Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
изучить научную литературу по избранной теме;
выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
выявить способы решения проблем юношей и девушек в межличностных отношениях;
сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений………6
1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских
взаимоотношений…………………………………………………………………..6
1.2 Любовь. Переживания любви в юношеском возрасте……………………...10
2 Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте…………………...……………………………………...….16
Заключение………………………………………………………………...............22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Но  каково соотношение этих гипотез и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может.

     В юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько  «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации»5.

     И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между  возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями  к женщинам вообще. Готовность к  семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи»6.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте  

     По  современным представлениям, проблемы — это "открытые" нерешенные вопросы, с которыми сталкивается личность, проявления противоречий между требованиями и личными условиями преодоления этих требований.

   Жизненные проблемы сопровождаются переживаниями. Переживание — это отношение к трудным ситуациям, возникающее у человека вследствие осознания противоречия между субъективно желаемым значимым предметом и объективно возможным способом достижения цели.

     Теоретический анализ исследований жизненных проблем  показывает, что их обострение происходит в юношеском возрасте. Именно в этот период возникают нестандартные ситуации, провоцирующие многие проблемы.

     Неопределенные, размытые желания, поиски, присущие подросткам, приобретают признаки жестокой необходимости. Тезис "хочу сделать выбор" трансформируется в "надо сделать выбор". Переход от позиции "хочу" к позиции "надо" порождает множество положений, провоцирующих обострение проблем.

     Условия возникновения проблемы связаны  с тем, что:

   - ситуация не соответствует желаемой  и существуют препятствия для ее позитивного изменения;

   - ситуацию невозможно изменить  с помощью имеющихся знаний  и опыта;

   - существует возможность выбора  способа преодоления проблемы.

     Эти положения доказаны в результате интенсивного изучения жизненных проблем  отечественными и зарубежными психологами, начатыми в 90-х годах.

     Исследования, проводимые под руководством профессора B. Kirsch было установлено:

     - какие проблемы возникают у  молодежи в разных сферах жизни;

     - какие различия существуют в  переживании проблем юношами  и девушками;

     - какие способы решения проблем  избираются молодежью;

     - наличие связи между переживанием  проблем молодежью и социальной  средой.

     В ранней юности актуализации проблем  способствуют многие обстоятельства.

     Изучение  особенностей разнополой дружбы приводит к более общей теоретической проблеме соотношения дружбы и любви. В спорах на эту тему, большей частью не уточняется, что конкретно имеется в виду.

     Одни  психологи следуют старой философско–эстетической  традиции, подходят к данной проблеме феноменологически, сравнивая характер и дружеских переживаний, испытываемых разными людьми. Так, французский психолог

Ж. Мэзоннев разграничивает «любовное» и «дружеское»  время и пространство. «Любовное  время» кажется людям быстро текущим, изменчивым, лишенным длительности, это «время, когда забывают о времени». «Дружеское время» кажется более спокойным и однородным. Аналогично обстоит дело с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в единое целое. Напротив, даже самая интимная дружба, в силу своего духовного характера, предполагает некоторую деликатность и сдержанность, то есть сохранение расстояния между друзьями.

     Неопределенность  нормативных и феноменологических критериев любви и дружбы побуждает  ученых ставить проблему функционально – генетически. Однако разграничение в этом случаи возможно лишь при условии, что половое влечение есть нечто чисто биологическое, всегда и везде одинаковое. А в этом случаи проблематичной становится духовная сторона любви, наличие которой вряд ли у кого-нибудь может вызвать сомнение.

     Абстрактно-нормативное  разграничение дружбы и любви  в принципе невозможно, так как  эти чувства имеют целый ряд  общих компонентов, соотношение  которых можно понять только в  контексте всего жизненного мира.

     Весьма нагруженной проблемами в юности является сфера взаимоотношений со сверстниками.

     Дружба  продолжает оставаться основным видом  взаимоотношений между юношами и девушками. На первый план выступает познание сверстников через проекцию, возможность поставить себя на их место, предвидеть реакции другого и понимать их. Эмоциональные состояния, возникающие у юношей и девушек, в ответ на переживания сверстников являются предпосылкой взаимопонимания как побудитель различных форм поведения и являются необходимым условием позитивного контакта со сверстниками. Другая составляющая позитивного общения со сверстниками — понимание. Понимание позволяет сознательно выстраивать эффективную стратегию общения. В ранней юности еще сохраняется озабоченность собой и ожидается, что друзья ее разделяют.

     Один  из самых сложных вопросов юности - проблема соотношений дружбы и  любви. Эти понятия изначально связаны  между собой. Тем не менее, их соотношение  вызывает споры, в которых обозначены, пять основных позиций (Приложение В).

       Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажется более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

     Юноши и девушки, ищущие помощи у своих друзей по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Они часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить.

     Одна из часто встречающихся проблем юношей и девушек – это переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты близко к переживанию смерти близкого человека. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства».

       В таких случаях, юноша и девушка, прежде чем выстраивать новые отношения, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов: (Приложение Г)

     1)Этап  отрицания;

     2)Этап  озлобленности; 

     3)Этап  переговоров;

     4)Этап  депрессии;

     5)Этап  адаптации;

     Размер  проблем, возникающих после разрыва, довольно широк – от сниженной самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются.

     Эмоциональный фактор в  юношеском возрасте имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости юноши не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.

     Любые отношения, в том числе и дружеские  и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфически подростковые и юношеские возрастные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживаний. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости молодого человека от ситуации и ограничивает репертуар его совладающего поведения.

     Юношеский возраст является сензитивным в  плане эмоционального развития. В  этот период происходит коренная перестройка  эмоциональной сферы, что обусловлено  внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений юноши с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.

       Юношам и девушкам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают.

     В работе Туревской Т.А. защитные механизмы  понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические  функции по отношению к переживаниям. Она выделяет три типа такого рода защитных механизмов: (Приложение Д)

     - защитные механизмы, реализующие  функции отреагирования переживаний;

     - защитные механизмы, ослабляющие  или редуцирующие переживания;

     - защитные механизмы, направленные  на трансформацию переживаний.

     Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.

     Эмоциональное развитие в юношеском возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке.

     Эмпирические  и опытные науки неплохо описывают  и объясняют предпосылки, условия, процессы, механизмы и компоненты дружеских чувств и любовных отношений, интерпретация их жизненных смыслов всегда остается проблематичной и многозначной. 

     При всей интимности дружеских отношений  масштаб дружбы определяется, прежде всего, социально-нравственной ценностью  деятельности, которой посвятили  себя друзья. Как писал В.А. Сухомлинский: «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке».

     Исключительность  юношеских компаний – серьезное  препятствие для разнополой дружбы. Хотя взаимный интерес и количество контактов между мальчиками и девочками в старших классах резко возрастают, эти отношения редко переходят в интимную дружбу, а те, что получают такое название, большей частью предполагают влюбленность.

     Взаимоотношения 15-17-летних юношей и девушек психологически весьма напряжены. Как показали проведенные нами исследования, и юноши, и девушки увереннее всего чувствуют себя в общении с друзьями. Однако сравнение самооценок девятиклассников с оценками, которых они ожидали от разных значимых лиц, показало, что как мальчики, так и девочки ждут более благоприятных оценок со стороны сверстников собственного пола, причем у мальчиков разница в ожидаемых оценках одноклассников и одноклассниц, а также неуверенность в этих оценках выше, чем у девочек.

Информация о работе Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте