных переживаний  детства в жизни взрослой личности. Первоначально для исследования бессознательного 3. Фрейд использовал  методику гипнотического внушения. Позже  он перешел к исследованию и интерпретации  сновидений, оговорок, феноменов забывания  и свободных ассоциаций своих  пациентов. Толкование этого материала 3. Фрейд назвал методом психоанализа. В нем он усматривал новые пути и возможности психотерапии. Благодаря  длительным беседам с пациентом  до его сознания доводится истинная причина психических переживаний. Метод психоанализа позволил 3. Фрейду создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

По З.Фрейду, всякий человек  рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они первичны и обнаруживают себя с первого дня жизни. Эта  внутренняя психическая инстанция - "Оно" - существует уже на начальной, оральной стадии развития, в течение  которой психическая жизнь ребенка  связана, в основном, с удовлетворением  потребности в пище. В реальной жизни способы удовлетворения индивидуальных влечений наталкиваются на запреты. Под их влиянием "Оно" выделяет из себя маленький кусочек "Я". За оральной стадией следует анальная стадия. Акты дефекации составляют ту деятельность, в которой инстинктивные  влечения должны быть удовлетворены. Здесь  запреты родителей становятся еще  больше, и "Я" все больше дифференцируется. Наступает такой период в жизни  человека, когда удовлетворение сексуальных  потребностей начинает связываться  со взрослым человеком. Возникает Эдипов комплекс. Появляются не только физические запреты, но и моральные сентенции. Ребенок вынужден ограничивать свои сексуальные влечения новой инстанцией - "Сверх-Я", которая ограничивает наши влечения до самой старости. На "Я" давит "Оно" и "Сверх-Я". Это типичная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные влечения - они находятся с ними в антагонистических, противоречивых отношениях1.

В последние годы жизни 3. Фрейда возникли два основных направления  в психоаналитическом изучении ребенка. Одно было сосредоточено в Лондоне, другое - в Вене. М. Клейн руководила лондонской группой. Со своими сотрудниками она начала с психоанализа маленьких  детей в возрасте двух лет, по отношению  к которым нельзя применить метод  свободных ассоциаций, поскольку  они еще плохо владеют речью  и не обладают рефлексией. Поэтому  М. Клейн использовала игру в куклы  в качестве заместителя свободных  ассоциаций взрослых. Дочь 3. Фрейда, Анна Фрейд, в то время работала в основном с детьми младшего школьного и  подросткового возраста. В своей  психоаналитической практике она дополнила  обычный подход "через речь" изучением невербального поведения  ребенка. А. Фрейд также считала, что игра детей может стать  отправной точкой для исследования скрытых переживаний ребенка. Позднее  уже в США метод интерпретации  детской игры был использован  для диагностических целей. Начиная  с середины 30-х годов, в зарубежной психологии игровая терапия стала  стандартной процедурой детской  психоаналитической практики. Так методы психоанализа включались в экспериментальное  изучение детского развития.

В понимании отношений "ребенок - взрослый", "ребенок - общество". Фрейд наметил основные ориентиры. По 3. Фрейду, общество - источник всевозможных травм (рождения, отнятия от груди  и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По 3. Фрейду, отношения "ребенок - взрослый", "ребенок - общество" с самого начала антагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество - проблема социализации личности. Эту проблему социализации ребенка в системе антагонистических отношений между ребенком и обществом решают американские ученые в теории социального научения.

3.2 Э. Эриксон

Центральным для созданной  Эриксоном теории развития личности является положение о том, что  человек в течение жизни проходит через несколько универсальных  для всего человечества стадий. Процесс  развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим  принципом созревания. Под этим Эриксон  понимает следующее:

Личность развивается  ступенчато, переход от одной ступени  к другой предрешен готовностью  личности двигаться в направлении  дальнейшего роста, расширения осознаваемого  социального кругозора и радиуса  социального взаимодействия;

Общество устроено так, что  развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося  генетического "плана личности".

Эпигенетическая концепция  Эриксона базируется на представлении  о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения  последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла  наступает в определенное для  нее время и сопровождается так  называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума  модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге  разрешается каждая из этих задач  или как преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими  силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно  разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и  рост и расширение сферы межличностных  отношений связанны с растущей уязвимостью  функций эго на каждой стадии. В  то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а  поворотный пункт, и тем самым  онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации".

Каждый психосоциальный  кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует  здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго  встраивается негативный компонент, что  создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и  отрицательно влияет на прохождение  остальных фаз.

Задача личности, таким  образом, заключается в том, что  бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей  стадии развития более адаптивной и  зрелой личностью.

 

Восемь стадий психо-социального развития по Эрику  Эриксону

Информация о работе Проблемы психического развития ребёнка в зарубежной психологии