Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
изучить научную литературу по избранной теме;
выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
выявить способы решения проблем юношей и девушек в межличностных отношениях;
сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений………6
1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских
взаимоотношений…………………………………………………………………..6
1.2 Любовь. Переживания любви в юношеском возрасте……………………...10
2 Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте…………………...……………………………………...….16
Заключение………………………………………………………………...............22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Дружба  занимает исключительное, высокое место в ряду юношеских привязанностей. «На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит, прежде всего, о повышении уровня требований к дружбе об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.»3

       Юношеская дружба уникальна так  же и в возрастном плане.  Как первая самостоятельно выбранная  глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

     Однако  в дружбе юношей отчётливо проявляются  и противоречия этого возраста. Известная  неопределённость и неустойчивость представлений о собственном  «Я» рождают желание проверить  себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает оттого, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир.

     Нуждаясь  в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга.

     Психология  юношеской дружбы тесно связана  с особенностями личности. Коммуникативные  свойства весьма устойчивы. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо.

     Одна  из самых распространённых проблем  юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

     Обобщая все вышеизложенной в данной главе, можно сделать следующие краткие  выводы:

  • Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Поэтому и в любви и в дружбе развивается самосознание юноши, оформляются его жизненные планы;
  • Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста;
  • Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности;
  • Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.
 

     1.2 Любовь. Переживание любви в юношеском возрасте 

     Любовь. Это слово мы слышим и встречаем в книгах, фильмах, в песнях на много чаще других слов. Любовь воспета поэтами и художниками, о любви написаны тысячи книг и стихов, о любви сняты фильмы и поставлены спектакли, Любви посвящены песни, оперы, балеты... Так что же это такое - Любовь? Что это за волшебное слово, которое так волнует умы и заставляет чаще биться сердце? Что это за слово, которого ждут, о котором мечтают, о котором так много говорят и которое так трудно произнести впервые... Что это за чувство - любовь, когда ради любимого человека люди готовы идти на самопожертвование и подвиг.

     Часто любовью называют просто симпатию, увлечение, влюбленность. Думают, что  любовь проходит. Настоящая любовь, как и настоящая дружба, не проходи. В отличие от увлечения она  может только умереть. Настоящая  любовь (если не происходит какой-нибудь катастрофы) – это всегда на всю жизнь. Подлинная любовь, тем и отличается от простой симпатии, увлечения, влюбленности, что в ней две жизни как бы сливаются в одну, что человек живет чувствами, мыслями, радостями, горестями, интересами другого, как своими собственными. Мало того, готов пожертвовать своими интересами, самим собой ради счастья другого.

       Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно - эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

     Любовь - это настолько емкое понятие, что никто и никогда не сможет полностью и до конца выразить всю гамму чувств и эмоций, связанных со словом "Любовь".

     Подводя итог, автор приводит слова Марка Твена: «Ни один мужчина и ни одна женщина  понятия не имеют о том, что такое любовь, пока они не проживут

вместе  в браке четверть века». И если чувство было сильным и обоюдным,

дружеская любовь  укрепляется.

     Любовь  в юношеском возрасте – это  одно из важнейших событий этого  возраста. Память о нем сохраняется, как правило, на всю жизнь, благодаря  ярким и незнакомым переживаниям.

     Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объясняя, что те полны достоинств. Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее «вопреки», чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Нередко случается так, особенно в юношеском возрасте, что любит по-настоящему только один (одна), а другой (другая) только присутствует, милостиво разрешает любить себя и, как говорится, пользуется случаем извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Этому «другому» невдомек, что, хотя ему и перепадают все внешние выгоды и материальные блага, все истинное счастье даже в неразделенной любви по высшей справедливости достается не любимому, а любящему (правда, пополам с такими страданиями, которым не позавидуешь). Разумеется, в такой односторонней «полулюбви», счастья получается неизмеримо меньше.

     Для юноши или девушки любовь –  это, чаще всего, незнакомое чувство. Они  пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом.

     Юноша в возрасте 16-18 лет может наслаждаться обществом друзей своего пола. В  более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже  не компенсируется однополой дружбой. Более того, когда юноша чувствует, что он отстает в этом отношении от сверстников, он становится менее откровенен с друзьями и замыкается в себе. Психосексуальные трудности – одна из главных причин юношеского одиночества.

     Любовь  предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив, влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможно только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии.

     Наиболее  разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает  шесть стилей любви (Приложение А).

     1) эрос - страстная, исключительная  любовь-увлечение, стремящаяся к  полному физическому обладанию;

     2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства  и сравнительно легко допускающая  возможность измены;

     3) сторге - спокойная, теплая и надежная  любовь-дружба;

     4) прагма - рассудочная, совмещающая  людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

     5) мания - иррациональная любовь-одержимость,  для которой типичны неуверенность  и зависимость от объекта влечения;

     6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

       Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как людус – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие  от общения друг с другом.

     Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем  эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращают внимания на окружающих и главным образом не сводят глаз друг с друга.

     Любовь-страсть  эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым»                          

     Если  чувство обоюдное, юноша и девушка  переполнены любовью и испытывают радость, если нет – она опустошает и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь - страсть - состояние сильного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны обращать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

     Ожидание  любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано  с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

     «Разделив обследованных ими 13-летних школьников на до- и постпубертатных, западногерманские исследователи Ю.Шлегель и сотрудники, сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятья, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархеальные девочки только чаще влюбляются. Видимо дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. Подростки начинают ухаживать не только в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту»4

     Важную  роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы (Приложение Б).

  1. Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  2. Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  3. Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

Информация о работе Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте