Проблема влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности в теории и практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление влияния темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………....3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ….…..5
1. Теоретические подходы к изучению психологических
характеристик темперамента…………………………………………………5
2. Процесс выбора профессиональной деятельности……..............14
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………….23
2.1. Обоснованная методика исследования ……………………………….23
2.2. Результаты исследования………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     Человек, выбравший профессию педагога, должен хорошо контролировать процессы возбуждения  и торможения, владеть собой и  легко справляться с любой  ситуацией.

     Деятельность  учителя можно отнести к такому типу профессии как «Человек - человек» так как эта профессия, связана с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей.

     Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в  них нужно уметь активно взаимодействовать  с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

     Таким образом, по полученным результатам, мы видим, что доминирующий тип темперамента в этой группе, отвечает требованиям деятельности учителя информатики. Мы можем сказать, что людям с таким типом темперамента будет легко решать задачи связанные с их деятельностью, находить общий язык со своими учениками. Их тип темперамента будет способствовать профессиональному росту и развитию. 

     

Рис. 2.1. Темперамент студентов группы “Информатика”

     Во  второй группе – организация работы с молодежью, мы получили следующие  результаты. В ней преобладают респонденты, с таким типом темперамента, как холерики – 70%. Из них 10% - холерики флегматические, 20% - холерики меланхоличные, 40% - холерики сангвинические.

     20% из общей группы составляют  меланхолики. Из них12% - меланхолик  слабовыраженный и 8% - меланхолик холерический.

     И остальные 10% приходятся на такой тип  темперамента как сангвиники.

     Для того чтобы сделать выводы о влиянии  темперамента на профессиональную деятельность, нам необходимо обратиться к особенностям деятельности группы организация работы с молодежью.

     Их  особенностью профессиональной деятельности является: во-первых контактность, высокая  эмоциональность, гибкость психики, высокая  активность, инициативность, творческий подход к работе.

     Деятельность  учителя можно отнести к такому типу профессии как «Человек - человек» так как эта профессия, связана с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей.

     Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в  них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

     Таким образом, мы получили выводы похожие  с выводами предыдущей группы.

     Несмотря  на то, что в данной группе преобладают  холерики, результаты сходны, так как  профессиональная деятельность организации  работы с молодежью отличается от профессиональной деятельности учителей информатики, а профессиональная деятельность группы организация работы с молодежью требует именно таких качеств, которые ярко выражены в холерическом типе темперамента.

     

Рис. 2.2 Темперамент студентов группы “ОРМ” 

     В следующей группе – прикладная информатика  в экономике, были получены следующие  результаты: 69% составляют респонденты  с холерическим типом темперамента. Среди них 60% - холериков слабовыраженных, 9% холериков сангвинических.

     18% - сангвиников холерических, 10% - флегматики и 3% приходится на меланхоликов

     Чтобы сделать выводы по полученным данным, нам необходимо обратиться к особенностям типа деятельности прикладной информатики  в экономике.

     Профессиональная  деятельность заключается в том, что они должны быть способными выполнять однообразную работу в течении длительного времени, более того их профессиональная деятельность связана с большими и длительными умственными нагрузками. Их основные задачи заключаются в точности, усидчивости, внимательности. Работа не предполагает много контактов с внешним миром, она не требует общительности.

     Данную  группу можно отнести к такому типу профессий как «Человек - знак» - эти профессии, связанные  с оформлением  документов, оперированием с числами.

     Мы  можем сделать вывод, что с такого рода  деятельностью справится человек с доминирующим типом темперамента – флегматика, так как человек наделенный данным типом темперамента обладает терпением, выдержкой, самообладанием. Но, в данном случае, исследования показали, что доминирующий тип темперамента – холерики. Мы наблюдаем несоответствие типа темперамента и особенностей профессиональной деятельности. Так как людям с типом темперамента холериков будет сложно выполнять однообразную работу долгое время, они невнимательны, нетерпеливы, неусидчивы. Если все испытуемые, данной группы, свяжут свою жизнь с  профессией, которую они выбрали, то это затруднит их работу, карьерный рост, им будет сложно выполнять задачи, связанные с их профессией.  

     

Рис. 2.3 Темперамент студентов группы “ПИЭ” 

     В группе, специальность которой социология, получены следующие результаты: 60% - сангвиники, из них 45% - сангвиники ярковыраженные, 5% - сангвиники флегматичные, 20% - сангвиники ярковыраженные.

     30%,  из общей группы, холерики. 15% - холерики  сангвинические, 12% - холерики слабовыраженные, 3% - холерики меланхоличные.

     10% - флегматики.

     Для того чтобы сделать выводы  нам  необходимо обратиться к особенностям типа деятельности социологов. В своей  работе им приходится много общаться, быть активными, настойчивыми, энергичными, доброжелательны.

     Деятельность  учителя можно отнести к такому типу профессии как «Человек - человек» так как эта профессия, связана  с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью  людей.

     Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

     Мы  можем сделать вывод, что с  такой деятельностью справится  человек с доминирующим типом  темперамента таким как сангвиник. Полученные результаты показывают, что доминирующий тип темперамента отвечает требованиям деятельности социологов.  

Рис. 2.4 Темперамент студентов группы “Социалогия” 

     Данное  исследование нельзя рассматривать  как стопроцентно верное по следующим  причинам: во – первых, студенческую аудиторию нельзя отнести к профессиональной деятельности, т.е. выбор факультета остается за студентами, но он, пусть и получает определенную профессию, не является профессионалом в этой области.

     Таким образом, мы видим, что в целом  тип темперамента соответствует профессиональной деятельности испытуемых. Но стоит не забывать о том, что в чистом виде темперамент не встречается и могут быть исключения. Иногда работу, предназначенную для холериков, не менее успешно, способен выполнить и сангвиник т.к. типы темпераментов схожи, но нельзя стопроцентно утверждать, что с этой работой не справится флегматик или меланхолик, просто для них эта работа будет более трудной и менее приятной.

     Необходимо  помнить, что выбор профессии продиктован социальными или материальными, что бывает более часто, условиями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Выбор профессиональной деятельности - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

     При различных условиях жизни, обучения и воспитания, при наличии определенного  типа темперамента формируются разные психологические черты. Ученые издавна  заметили, что представители различных  типов темперамента выбирают преимущественно  те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям. Склонность к определенной профессии имеет полуосознанный характер и отражает стремление человека получить удовлетворение в определенном виде деятельности.

     От  темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

     Таким образом, темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

     Для темперамента особенно существенны  впечатлительность человека и его  импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию. В современной психологической литературе выделяют следующие типы темпераментов: холерический, флегматический, меланхолический, сангвинический.

     Каждая  профессия предъявляет свои требования к работнику. Несоответствие психофизиологических способностей организма во многих случаях  определяет неуспешность и даже невозможность овладения ею. Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

     Роль  индивидуально-психологических особенностей личности в труде заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, педагогическими воздействиями. От них зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения. Можно использовать несколько путей, чтобы приспособить особенности личности к требованиям профессионального отбора, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами индивидуально-психологических особенностей личности.

     Таким образом, индивидуально-психологические  особенности личности, в том числе  темперамент, накладывают отпечаток  на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Немов, Р.С. Психология. Учебник для вузов. В 3-х т./ Р.С.  Немов - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006. - 639 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов  В.Я.  Психология индивидуальных

различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов - М.изд-во МГУ,2000.- 306 с.

  1. Крылова А.А. Психология. Учебник. / А.А.Крылов. - М.: Проспект.

2000. -204 с.

  1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология

индивидуальных  различий: Тексты./ Е.А. Климов - М., 1994.-201 с.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология./ А.Г Маклаков .- СПб.: Питер, 2002.- 301с.
  2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента/ В.С Мерлин М., 1994. – 305 с.

7. Немов  Р.С. Общая психология: Учебник  для студ. образоват. учреждений  сред проф. образования./ Р.С.  Немов  - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 400 с.

8. Казанская  В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс./ В.Г.  Казанская - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

9. Столяренко  Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники,  учебные пособия».)/ Л.Д.  Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.-105 с.

10. Симонов  П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд./ П.В. Симонов.- М., "Наука", 2008.- 301 с.

11. Юнг  К.Г. Психологические типы./ К.Г.  Юнг.- М., 1995. - 216 с.

Информация о работе Проблема влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности в теории и практике