Проблема влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности в теории и практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление влияния темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………....3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ….…..5
1. Теоретические подходы к изучению психологических
характеристик темперамента…………………………………………………5
2. Процесс выбора профессиональной деятельности……..............14
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………….23
2.1. Обоснованная методика исследования ……………………………….23
2.2. Результаты исследования………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы).Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

     Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы.  Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции [11, С.15].

     Меланхолик  (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм [11, С.18].

     Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности [11, С. 20].

     Особенности темперамента следует учитывать  при профессиональном отборе. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может  влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других. В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека [9]. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором. Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика. Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

 

      1.2. Процесс выбора профессиональной деятельности человека 

     Термин  «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет  примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

     Профессия как трудовая деятельность имеет  определенную структуру:

     - заданные цели, представления о  результате труда;

     - заданный предмет;

     - система средств труда (в зависимости  от предмета они существенно  различаются между собой);

     - система профессиональных служебных  обязанностей (заданных трудовых  функций);

     - система прав;

     - производственная среда, предметные  и социальные условия труда.

     Цели, представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы  в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.

     Однако  не в каждой деятельности образец  задается при помощи должностных  инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих случаях таким «живым образцом»  профессиональной деятельности выступает  компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Молодой, начинающий работник стремится перенять не только конкретные трудовые действия данного специалиста, но и стиль его профессионального общения и поведения, а также целостный образ жизни даже во внерабочее время.

     Кроме того, во многих профессиях невозможно точно описать представление  о конечном результате труда. Это  относится в первую очередь к  управленческим и творческим профессиям.

     Под профессиональной деятельностью понимается род трудовой деятельности, требующих определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

     Необходимо  различать цели профессиональной или  трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должностное место. При условии, если данное рабочее место является вакантным, цели указанной профессиональной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

     Такие рассогласования объективных и  субъективных профессиональных целей  могут быть как положительными, так  и отрицательными. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профессиональную сферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных, заданных границах, то в результате деятельности новатора такие границы расширяются с появлением новых возможностей для других работников.

     Во  втором случае, если рассогласование  объективных и субъективных целей  имеет отрицательный результат, работник должен пройти курс профессионального  обучения с тем, чтобы «дорастить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований профессиональной деятельности, в которой он работает.

     Предмет труда — это система взаимосвязанных  признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, он должен изменить, преобразовать предмет трудам или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности.

     Средства  профессиональной деятельности — это  вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует  с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

     Вещественные  средства труда — это аппаратурные средства для приема, переработки  и передачи информации; средства для  осуществления практических действий.

     Внешние функциональные средства труда — это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

     Кроме того, в качестве внешнего функционального  средства трудовой деятельности может  выступить организм человека-профессионала.

     В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образования в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

     Социальные  условия труда — это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития.

     В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

     В основу классификации профессии  положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется в виду «живая» природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различные виды энергии), человек (ребенок, взрослый, старик) и знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ.

     Соответственно  обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: «Человек - природа», «Человек - техника», «Человек -человек», «Человек – знак» и  «Человек - художественный образ».

     Профессии типа «Человек - природа» — это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также на микроорганизмы. При выборе профессий данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление к отдыху не есть еще стремление работать в данной профессиональной сфере.

     Профессиональная  сфера «Человек - природа» включает в себя такие виды труда, как рабочий-лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, садовод,  виноградарь, цветовод-декоратор, шелковод, табаковод, чаевод, животновод с различными специализациями, пчеловод, рыбовод, биолог, биохимик, генетик и др.

     Молодой человек, выбирающий профессию в  сфере профессий «Человек -природа», должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.

     Профессии типа «Человек - техника». Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист), профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов, профессии по ремонту, наладке и обслуживанию машин, приборов, аппаратуры, профессии по ремонту, монтажу и сооружению зданий (сюда относятся все строительные профессии), профессии в транспорте, наконец, профессии по переработке сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Проблема влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности в теории и практике