Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
изучить научную литературу по избранной теме;
выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
выявить способы решения проблем юношей и девушек в межличностных отношениях;
сделать необходимые выводы.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений………6
1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских
взаимоотношений…………………………………………………………………..6
1.2 Любовь. Переживания любви в юношеском возрасте……………………...10
2 Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте…………………...……………………………………...….16
Заключение………………………………………………………………...............22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …………………………………………....25
Но каково соотношение этих гипотез и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может.
В
юношеском возрасте формируется
морально-психологическая
И.С.
Кон отмечает, что у юношей вообще
часто бывает расхождение между
возвышенной любовью к
2.
Проблемы дружбы и любви,
преодоление негативных
переживаний в юношеском
возрасте
По современным представлениям, проблемы — это "открытые" нерешенные вопросы, с которыми сталкивается личность, проявления противоречий между требованиями и личными условиями преодоления этих требований.
Жизненные проблемы сопровождаются переживаниями. Переживание — это отношение к трудным ситуациям, возникающее у человека вследствие осознания противоречия между субъективно желаемым значимым предметом и объективно возможным способом достижения цели.
Теоретический анализ исследований жизненных проблем показывает, что их обострение происходит в юношеском возрасте. Именно в этот период возникают нестандартные ситуации, провоцирующие многие проблемы.
Неопределенные, размытые желания, поиски, присущие подросткам, приобретают признаки жестокой необходимости. Тезис "хочу сделать выбор" трансформируется в "надо сделать выбор". Переход от позиции "хочу" к позиции "надо" порождает множество положений, провоцирующих обострение проблем.
Условия возникновения проблемы связаны с тем, что:
-
ситуация не соответствует
- ситуацию невозможно изменить с помощью имеющихся знаний и опыта;
- существует возможность выбора способа преодоления проблемы.
Эти положения доказаны в результате интенсивного изучения жизненных проблем отечественными и зарубежными психологами, начатыми в 90-х годах.
Исследования, проводимые под руководством профессора B. Kirsch было установлено:
-
какие проблемы возникают у
молодежи в разных сферах
- какие различия существуют в переживании проблем юношами и девушками;
- какие способы решения проблем избираются молодежью;
-
наличие связи между
В ранней юности актуализации проблем способствуют многие обстоятельства.
Изучение особенностей разнополой дружбы приводит к более общей теоретической проблеме соотношения дружбы и любви. В спорах на эту тему, большей частью не уточняется, что конкретно имеется в виду.
Одни психологи следуют старой философско–эстетической традиции, подходят к данной проблеме феноменологически, сравнивая характер и дружеских переживаний, испытываемых разными людьми. Так, французский психолог
Ж. Мэзоннев разграничивает «любовное» и «дружеское» время и пространство. «Любовное время» кажется людям быстро текущим, изменчивым, лишенным длительности, это «время, когда забывают о времени». «Дружеское время» кажется более спокойным и однородным. Аналогично обстоит дело с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в единое целое. Напротив, даже самая интимная дружба, в силу своего духовного характера, предполагает некоторую деликатность и сдержанность, то есть сохранение расстояния между друзьями.
Неопределенность
нормативных и
Абстрактно-нормативное разграничение дружбы и любви в принципе невозможно, так как эти чувства имеют целый ряд общих компонентов, соотношение которых можно понять только в контексте всего жизненного мира.
Весьма нагруженной проблемами в юности является сфера взаимоотношений со сверстниками.
Дружба продолжает оставаться основным видом взаимоотношений между юношами и девушками. На первый план выступает познание сверстников через проекцию, возможность поставить себя на их место, предвидеть реакции другого и понимать их. Эмоциональные состояния, возникающие у юношей и девушек, в ответ на переживания сверстников являются предпосылкой взаимопонимания как побудитель различных форм поведения и являются необходимым условием позитивного контакта со сверстниками. Другая составляющая позитивного общения со сверстниками — понимание. Понимание позволяет сознательно выстраивать эффективную стратегию общения. В ранней юности еще сохраняется озабоченность собой и ожидается, что друзья ее разделяют.
Один из самых сложных вопросов юности - проблема соотношений дружбы и любви. Эти понятия изначально связаны между собой. Тем не менее, их соотношение вызывает споры, в которых обозначены, пять основных позиций (Приложение В).
Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажется более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.
Юноши и девушки, ищущие помощи у своих друзей по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Они часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить.
Одна из часто встречающихся проблем юношей и девушек – это переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты близко к переживанию смерти близкого человека. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства».
В таких случаях, юноша и девушка, прежде чем выстраивать новые отношения, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов: (Приложение Г)
1)Этап отрицания;
2)Этап озлобленности;
3)Этап переговоров;
4)Этап депрессии;
5)Этап адаптации;
Размер проблем, возникающих после разрыва, довольно широк – от сниженной самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются.
Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфически подростковые и юношеские возрастные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживаний. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости молодого человека от ситуации и ограничивает репертуар его совладающего поведения.
Юношеский возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений юноши с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.
Юношам и девушкам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают.
В
работе Туревской Т.А. защитные механизмы
понимаются как интрапсихические феномены,
которые реализуют
-
защитные механизмы,
-
защитные механизмы,
-
защитные механизмы,
Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.
Эмоциональное развитие в юношеском возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке.
Эмпирические
и опытные науки неплохо
При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется, прежде всего, социально-нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья. Как писал В.А. Сухомлинский: «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке».
Исключительность юношеских компаний – серьезное препятствие для разнополой дружбы. Хотя взаимный интерес и количество контактов между мальчиками и девочками в старших классах резко возрастают, эти отношения редко переходят в интимную дружбу, а те, что получают такое название, большей частью предполагают влюбленность.
Взаимоотношения 15-17-летних юношей и девушек психологически весьма напряжены. Как показали проведенные нами исследования, и юноши, и девушки увереннее всего чувствуют себя в общении с друзьями. Однако сравнение самооценок девятиклассников с оценками, которых они ожидали от разных значимых лиц, показало, что как мальчики, так и девочки ждут более благоприятных оценок со стороны сверстников собственного пола, причем у мальчиков разница в ожидаемых оценках одноклассников и одноклассниц, а также неуверенность в этих оценках выше, чем у девочек.
Информация о работе Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте