Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие методов исследования детского психического развития в психологии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть онтогенез психического развития.
2. Изучить различные принципы исследования психического развития.
Введение………………………………………………………………..2.
Глава 1. Онтогенез психического развития……………………….4.
Глава 2. Принципы исследования психического развития…….16.
2.1. Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания………………………………………………..16.
2.2. Отождествление научения и развития………………………..18.
2.3. Теория трех ступеней детского развития……………………..21.
2.4. Концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития……………………………………………………………24.
Глава 3. Психическое развитие в концепциях зарубежных психологов…………………………………………………………………….31.
3.1. З. Фрейд…………………………………………………………….31.
3.2. Э. Эриксон………………………………………………………….33.
3.3. Ж.Пиаже…………………………………………………………….36.
Заключение……………………………………………………………...39.
Список использованных источников………………………………..41.
Столь же напряженным был
поиск причин детского развития. Поэтому
споры о том, что определяет детское
развитие, какой из двух факторов имеет
решающее значение, не прекратились до
сих пор; только теперь они перенесены
в экспериментальную сферу. По мнению
ряда исследователей, измерение удельного
веса наследственности и среды открывает
метод изучения близнецов, однако данные,
полученные с помощью этого метода,
не представляются доказательными. Важно
подчеркнуть, что в самом замысле
близнецовых исследований лежит
предпочтение наследственного фактора,
а среда рассматривается как
среда обитания, то есть биологически.
Как указывал Д. Б. Эльконин, в методологии
исследования близнецов есть одно неверное
допущение: рассматривается только
проблема тождественности или
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с кем поведешься, от того и наберешься". До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. Американский психолог Дж. Вулвилл предложил четыре модели влияния опыта на развитие поведения: первая модель - "больничная койка" - субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (таковы условия первых месяцев жизни); вторая модель - "луна-парк" - субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя (так, например, как только субъект решил принять участие в езде на американских горках, он мало может изменить опыт своих переживаний); третья модель - "соревнование пловцов" - опыт подобен плавательной дорожке, на которой по стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов (среда здесь лишь поддерживающий контекст для поведения субъекта); наконец, четвертая модель - "теннисный мяч" - здесь осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом, теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника, и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения мяча.
Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике поведения ставят одну из ключевых проблем психологии - проблему активности субъекта в процессе развития. По мнению многих исследователей, важное значение имеет также и время, когда осуществляется то или иное воздействие среды. Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных периодов детского развития.
Концепция социального научения
показывает, как ребенок приспосабливается
в современном мире, как он усваивает
привычки и нормы современного общества.
Представители этого
Так, А. Бандура правильно и своевременно выступил против произвольного переноса данных, полученных на животных, на анализ человеческого поведения. Р. Сирс предложил принцип диадического анализа личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых "диадических ситуациях". Диадические отношения - это отношения ребенка и матери, учителя и ученика, отца и сына и т.п. По мнению Р. Сирса, нет строго фиксированных и неизменных черт личности (например, агрессивности и доброжелательности). Соответствующее поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в 70 культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода, укладывания спать, а позже- приучения к опрятности и игры детей), исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира. У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть проверены в длительных исследованиях естественного хода развития, в которых должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников.
Непосредственное
Э. Эриксон - последователь 3. Фрейда, однако, по признанию современников, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за 3. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество. Однако, и по этой концепции общество оказывает влияние на развитие личности по бихевиористской модели - по принципу "плюс-минус подкрепление". Если индивид оправдывает надежды общества, он включается в него, если нет - отвергается.
Глава 3. Психическое развитие в концепциях зарубежных психологов
3.1 З. Фрейд
Не будучи детским психологом
в общепринятом смысле, 3. Фрейд разработал
метод анализа психических
По З.Фрейду, всякий человек
рождается с врожденными
В последние годы жизни 3.
Фрейда возникли два основных направления
в психоаналитическом изучении ребенка.
Одно было сосредоточено в Лондоне,
другое - в Вене. М. Клейн руководила
лондонской группой. Со своими сотрудниками
она начала с психоанализа маленьких
детей в возрасте двух лет, по отношению
к которым нельзя применить метод
свободных ассоциаций, поскольку
они еще плохо владеют речью
и не обладают рефлексией. Поэтому
М. Клейн использовала игру в куклы
в качестве заместителя свободных
ассоциаций взрослых. Дочь 3. Фрейда, Анна
Фрейд, в то время работала в основном
с детьми младшего школьного и
подросткового возраста. В своей
психоаналитической практике она дополнила
обычный подход "через речь"
изучением невербального
В понимании отношений "ребенок - взрослый", "ребенок - общество". Фрейд наметил основные ориентиры. По 3. Фрейду, общество - источник всевозможных травм (рождения, отнятия от груди и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По 3. Фрейду, отношения "ребенок - взрослый", "ребенок - общество" с самого начала антагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество - проблема социализации личности. Эту проблему социализации ребенка в системе антагонистических отношений между ребенком и обществом решают американские ученые в теории социального научения.
3.2 Э. Эриксон
Центральным для созданной
Эриксоном теории развития личности
является положение о том, что
человек в течение жизни
Личность развивается
ступенчато, переход от одной ступени
к другой предрешен готовностью
личности двигаться в направлении
дальнейшего роста, расширения осознаваемого
социального кругозора и
Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности".
Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.
Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации".
Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Восемь стадий психо-социального развития по Эрику Эриксону
Информация о работе Проблемы психического развития ребёнка в зарубежной психологии