Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, реферат
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.
Введение
I. Теоретические основы понятия школьной тревожности
2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3. Проблема школьной тревожности в психологии
Заключение
Литература
□ повышенным уровнем сложности
учебных программ, не соответствующих
уровню развития детей, что особенно
характерно для столь любимых
родителями «престижных школ», где,
по данным исследования, дети значительно
тревожнее, чем в обычных
□ недостаточным уровнем развития высших психических функций учащихся, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, не владеющего навыками подачи материала или педагогического общения и т.д.;
□ психологическим синдромом хронической не успешности, который, как правило, складывается в младшем школьном возрасте; основная особенность психологического профиля такого ребенка – высокая тревожность, вызванная несовпадениями между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка ( Венгер А.Л.,2000).
Связь школьной тревожности
с успеваемостью можно
Как видно, наиболее «тревожными»
детьми являются двоечники и отличники.
«Середнячки» в плане успеваемости
характеризуются большей
Неадекватные ожидания со
стороны родителей, как уже отмечалось,
являются типичной причиной, порождающей
у ребенка внутриличностный конфликт,
который, в свою очередь, приводит к
формированию и закреплению тревожности
вообще. В плане школьной тревожности
– это, прежде всего, ожидания, касающиеся
школьной успеваемости. Чем более
родители ориентированы на достижение
ребенком высоким учебных результатов,
тем более выражена у ребенка
тревожность, что продемонстрировано
в исследовании Б. И. Кочубея и
Е. В. Новиковой (1988;). Интересно, что
учебные успехи ребенка для родителей
в подавляющем большинстве
Неблагоприятные отношения с педагогами как фактор формирования школьной тревожности многослойны.
Во-первых, тревожность может
порождаться стилем взаимодействия
с учениками, которого придерживается
учитель. Даже не беря в расчет такие
очевидные случаи, как применение
учителем физического насилия. Оскорбление
детей, можно выделить особенности
стиля педагогического
Во-вторых, формированию тревожности
могу способствовать завышенные требования,
предъявляемые педагогом к
В-третьих, тревожность может
быть вызвана избирательным
Регулярно повторяющиеся
оценочно-экзаменационные
Для некоторых учащихся стрессогенным
фактором может являться любой ответ
на уроке, в том числе наиболее
распространенный ответ «с места».
Как правило. Это связано с
повышенной застенчивостью ребенка, отсутствием
необходимых коммуникативных
Однако большинство детей испытывает тревожность при более серьезных «проверках» - на контрольных работах или экзаменах. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности (Бойко В. В., 1997).
Негативное влияние ситуации
проверки знаний прежде всего сказывается
на тех учащихся, для которых тревожность
является устойчивой личностной особенностью.
Этим детям проще сдавать
Однако «экзаменационной – оценочная» тревога возникает и у тех детей, которые не обладают тревожными чертами личности. В этом случае она детерминирована сугубо ситуационными факторами, однако, будучи достаточно интенсивной, также дезорганизует деятельность ученика, не позволяя ему раскрыться на экзамене с лучшей стороны, затрудняя изложение даже хорошо выученного материала.
Смена школьного коллектива
сама по себе является мощным стрессогенным
фактором, поскольку предполагает необходимость
установления новых взаимосвязей с
незнакомыми сверстниками, причем результат
субъективных усилий не определен, поскольку
в основном зависит от других людей
(тех учащихся, из которых состоит
новый класс). Следовательно, переход
из школы в школу (реже - из класса
в класс) провоцирует формирование
тревожности (прежде всего межличностной).
Благополучные отношения с
Школьная тревожность
может проявляться в поведении
самыми разнообразными, порой неожиданными,
способами, маскируясь под другие проблемы.
По нашим данным, основными диагностическими
признаками школьной тревожности являются
пассивность на уроках, скованность
при ответах, смущение при малейшем
замечании со стороны учителя. На
перемене тревожный ребенок не может
найти себе занятие, любит находиться
среди детей, не вступая, в тесные
контакты с ними. Кроме того, в
силу больших эмоциональных
Однако такое описание
феноменологии тревожности
1. Среди признаков школьной
тревожности, являющихся
2. Нежелание ходить в
школу чаще всего возникает
в контексте недостаточной
С конфликтностью самооценки связан и следующий «универсальный» поведенческий признак школьной тревожности – отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать его выполнять, что обусловлено описанным выше механизмом «замкнутого психологического круга». Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в параллели. Учащиеся этих классов обычно не выполняют домашних заданий, меньше работают на уроках, и объяснение этому можно найти
Страницы: 1 2
Проблема школьной
тревожности в современной
в словах девочки – девятиклассницы, которая учится в таком классе: «А зачем? Мы дураки, все равно не сможем… Нам можно!»
Раздражительность и агрессивность
проявления ребенка зачастую рассматриваются
как самостоятельные «мишени» психологической
помощи, в то время как во многих
случаях они являются только симптомом,
свидетельствующим о том, что
такой ученик подвержен школьной
тревожности. Раздражение или агрессивные
реакции могут оказаться
Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках, - признак школьной тревожности, судьба которого во многом сходна с предыдущим. Также как и агрессивность, рассеянность может рассматриваться как
самостоятельный симптом, указывающий
на определенный дефект внимания. Во многих
случаях частые отвлечения на уроках,
только «физическое» присутствие на
уроке характерны для детей, которые
таким образом стараются
Особого внимания заслуживает
такая форма проявления школьной
тревожности, как потеря контроля над
физиологическими функциями в стрессогенных
ситуациях. В первую очередь, это
различные вегетативные реакции
в беспокоящих ситуациях. Например,
ребенок может краснеть (бледнеть),
отвечая у доски и даже с
места, чувствовать дрожь в коленках,
подсасывание под ложечкой. В ответственные
моменты могут возникать
Кроме универсальных форм
проявления школьной тревожности, можно
перечислить и несколько
Информация о работе Проблема школьной тревожности в современной школе