Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
изучить научную литературу по избранной теме;
выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
выявить способы решения проблем юношей и девушек в межличностных отношениях;
сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений………6
1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских
взаимоотношений…………………………………………………………………..6
1.2 Любовь. Переживания любви в юношеском возрасте……………………...10
2 Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте…………………...……………………………………...….16
Заключение………………………………………………………………...............22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников …………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Основные  данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Абаканский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте
Фамилия студента Ивонина
Имя студента Ольга
Отчество студента Владимировна
№ контракта 10200070701011
Файл  титульного листа  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Возрастно-психологические аспекты  юношеских   взаимоотношений………6  

    1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских

    взаимоотношений…………………………………………………………………..6

     1.2 Любовь. Переживания любви в юношеском  возрасте……………………...10

    2 Проблемы дружбы и любви, преодоление негативных переживаний в юношеском возрасте…………………...……………………………………...….16

    Заключение………………………………………………………………...............22

    Глоссарий………………………………………………………………………….24

     Список  использованных источников …………………………………………....25

    Приложение А…………………………………………………………………..…26

    Приложение Б……………………………………………………………………..26

    Приложение  В……………………………………………………………………..26

    Приложение Г……………………………………………………………………..26

    Приложение Д……………………………………………………………………..26

 

    Введение

     Данная  курсовая работа направлена на изучение проблем любви, дружбы и способы  их решения в юношеском возрасте.

     Переходный  возраст – время перемен. Его  начало отмечено биологическими изменениями, а завершение – социальными. У подростка происходят большие перемены – и в жизни, и в организме. На эти изменения он реагирует выработкой определенной системы запретов и предписаний на основе своих личностных особенностей и жизненного опыта.

     Если  изменения детского самосознания большей  частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются  эпохой скачка, «второго рождения», возникновения  нового качества, и в первую очередь  открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.

     Главное психологическое приобретение ранней юности открытие своего внутреннего мира. Вполне осознавая свои поступки, ребенок не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир – одна из возможностей субъективного опыта, средоточие которого является он сам. Обретая возможность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.

     Вместе  с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство  одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью. Интимно-личностное общение, как камерное, доверительное, сопереживающее, в юношеском возрасте занимает существенное место. На основе откровенности и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте очень высоко, так как является проявлением возрастных потребностей.

     Сопоставление психологической интимности, глубины  и взаимности межличностных отношений юношей и девушек с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственна и «диффузная идентичность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются – это показатель возрастного развития.

     Для понимания психологических отличий  дружбы взрослых людей от юношеской  дружбы особенно важны три момента: относительное завершение новых  интимных привязанностей; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.

     Несмотря  на упрощение взаимоотношений между  юношами и девушками, они вовсе  не так просты, как кажется некоторым  взрослым.  «Характерно, что большая  часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и многое другое.»1

     Актуальность  изучения проблем любви и дружбы в юношеском возрасте, а также  способы их решения определяется интересом к возрастной психологии. Их недооценка порождает обострение подростковых проблем в межличностных  отношениях. 

     Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.

     Исходя  из цели данной курсовой работы, можно  выделить следующие задачи:

  1. изучить научную литературу по избранной теме;
  2. выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
  3. выявить способы решения проблем юношей и девушек в межличностных отношениях;
  4. сделать необходимые выводы.

    Решение обозначенных задач позволит понять, какие трудности стоят на пути

у людей  юношеского возраста в отношениях любви  и дружбы. Как они  переживают свои проблемы, и как с ними справляются. Кому больше доверяют мальчики и девочки в этот возрастной период и с людьми, какого возраста предпочитают

общаться.      

     Объектом  данной курсовой работы является юношеский  возраст.

     Предметом курсовой работы является переживание жизненных проблем и способы их решения у юношей и девушек, а также проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.

     Методы  исследования проблемы данной курсовой работы – теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы; анализ опытов ученых, работавших в данной области науки.

     Практическая  значимость курсовой работы заключается  в межличностных отношениях между  юношей и девушкой.

    Основная  часть

     1 Возрастно-психологические  аспекты юношеских  

    взаимоотношений  

     1.1 Дружба. Построение юношами и девушками дружеских   

          взаимоотношений 

     Дружба  – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов соединения, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

     Развитие  дружбы предполагает следование ее неписанному  «кодексу», утверждающему необходимость  взаимопонимания, откровенность и  открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

     Дружба  бывает разная. Кто-то стремится подчинить  себе другого, а кто-то находит радость, посветив свою жизнь кому-то. Но самая  великая, настоящая дружба – это  когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друг» стремится использовать это счастье для своих интересов, когда, по поговорки, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, даже если родиться, быстро чахнет и умирает.

     Сама  потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает

личность, делает её добрее, гуманнее, щедрее к  людям. Как писал В.А.

Сухомлинский, «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к

человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших  душевных движений в другом

человеке». Нравственный кодекс дружбы воплощает  выработанные культурой

представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. И

степень реализации этого идеала во многом зависит от наших усилий.

     Дружба  – важнейший вид эмоциональной  привязанности и межличностных  отношений юношеского возраста. Очень  часто можно услышать мнение, что  под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов.

     Во  все времена дружба всегда считалась  высшей нравственной ценностью. Психологические  закономерности юношеской дружбы, будь то её идеал или реальные свойства, отличаются удивительной устойчивостью  и проявляются в самых различных  социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

     Возрастная  динамика дружбы, как и прочих межличностных  отношений, измеряется, прежде всего, степенью её избирательности, устойчивости и интимности.

       Рост потребности в интимном  общении неизбежно психологизирует  понятие дружбы. Все эти качества  с переходом от детства к  отрочеству и от отрочества  к юности возрастает. Как говорила Т.В. Драгунова: «Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением».

     Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

     Очень интересно, какой тип друга выбирают старшеклассники. «Юноши и девушки 15 – 16 лет тянутся к старшим, вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Но потребность в дружбе со сверстником ещё сильнее. «Отвечая на вопрос: «Человека, какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом – старше себя, своего возраста или младше?» - юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику (75-80% всех ответов), реже – старшему (от 11-12 до 18-19%) и совсем редко (от 1-4%) младшему»»2.

     Возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические  потребности. Ориентация на сверстника говорит о стремлении к более  или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на принципе сходства и равенства: «С другом моего возраста мне легче общаться»; «Ему можно всё сказать, не боясь насмешек»; «С ним я свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее». Выбор старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают ссылки на то, что: «Старший может служить образцом»; «На него можно положиться», то есть подчёркивается момент зависимости. Но и потребность в общении с младшим, желание быть вожаком у них, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Общение с младшим, позволяя юноше проявить положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение, самооценку. Но как, ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений всё-таки не отвечает его представлению о дружбе. Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как её альтернатива. У тех, кто дружит исключительно с младшими, выбор в большинстве случаев вынужденный. Либо это следствие отставания в развитии.

Информация о работе Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте