Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление влияния темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………....3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ….…..5
1. Теоретические подходы к изучению психологических
характеристик темперамента…………………………………………………5
2. Процесс выбора профессиональной деятельности……..............14
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………….23
2.1. Обоснованная методика исследования ……………………………….23
2.2. Результаты исследования………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35
От человека, выбравшего техническую профессию, требуется, чтобы он интересовался и любил технику, имел стремление к ручному труду, предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий.
Профессии типа «Человек –человек» — это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература и другие предметы общественного цикла.
Профессиональную сферу «Человек - человек» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг.
Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
Профессии
типа «Человек - знак» — это профессии,
связанные с созданием и
Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр.
Профессии
типа «Человек - художественный образ»
— это профессии, связанные с
изобразительной деятельностью, музыкой,
литературно-художественной деятельностью
и актерско-сценической
Следует особо отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима природная одаренность.
Продуктивность
работы человека тесно связана с
особенностями его
Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта.
Специальные
методики помогают выделить претендентов
с наиболее подходящими для данной
специальности
Знание особенностей проявлений различных темпераментов важно не только при выборе профессии, но и при комплектовании производственных коллективов, создании команды единомышленников, понимания проблем и конфликтов в коллективе.
Например, у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного дела на другое, но его безудержность в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими людьми. Достоинство - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на "острие иглы"), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).
У
сангвиника также сильная нервная
система, а значит, и хорошая работоспособность,
он легко переключается в
Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Он чрезвычайно тяжело переключается на другую работу, его трудно выбить из "наезженной колеи".
Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Меланхолик с точки зрения силы - работоспособности нервной системы - самый "невыигрышный" тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое; в отличие от "сильных типов", обладает чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него.
Для отнесения сотрудника к определенному типу темперамента следует убедиться в выраженности у него таких черт как:
- активность - о ней судят по тому, с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;
- эмоциональность - о ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции.
-
особенности моторики - они выступают
в быстроте, резкости, амплитуде
и ряде других признаков
Совместимость
различных людей в
В
совместимости сотрудников
Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
ГЛАВА II.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ
СТУДЕНТОВ
2.1. Обоснованная
методика исследования
При отборе методик, для выявления темперамента современных студентов, мы отдали предпочтение тестам – опросникам, которые позволяют достаточно точно и оперативно в условиях групповой работы определить необходимые психологические характеристики. Однако, следует всегда помнить, что уже сама по себе процедура самоотчета может приводить к значительным искажениям данных и соответственно никогда не использовать полученные данные в качестве единственных и окончательных сведений об особенностях психического склада конкретного студента. Первое место в использовании психологических методик уверенно занимает тест – опросник, созданный английским психологом Гансом Айзенком. Данный автор, проанализировав материалы обследования 700 солдат – невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредствам двух главных факторов: экстроверсии/интроверсии и нейротизма. Первый из факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально – психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия),либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптивность.
Второй фактор – нейротизм – описывает некоторое свойство – состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом – чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптивный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат – достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Но следует помнить, что Г.Айзенк давал характеристики «чистых типов темперамента» (то есть в крайних угловых положениях квадранта). Но такие типы встречаются крайне редко. Следовательно необходимо делать поправку, когда получены результаты. Причем чем ближе один тип темперамента к другому, тем больше характеристик перекликается.
2.2. Результаты
исследования
Целью данной курсовой работы является выявление влияния типа темперамента на выбор профессиональной деятельности.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования нами были поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические
-
выявить сущность процесса
-
обосновать методику
- провести анализ полученных данных;
Проведя исследования были получены следующие выводы: в группе, специальностью информатика доминирующим типом темперамента является – сангвиник, он составляет 65% от всей группы.
На втором месте, в процентном соотношении находится такой тип темперамента как холерик, он составляет 30%. Из них 5% - холерик ярковыраженный, 10% - холерик меланхоличный, а остальные 15% - холерик слабовыраженный.
5%
приходится на такой тип
Чтобы подвести итог стоит обратить внимание на особенности профессиональной деятельности этой группы. Информатики – это будущие учителя. Профессиональная деятельность учителя безусловна основана на работе с людьми, следовательно у человека, выбравшего эту профессию должен быть сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Учителю необходимо быть сдержанным, доброжелательным, без труда переживать неудачи. Педагог должен легко сдерживать свои реакции и проявления чувств.
Но вместе с тем эта профессия связана с умственной деятельностью, любознательностью, так как информатика очень сложный предмет, требующий определенной четкости, внимательности, индивидуальности, скрупулезности.