Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить психологические особенности одиночества в пенсионном возрасте. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- определить основные характеристики одиночества, как социальной проблемы;
- исследовать теоретические подходы к изучению одиночества в психологии;
- исследовать психологические особенности пожилого возраста;
- определить одиночество как социальную проблему.
-провести экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей;
Введение………………………………..3
Глава I Характеристика одиночества как социальной проблемы
1.1 Теоретические подходы к изучению одиночества в психологии……………………………..6
1.2 Психологические особенности пожилого возраста………………………………...23
1.3 Одиночество пожилых людей как социальная проблема……………………………….30
Глава II Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей.
2.1. Экспериментальное исследование особенностей одиночества пожилых людей………………………44
2.2. Как справится с одиночеством, практические рекомендации…………………………46
Заключение……………………………48
Список литературы………………….50
Согласно
мнению представителей
Интимный подход.Дерлега и Маргулис [11] употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.
В основе
интимного подхода лежит
Общая теория систем.Фландерс формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влиянии нескольких уровнен, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.
Рассуждения
Фландерса об одиночестве не
имеют эмпирического источника,
Экзистенциальный подход. И. Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» [50], он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и не охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущение уюта, принадлежности к чему-то знакомому.
Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.
У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Это созвучно М. Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной».
Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказавшись в море существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же, как и мы - испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции.
Мустакас - автор нескольких популярных книг [11] стал ярким выразителем этого направления. Мустакас подчеркивает значение различия между «суетой одиночества» («loneliness anxiety») и истинным одиночеством. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку. Как считает Мустакас, истинное одиночество может быть и творческой силой: «Каждое истинное переживание одиночества предполагает противоречие или столкновение с самим собой... Это свидание с самим собой...- само по себе радостное переживание... И свидание, и конфронтация (с самим собой) суть способы поддержания жизни и внесение оживления в относительно застойный мир, это способ вырваться из стандартных циклов поведения» .
Экзистенциалисты,
таким образом, призывают
Позиция
деления К. Мустакасом, одиночества
на «суету одиночества» и истинное
одиночество, схожа со взглядом на одиночество
в некоторых восточных
1) «Сплав» - желание
потерять собственную личность,
стремление слиться с другим,
т.к. желание быть
2) «Универсальный
симптом» - состоявшееся слияние,
попытка слияния (или его
3) «Универсальный конфликт» - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.
Эти тенденции
позволяют клиенту избегать переживаний,
вызванных осознанием одиночества.
Невротик делает все, чтобы уйти от
одиночества, в то время как аутентичная
личность принимает состояние
По сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь».
Перлз в своей работе «Гештальт-подход» [26] писал: «Ни один индивид не самодостаточен. Индивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле».
1.2. Психологические особенности пожилого возраста
Старость-это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой [51]. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.
Старость может приближаться к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и путем снижения силы и подвижности психических процессов. В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке.
Н.Ф. Шахматов в своей монографии « Психическое старение» определяет его как случай естественного старения, при котором отмечаются снижение психической силы, сужение объема психической жизни, экономное использование имеющихся ресурсов. Проявления физического упадка находят свое выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости. Но время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина различны. Как указывает Н.Ф. Шахматов, появление заметных признаков психического упадка можно отнести преимущественно ко времени завершения жизни (85 лет и старше.)
Психическая
слабость, снижение силы и подвижности
психических процессов при
Другой крайней точки придерживаются исследователи, склонные восхвалять «очарование преклонного возраста». У этих людей физическое ослабление компенсируется высоким духовным подъемом. Поэтому период, предшествовавший наступлению старости и старческого недомогания, называют «лучшими годами». Именно это имеется в виду, когда говорят о счастливой старости.
Счастливая старость- это особо благоприятная форма старения. Счастливая старость- это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это форма благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом.
И, наконец, третья группа исследователей находит в старости как отрицательные, так и положительные черты. Характеризуя психическое старение, необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Так, одновременно со снижением уровня психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие преодолению и уравновешиванию этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных признаков старения с позитивными или компенсаторными. Это свидетельствует о возможности в старости адаптироваться к новым условиям жизни. При изучении способностей у старых людей в возрасте от 60 до 93 лет установлено, что они используют структуру своего опыта, черпая из него элементы для удержания имеющихся знаний на должном уровне и для переработки их в новые знания. Старые люди могут в значительной степени развивать некоторые свои способности и даже проявлять новые.
Процесс
старения представляет собой генетически
запрограммированный процесс, сопровождающийся
определенными возрастными