Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, реферат
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.
Введение
I. Теоретические основы понятия школьной тревожности
2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3. Проблема школьной тревожности в психологии
Заключение
Литература
Тревога и тревожность не всегда осознаются субъектом и могут регулировать его поведение на неосозноваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения «со стороны» также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.
Таким образом, тревожность
представляет собой фактор, опосредующий
поведение человека либо в конкретных,
либо в широком диапазоне ситуаций.
Несмотря на то что существование
феномена тревожности у психологов
не вызывает сомнений, ее проявления в
поведении проследить довольно сложно.
Это связано с тем, что тревожность
часто маскируется под
1.2. Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития (Прихожан А.М., 1998).
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно выделить:
1. Внутри личностные конфликты,
прежде всего, связанные с
2. нарушения внутрисемейного
и или внутри школьного
3. Соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П.И., 1998 и др.).
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:
негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
противоречивыми требованиями,
которые предъявляются к
В соответствии с онтогенетическими
закономерностями психического развития,
можно описать специфические
причины тревожности на каждом этапе
дошкольного и школьного
У дошкольников и младших
школьников тревожность является результатом
фрустрации потребности в надежности,
защищенности со стороны ближайшего
окружения (ведущей потребности
этого возраста). Таким образом, тревожность
в этой возрастной группе представляет
собой функцию нарушения
Устойчивым личностным образование
тревожность становится к подростковому
возрасту. До этого момента она
является производной широкого круга
социально-психологических
Существенное повышение
уровня тревожности в подростковом
возрасте может быть связано и
с формированием
Аналогичные тенденции могут
сохраняться и в период ранней
юности. К старшим классам тревожность
дифференцируется, локализуется в отдельных
сферах взаимодействия человека с миром:
школа, семья, будущее, самооценка и
т.д. Ее появление и или закрепление
связано с развитием рефлексии,
осознания противоречий между своими
возможностями и способностями,
неопределенностью жизненных
Важно, что тревога начинает
оказывать мобилизующее влияние
только с подросткового возраста,
когда она может стать
Необходимо также отметить,
что тревожности подвержены как
мальчики, так и девочки, но специалисты
считают, что в дошкольном возрасте
более тревожными являются мальчики,
к 9-11 годам соотношение становится
равномерным, а после 12 лет происходит
резкое повышение тревожности у
девочек. При этом тревога девочек
по своему содержанию отличается от тревоги
мальчиков: девочек больше волнуют
взаимоотношения с другими
Таким образом, детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Как устойчивая личностная она черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации.
Описанные особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности – школьной тревожности.
Хотя понятие «тревожность»,
по сути, перенесено из психиатрии, оно
прочно обосновалось в различных
отраслях психологии, в том числе
и в педагогической психологии, которая
анализирует причины
В литературе встречаются
разные обозначения устойчивого
переживания школьного
Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутри личностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т.п.) перед посещением школы (Раттер М., 2000).
Понятие «школьная фобия» используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе, неврозе в собственном смысле слова.
Термин «дидактогения», «дидактогенные
неврозы» используются для того, чтобы
указать, что тревога. Страх ребенка
вызваны непосредственно
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.
Поэтому следует сразу
оговориться, что оптимальная учеба
в школе возможна только при условии
более или менее
Именно интенсивное, дезорганизующее
учебную деятельность переживание
тревожности рассматривается
В нашей работе школьная
тревожность будет пониматься как
специфический вид тревожности,
проявляющиеся во взаимодействии ребенка
с различными компонентами образовательной
среды и закрепляющиеся в этом
взаимодействии. При этом повышенная
школьная тревожность, оказывающая
дезорганизующее влияние на учебную
деятельность ребенка, может быть вызвана
как сугубо ситуационными факторами,
так и подкрепляться
Школьная образовательная среда описывается следующими признаками (Ковалев Г.А., 1993):
- физическое пространство,
характеризующееся
- человеческие факторы, связанные с характеристиками системы «ученик – учитель – администрация – родители»;
- программа обучения.
Наименьшим «фактором
риска» формирование школьной тревожности,
безусловно, является первый признак.
Дизайн школьного помещения как
компонент образовательной
Наиболее типично
□ учебные перегрузки;
□ неспособность учащегося справиться со школьной программой;
□ неадекватные ожидания со стороны родителей;
□ неблагоприятные отношения с педагогами;
□ регулярно повторяющиеся оценочно – экзаменационные ситуации;
□ смена школьного коллектива и или непринятие детским коллективом.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
Учебные перегрузки обусловлены разнообразными сторонами
современной системы организации учебного процесса (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988).
Во-первых, они связаны
со структурой учебного года. Исследование
показывают, что после шести недель
активных знаний у детей (прежде всего,
младших школьников и подростков)
резко снижается уровень
Во-вторых, перегрузки могут
вызываться загруженностью ребенка
школьными делами в течении учебной
недели. Днями с оптимальной учебной
работоспособностью являются вторник
и среда, затем, начиная с четверга,
эффективность учебной
И, наконец, в-третьих, свой вклад
в перегрузки учащихся вносит принятая
сейчас длительность урока. Наблюдения
за поведением детей в течение
урока показывают, что за первые
30 минут урока ребенок
Получается, что почти половина всех случаев отвлекаемости приходится на последние 10 минут урока. Тогда же относительно возрастает и уровень школьной тревожности. Неспособность учащегося справиться со школьной программой может быть вызвана самыми разными причинами:
Информация о работе Проблема школьной тревожности в современной школе