Проблема школьной тревожности в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы понятия школьной тревожности
2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3. Проблема школьной тревожности в психологии
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

школьная тревожность.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

Проблема школьной тревожности в современной школе

Содержание

 

Введение

I. Теоретические основы понятия школьной тревожности

2. Понятие тревожности  в отечественной и зарубежной  психологии

3. Проблема школьной тревожности  в психологии

Заключение 

Литература

Введение

 

Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области  детской психиатрии, но и к сфере  интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает  неопределенность его трактовки  на семантическом уровне. Тревогу  рассматривают и в качестве преходящего  психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных  факторов Дельгадо, Мэй Р, Лазарус  Р, Спилберг Ч, Фрейд А, В.С. Мухина, Хорни  К.

Многие авторы : Астапова В.М, Захаров А.И, Фрейд А и многие другие убеждены, что эмоциональные  расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению  в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических  и психосоматических отклонений.

Конечно, не только тревога  служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных  вариаций в развитии личности ребенка  или подростка. Однако большая часть  проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и  психотерапевту, большая часть явных  нарушений, препятствующих нормальному  ходу обучения и воспитания, в своей  основе связаны с эмоциональной  неустойчивостью ребенка, то есть в  конечном итоге – с тревогой.

Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога  у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем  тревожности. Тревожность может  проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.

Школьная тревожность  – это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком  школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами  школы, на здоровье и общий уровень  психологического благополучия. Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни  дети с выраженной тревожностью считаются  наиболее «удобными» для учителей и  родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения  в школе.

Глава I. Теоретические  основы понятия «школьной тревожности»

 

1.1. Понятие тревожности  в отечественной и зарубежной  психологии.

 

Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель, Р.В.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан).

Тревожность – состояние  целесообразного подготовительного  повышения сенсорного внимания и  моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию  тревоги, характерная низким порогом  возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. (Прихожан А.М., )

В целом тревожность –  субъективное проявление неблагополучия личности. (Психологический словарь, 2004).

Тревожность – свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических  социальных ситуациях. (Немов Р.С., 1998).

Тревожность – как переживание  неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого  характера (Имедадзе Н.В., 2003).

Тревожность - постоянно  или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических  социальных ситуациях, связанных или  с экзаменационными испытаниями  или с повышенной эмоциональной  и физической напряженностью, порожденной  причинами иного характера.(Р.С.Немов,1998)

Тревожность- это специфическое  переживание, вызываемое предчувствием  опасности и угрозы, чаще всего  связанным с собственной личностью (Б.Б.Айсмонтас,2004).

В современной психологии принято различать «тревогу»  и «тревожность», хотя еще пол  века назад это различие было неочевидным. Сейчас подобная терминологическая  дифференциация характерна как для  отечественной, так и для зарубежной психологии (Левитов Н.Д.1969; Прихожан А.М.1977,1998; Спилберг Н.Д.,1983 и др.) и  позволяет проанализировать это  явление через категории психического состояния и психического свойства.

Термин «тревожность»  используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в  склонности индивида испытывать это  состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние  тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир  как заключающий в себе опасность  и угрозу в значительно большей  степени, чем личность с низким уровнем  тревожности (Спилберг Ч.Д.,1983; Ханин  Ю.Л.,1976).

В этом статусе тревожность  впервые была описана З. Фрейдом(1925), который для описания «свободно  витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал  термин, означающий в буквальном переводе »готовность к тревоге» или «готовность  в виде тревоги».

В отечественной психологии тревожность также традиционно  рассматривалась как проявление неблагополучия («Краткий психологический  словарь», 1985), вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие  перенесенной психической травмы.

В настоящее время отношение  к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует  рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры  деятельности субъекта по отношению  к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень  тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым  условием развития личности.

К настоящему времени тревожность  изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному  уровню психической организации  человека до сих пор остается спорным  вопросом; ее можно трактовать и  как индивидное, и как личностное свойство человека.

Первая точка зрения принадлежит  В.С.Мерлину и его последователям, которые анализируют тревожность  как обобщенную характеристику психической  деятельности, связанную с инертностью  нервных процессов (Мерлин В.С.,1964; Белоус В.В., 1967), то есть как психодинамическое  свойство темперамента. Трактовка тревожности  как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков  «новой волны» (К. Хорни, Г. Салливана  и др.), согласно она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (Прихожан А.М.,1998 и др.). Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому  психическому свойству в практике психологической  помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной  чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла  А.М.Прихожан, описавшая два типа тревожности (1977): - беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести  возникающие у него переживания  с конкретными объектами; - тревожность  как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

При этом первый вариант  тревожности обусловлен особенностями  нервной системы, то есть нейрофизиологическими  свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с  особенностями формирования личности в течение жизни.

В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних  людей существуют генетически обусловленные  предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном  в индивидуальном жизненном опыте.

Исследования А.М.Прихожан (2001) показали, что есть особые способы  ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно  выделить следующие варианты переживания  и преодоления тревожности:

1. Открытая тревожность  - сознательно переживаемая и  проявляющаяся в деятельности  в виде состояния тревоги. Она  может существовать в различных  формах, например:

- как острая, нерегулируемая  или слабо регулируемая тревожность,  чаще всего дезорганизующая деятельность  человека;

- регулируемая и компенсируемая  тревожность, которая может использоваться  в качестве стимула для выполнения  соответствующей деятельности, что,  впрочем, возможно преимущественно  в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая тревожность,  связанная с поиском «вторичных  выгод» от собственной тревожности,  что требует определенной личностной  зрелости (соответственно, эта форма  тревожности появляется только  в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность  - в разной степени несознаваемая,  проявляющаяся либо в чрезмерном  спокойствии, нечувствительности  к реальному неблагополучию и  даже отрицании его, либо косвенным  путем через специфические формы  поведения (теребление волос,  расхаживание из стороны в  сторону, постукивание по столу  и тд.:

- неадекватное спокойствие  (реакции по принципу «У меня  все в порядке!», связанные  с компенсаторно-защитной попыткой  поддержать самооценку; низкая самооценка  в сознание не допускается);

- уход из ситуации.

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или  тревожность как психическое  свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности  в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина  такого сопротивления им самим непонятна  и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Специфическая особенность  тревожности как личностного  свойства заключается в том, что  она имеет собственную побудительную  силу. Возникновение и закрепление  тревожности во многом обусловлено  неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму  »замкнутого психологического круга» (Прихожан А.М., 1998;)

Расшифровать механизм «замкнутого  психологического круга» можно следующим  образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает  ее эффективность, что приводит к  негативным самооценкам со стороны  окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективным неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.

Учитывая обнаруженную В.А. Бакеевым (1974) прямую взаимосвязь между  тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя  приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», констеллирующего тревожность. Анализ механизма» замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность  зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время экспериментальных  исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и  взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую  неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для  определенного класса ситуаций (Ханин  Ю.Л., 1980; Костина Л.М., 2002 и др.)

Согласно « Краткому психическому словарю» (1985), ситуация представляет собой  систему внешних по отношению  к субъекту условий, побуждающих  и опосредующих его активность. Она  предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает  предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут  вызвать только те ситуации, которые  личностно значимы для субъекта, соответствует его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность  может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызвать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» (Шапкин С.А.,1997).

Подводя итог анализу результатов  исследования, посвященных проблемам  тревожности, можно отметить следующие  существенные моменты. В современной  психологии различают понятия «тревога»  и «тревожность» как психическое  состояние, а тревожность-как психичекое свойство, детерменированное генетически, онтогенетическим или ситуационно.

Состояние тревоги и тревожность  как личностная черта оказывают  неоднозначное воздействие на эффективность  деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть мобилизирующий, так и дезорганизующий, причем чем  интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий  эффект.

Тревожность обладает силой  самоподкрепления и может приводить  формированию «выученной беспомощности».

Информация о работе Проблема школьной тревожности в современной школе