Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
изучить научную литературу по избранной теме;
выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
выявить способы решения проблем юношей и девушек в межличностных отношениях;
сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений………6
1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских
взаимоотношений…………………………………………………………………..6
1.2 Любовь. Переживания любви в юношеском возрасте……………………...10
2 Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте…………………...……………………………………...….16
Заключение………………………………………………………………...............22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие краткие выводы:

  • Частые эмоциональные затруднения вызывает разрыв с любимым, и связанная с этим «работа скорби»;
  • Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных;
  • Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного значимого события.

    Заключение

     Основная  цель данной курсовой работы заключалась  в  изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.

     Юность  — наименее конформный из всех человеческих возрастов.

     Эмоциональные переживания взаимоотношений в  юношеском возрасте носят яркую  эмоциональную окраску и редко  забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют  неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

     Юношеская мечта о любви выражает жажду  эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность  в самораскрытии, чувственно-эротические  желания. В юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.

       Неопределенные, размытые желания, поиски, присущие подросткам, приобретают признаки жестокой необходимости. Тезис "хочу сделать выбор" трансформируется в "надо сделать выбор". Переход от позиции "хочу" к позиции "надо" порождает множество положений, провоцирующих обострение проблем.

     Теоретический анализ исследований жизненных проблем  показывает, что их обострение происходит в юношеском возрасте. Именно в этот период возникают нестандартные ситуации, провоцирующие многие проблемы.

     Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажется более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

     Размер  проблем, возникающих после разрыва, довольно широк – от сниженной  самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. 

     Переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная  консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком доверительные отношения, отнестись всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного эмоционально значимого события.

     Юноши и девушки значительно чаще людей  старшего поколения чувствуют себя брошенными, потерянными, ненужными. Просто у них еще все в первый раз и нет той твердолобости и твердокожести, которые отличают взрослых. (Повторяющийся сигнал в мозг не поступает!). Отсутствие опыта подобных переживаний (любовных или моральных) делает юношество крайне уязвимым.

     Умение  находить общий язык в дружеских  и любовных отношениях, а так же умение преодолевать негативные последствия, после разрыва с близким человеком  помогут правильно оценивать  сложные жизненные ситуации и  находить выход из них. Эти знания так же помогут выстраивать более успешные взаимоотношения со своими близкими, коллегами, друзьями, помогут понять окружающих людей и, главное, себя.

    Глоссарий

п/п

Понятие Определение
Диссоциация защитный механизм психики «отделения» себя от своих неприятных переживаний. Лежит в основе диссоциативных расстройств.
Дружба вид устойчивых, индивидуально-избирательных  межличностных  отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением  процессов аффилиации, взаимными  ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.        
Конфидент лицо, с которым  обсуждаются личные проблемы.
Любовь высокая степень  эмоционально – положительного отношения  субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его  в центр своих жизненных потребностей и интересов.
Мировоззрение взгляд на мир  в целом, система представлений  об общих принципах и основах  бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний.   
Подлинная интимность отношений в юности совмещение  жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможное только на основе относительно стабильного образа «Я».
Половая идентичность единство поведения  и самосознания индивида, причисляющего  себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Самоопределение осознание себя, с субъективной точки зрения, в  качестве члена общества и в новой  общественно значимой позиции.
Самосознание  в юношеском возрасте самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.
Сензитивный период от лат. Sensus – чувство, ощущение. Период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Формирование  психосексуальной зрелости в юности биологический процесс ее становления и психосоциальный  процесс усвоения индивидом половой  роли и признания ее обществом.
Юность период в  развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.

    Список  использованных источников

1. Алексеев, А.А. Поймите  меня правильно или книга о  том, как найти свой  стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и  обрести взаимопонимание с людьми [Текст]. / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 352с. – ISBN 5-9000428-06-0.      
2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное  пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст]. /

М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с. – ISBN 5-93134-195-1.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]. / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега – Л, 2006. – 336с. – ISBN 5-88711-219-0.
4. Гласс, Л. Вредные  люди вокруг нас. Как с ними бороться [Текст]? /

Л. Гласс. – СПб.: Питер, 2008.- 288с. - ISBN 978-5-91180-565-4.

5. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей [Текст]. /

Д. Карнеги: пер. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 1989. – 288с. – ISBN 5-01-001533-1.

6. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. [Текст]. / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1980. – 255с.
7. Кон, И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. – 3-е  издание [Текст]. / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1989. – 350с. – ISBN 5-250-01012-1.
8. Кулаков, С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие  для практических психологов [Текст]. / С.А. Кулаков.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 350с. –  ISBN 5-8064-0441-2; ISBN 5-94033-085-1.
9. Матвеев, В.С. Загадки  и резервы психики [Текст]. / В.С. Матвеев; Свердловск: Урал. Ун-та, 1990. – 240с. –  ISBN 5-7525-0084-2.      
10. Матейчек, З. Родители и дети: Книга для учителей [Текст]. / З. Матейчек. – М.: Просвещение, 1992. – 320с. – ISBN 5-09-003653-5.
11. Практическая  психология. Только для мальчиков [Текст]. /

пер. А. Федосова. – Изд-во «Внешсигма»; ООО  «Изд-во АСТ», 2000. – 267с. – ISBN 5-17-000662-4.

   Приложения

1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

Информация о работе Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте