Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, реферат
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.
Введение
I. Теоретические основы понятия школьной тревожности
2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3. Проблема школьной тревожности в психологии
Заключение
Литература
Проблема школьной
тревожности в современной
Содержание
Введение
I. Теоретические основы понятия школьной тревожности
2. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3. Проблема школьной тревожности в психологии
Заключение
Литература
Введение
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов Дельгадо, Мэй Р, Лазарус Р, Спилберг Ч, Фрейд А, В.С. Мухина, Хорни К.
Многие авторы : Астапова
В.М, Захаров А.И, Фрейд А и многие
другие убеждены, что эмоциональные
расстройства у детей не проходят
бесследно, а способствуют возникновению
в последующем своеобразных личностных
характеристик, нервно-психических
и психосоматических
Конечно, не только тревога
служит причиной нарушений поведения,
психического и социального здоровья
человека – существуют и другие
психологические механизмы
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким- либо причинам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место – это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и т.д.
Школьная тревожность
– это одна из типичных проблем,
с которыми сталкивается школьный психолог.
Особое внимание она привлекает потому,
что выступает ярчайшим признаком
школьной дезадаптации ребенка, отрицательно
влияя на все сферы его
Глава I. Теоретические основы понятия «школьной тревожности»
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель, Р.В.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан).
Тревожность – состояние
целесообразного
В целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. (Психологический словарь, 2004).
Тревожность – свойство
человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в
Тревожность – как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера (Имедадзе Н.В., 2003).
Тревожность - постоянно
или ситуативно проявляемое свойство
человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в
Тревожность- это специфическое
переживание, вызываемое предчувствием
опасности и угрозы, чаще всего
связанным с собственной
В современной психологии
принято различать «тревогу»
и «тревожность», хотя еще пол
века назад это различие было неочевидным.
Сейчас подобная терминологическая
дифференциация характерна как для
отечественной, так и для зарубежной
психологии (Левитов Н.Д.1969; Прихожан
А.М.1977,1998; Спилберг Н.Д.,1983 и др.) и
позволяет проанализировать это
явление через категории
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилберг Ч.Д.,1983; Ханин Ю.Л.,1976).
В этом статусе тревожность впервые была описана З. Фрейдом(1925), который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе »готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».
В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия («Краткий психологический словарь», 1985), вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.
В настоящее время отношение
к явлению тревожности в
К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.
Первая точка зрения принадлежит
В.С.Мерлину и его
При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни.
В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.
Исследования А.М.Прихожан (2001) показали, что есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:
1. Открытая тревожность
- сознательно переживаемая и
проявляющаяся в деятельности
в виде состояния тревоги. Она
может существовать в
- как острая, нерегулируемая
или слабо регулируемая
- регулируемая и компенсируемая
тревожность, которая может
- культивируемая тревожность,
связанная с поиском «
2. Скрытая тревожность
- в разной степени
- неадекватное спокойствие
(реакции по принципу «У меня
все в порядке!», связанные
с компенсаторно-защитной
- уход из ситуации.
Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.
Специфическая особенность
тревожности как личностного
свойства заключается в том, что
она имеет собственную
Расшифровать механизм «замкнутого психологического круга» можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективным неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.
Учитывая обнаруженную В.А.
Бакеевым (1974) прямую взаимосвязь между
тревожностью и внушаемостью личности,
можно предположить, что последняя
приводит к усилению и укреплению
«замкнутого психологического круга»,
констеллирующего тревожность. Анализ
механизма» замкнутого психологического
круга» позволяет отметить, что тревожность
зачастую подкрепляется той ситуацией,
в которой она однажды
Согласно « Краткому психическому
словарю» (1985), ситуация представляет собой
систему внешних по отношению
к субъекту условий, побуждающих
и опосредующих его активность. Она
предъявляет к человеку определенные
требования, реализация которых создает
предпосылки к ее преобразованию
или преодолению. Тревожность могут
вызвать только те ситуации, которые
личностно значимы для
Подводя итог анализу результатов
исследования, посвященных проблемам
тревожности, можно отметить следующие
существенные моменты. В современной
психологии различают понятия «тревога»
и «тревожность» как
Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть мобилизирующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.
Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить формированию «выученной беспомощности».
Информация о работе Проблема школьной тревожности в современной школе