Проблема влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности в теории и практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление влияния темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………....3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ….…..5
1. Теоретические подходы к изучению психологических
характеристик темперамента…………………………………………………5
2. Процесс выбора профессиональной деятельности……..............14
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………….23
2.1. Обоснованная методика исследования ……………………………….23
2.2. Результаты исследования………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………....3

ГЛАВА I.    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ….…..5

    1. Теоретические подходы к изучению психологических

     характеристик темперамента…………………………………………………5

    1. Процесс выбора профессиональной деятельности……..............14

ГЛАВА II.  ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА СОВРЕМЕННЫХ  СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………….23

     2.1. Обоснованная методика исследования  ……………………………….23

     2.2. Результаты исследования………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что при различных условиях жизни, обучения и воспитания, при наличии  определенного типа темперамента формируются разные психологические черты. Ученые издавна заметили, что представители различных типов темперамента выбирают преимущественно те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям. Склонность к определенной профессии имеет полуосознанный характер и отражает стремление человека получить удовлетворение в определенном виде деятельности.

     Целью данной курсовой работы является выявление влияния  темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности.

     Объектом исследования является процесс выбора профессиональной деятельности студентов.

     Предмет исследования влияние темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности.

     В соответствии с целью, предметом  и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть теоретические подходы к изучению психологических характеристик темперамента;

     - выявить сущность процесса выбора профессиональной деятельности;

     - обосновать методику исследования влияния темперамента студентов на выбор профессиональной деятельности;

     - провести анализ полученных данных;

     Опытно - экспериментальной базой исследования являлся факультете информационных и социальных технологий Липецкого педагогического университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса, в количестве 105 человек.

     Исследование проводилось в несколько этапов:

     1 этап (сентябрь) – работа с литературой, окончательное составление плана;

     2 этап (октябрь) – оформление теоретической части, работа над определенными главами;

     3 этап (ноябрь) – подготовка и проведение исследования, оформление результатов исследования, представление чернового варианта работы;

     4 этап (декабрь) – оформление курсовой работы;

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

     Во введении раскрывается актуальность темы исследования, даётся обзор взглядов на данную проблему, определены объект, предмет и задачи исследования.

       В I главе «ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ» рассматриваются история учения о темпераменте, типы темперамента, процесс выбора профессиональной деятельности.

     Во II главе «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на основе тестирования студентов, выявляется влияние типа темперамента на выбор профессиональной деятельности на ФИиСТех.

     В заключении представлены общие выводы курсовой работы.

      Список литературы содержит 11 источник.

      В приложении представлен - тест - опросник проводимого исследования;  
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ 

     
    1. Теоретические подходы к изучению психологических

     характеристик темперамента 

     Слово "темперамент" в переводе с  латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", Гиппократ (5-4 вв. до н. э.), под темпераментом, понимал и анатомо - физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека [1]. Он полагал, что темперамент это нарушения в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи (по-гречески - "холе") и черной желчи (по-гречески – "мелана холе"). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. Изменяются характеристика основных типов темперамента, и представление о количестве типов. Одними и теми же словами - "сангвиник", "холерик", "флегматик" и "меланхолик" - разные психологи обозначали совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т.д. типов. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств (характера личности). Однако в течение длительного времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения. Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений - объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Кречмер, американский - Шелдон) или соотношение свойств нервной системы.

     Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности [1, С.54].

     Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности [4]. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, у других скачкообразно.  Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно [8]:

     1)скорость  возникновения психических процессов  и их устойчивость (например, скорость  восприятия, быстрота ума, длительность  сосредоточения внимания),

     2)психический  ритм и темп,

     3)интенсивность  психических процессов(например, сила эмоций, активность воли),

     4)направленность  психической деятельность на  какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

     Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Они наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

     Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения [7]:

     1) сила процессов;

     2) уравновешенность процессов;

     3) подвижность (сменяемость) процессов;

       Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

     Слабость  нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

     Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.

     Одно  из основных свойств высшей нервной  системы - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов.

     В зависимости от сочетания силы, подвижности  и уравновешивания процессов  различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. По признаку силы нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервные системы. Представителей сильной нервной системы он, в свою очередь, подразделил на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными). Слабость нервной системы И.П. Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия, и поэтому представителей слабого типа уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов.

       Типы высшей деятельности относятся  к природным наследственным данным, это врожденное свойство нервной  системы. В дальнейшем были  открыты новые свойства, например динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет скорость и легкость выработки положительных условно-рефлекторных связей (динамичность возбуждения) и скорость выработки отрицательных связей (динамичность торможения), лабильность нервных процессов - особое свойство, определяющее скорость нервных процессов возникновение возбудительного или тормозительного процесса [3].

     Психологические свойства темперамента тесно взаимосвязаны с физиологическими свойствами нервной системы. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее четкое, тонкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое [10].

     Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное приспособление организма к среде.

     Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами [9]:

     Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором.

     Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

     Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д. Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

     Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума [6, С.121]. Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность). Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их) [5].

Информация о работе Проблема влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности в теории и практике