Проблема одиночества в пожилом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить психологические особенности одиночества в пенсионном возрасте. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- определить основные характеристики одиночества, как социальной проблемы;

- исследовать теоретические подходы к изучению одиночества в психологии;

- исследовать психологические особенности пожилого возраста;

- определить одиночество как социальную проблему.

-провести экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей;

Содержание

Введение………………………………..3

Глава I Характеристика одиночества как социальной проблемы

1.1 Теоретические подходы к изучению одиночества в психологии……………………………..6

1.2 Психологические особенности пожилого возраста………………………………...23

1.3 Одиночество пожилых людей как социальная проблема……………………………….30

Глава II Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей.

2.1. Экспериментальное исследование особенностей одиночества пожилых людей………………………44

2.2. Как справится с одиночеством, практические рекомендации…………………………46


Заключение……………………………48

Список литературы………………….50

Работа содержит 1 файл

новая.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

    Согласно  мнению представителей когнитивного  направления в психологии познание  является ключом для объяснения  связи между недостатком социальности  и чувством одиночества. Л.  Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

   Интимный подход.Дерлега и Маргулис [11] употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.

   В основе интимного подхода лежит предположение  о том, что индивид стремится  к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс [11]. Главным источником теоретических идей Дерлеги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Несомненно, они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. Тем не менее, их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.

   Общая теория систем.Фландерс формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влиянии нескольких уровнен, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

    Рассуждения  Фландерса об одиночестве не  имеют эмпирического источника,  они свидетельствуют о дальнейшем  распространении системной теории  Миллера. При этом Фландерс  расценивает одиночество как  потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры.

   Экзистенциальный  подход. И. Ялом рассматривая изолированность  как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность  от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части  собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.

   В своей  работе «Экзистенциальная психотерапия» [50], он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и не охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущение уюта, принадлежности к чему-то знакомому.

    Говоря  о связи роста и изоляции, Ялом  приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.

   У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Это созвучно М. Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной».

   Не  принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может  с любовью обратиться к другим. Оказавшись в море существования, переживая  ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться  из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же, как и мы - испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции.

   Мустакас - автор нескольких популярных книг [11] стал ярким выразителем этого направления. Мустакас подчеркивает значение различия между «суетой одиночества» («loneliness anxiety») и истинным одиночеством. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку. Как считает Мустакас, истинное одиночество может быть и творческой силой: «Каждое истинное переживание одиночества предполагает противоречие или столкновение с самим собой... Это свидание с самим собой...- само по себе радостное переживание... И свидание, и конфронтация (с самим собой) суть способы поддержания жизни и внесение оживления в относительно застойный мир, это способ вырваться из стандартных циклов поведения» .

    Экзистенциалисты, таким образом, призывают людей  преодолеть их страх одиночества  и научиться позитивно его  использовать.  Как и другие  вышеупомянутые теоретики, Мустакас  работает с клиническими пациентами. Другие сторонники этой ориентации формулируют свои взгляды, исходя в основном из философских рассуждений. В отличие от большинства теоретиков, Мустакас оценивает одиночество положительно. И хотя Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он рассматривает его как продуктивное, творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества, для них оно изначально имманентно человеческому существованию.

   Позиция деления К. Мустакасом, одиночества  на «суету одиночества» и истинное одиночество, схожа со взглядом на одиночество  в некоторых восточных религиях. Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Как и Ялом, он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку. Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом:

1) «Сплав» - желание  потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью  связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;

2) «Универсальный  симптом» - состоявшееся слияние,  попытка слияния (или его иллюзия)  с другим и переживаемое при  этом чувство двойственности;

3) «Универсальный  конфликт» - это переживаемое, как  страдание, нежелаемое чувство одиночества.

Эти тенденции  позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная  личность принимает состояние одиночества  как подлинность человеческого  существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

   По  сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько  себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь».

   Перлз в своей работе «Гештальт-подход» [26] писал: «Ни один индивид не самодостаточен. Индивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле».

1.2. Психологические особенности пожилого возраста

Старость-это  заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой [51]. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

  Старость может приближаться к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и путем снижения силы и подвижности психических процессов. В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке.

     Н.Ф. Шахматов в своей монографии « Психическое старение» определяет его как случай естественного старения, при котором отмечаются снижение психической силы, сужение объема психической жизни, экономное использование имеющихся ресурсов. Проявления физического упадка находят свое выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости. Но время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина различны. Как указывает Н.Ф. Шахматов, появление заметных признаков психического упадка можно отнести преимущественно ко времени завершения жизни (85 лет и старше.) 

     Психическая слабость, снижение силы и подвижности  психических процессов при психическом упадке в старости находятся в тесной связи с фактором физического здоровья. Укрепление физического здоровья, излечение от соматических болезней быстро ведут к оживлению психической жизни в старости.

     Другой  крайней точки придерживаются исследователи, склонные восхвалять «очарование преклонного возраста». У этих людей физическое ослабление компенсируется высоким духовным подъемом. Поэтому период, предшествовавший наступлению старости и старческого недомогания, называют «лучшими годами». Именно это имеется в виду, когда говорят о счастливой старости.

     Счастливая  старость- это особо благоприятная  форма старения. Счастливая старость- это удовлетворенность новой  жизнью, своей ролью в этой жизни. Это форма благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом.

     И, наконец, третья группа исследователей находит в старости как отрицательные, так и положительные черты. Характеризуя психическое старение, необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Так, одновременно со снижением уровня психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие преодолению и уравновешиванию этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных признаков старения с позитивными или компенсаторными. Это свидетельствует о возможности в старости адаптироваться к новым условиям жизни. При изучении способностей у старых людей в возрасте от 60 до 93 лет установлено, что они используют структуру своего опыта, черпая из него элементы для удержания имеющихся знаний на должном уровне и для переработки их в новые знания. Старые люди могут в значительной степени развивать некоторые свои способности и даже проявлять новые.

     Процесс старения представляет собой генетически  запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями  в организме [5] . В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80- в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет- за 55 дней, в 60 лет- за 100 дней и далее- по нарастающей.

Информация о работе Проблема одиночества в пожилом возрасте