Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить психологические особенности одиночества в пенсионном возрасте. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- определить основные характеристики одиночества, как социальной проблемы;
- исследовать теоретические подходы к изучению одиночества в психологии;
- исследовать психологические особенности пожилого возраста;
- определить одиночество как социальную проблему.
-провести экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей;
Введение………………………………..3
Глава I Характеристика одиночества как социальной проблемы
1.1 Теоретические подходы к изучению одиночества в психологии……………………………..6
1.2 Психологические особенности пожилого возраста………………………………...23
1.3 Одиночество пожилых людей как социальная проблема……………………………….30
Глава II Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей.
2.1. Экспериментальное исследование особенностей одиночества пожилых людей………………………44
2.2. Как справится с одиночеством, практические рекомендации…………………………46
Заключение……………………………48
Список литературы………………….50
Федеральное агентство по образованию ФГОУ ВПО “Южный Федеральный Университет” Педагогический Институт
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение
психологии.
Курсовая работа на тему:
«Проблема
одиночества в
пожилом возрасте».
г. Ростов – на - Дону.
2011г.
Содержание
Введение………………………………..3
Глава I Характеристика одиночества как социальной проблемы
1.1 Теоретические подходы к изучению одиночества в психологии……………………………..6
1.2 Психологические особенности пожилого возраста………………………………...23
1.3 Одиночество пожилых людей как социальная проблема……………………………….30
Глава II Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей.
2.1. Экспериментальное исследование особенностей одиночества пожилых людей………………………44
2.2. Как
справится с одиночеством,
практические рекомендации…………………………46
Заключение……………………………48
Список
литературы………………….50
Введение
Актуальность исследования. В современном российском обществе все более актуальной становится проблема одиночества. Это обусловлено тем, что социальная ситуация с характерной нестабильностью и динамизмом разобщает не только социальные группы и субкультуры, но и их представителей. Одиночество - одна из наиболее частых причин обращения к психологу, психотерапевту, психоаналитику - явление столь неоднородное и многозначное, что достойно оказаться предметом исследований отдельного научного учреждения! Даже в жизни одного и того же человека одиночество может оборачиваться разными ликами, высвечивая разнообразные грани и смыслы: от младенческого состояния покинутости и чувства отверженности у подростка до возвышенных состояний удаления от людей (мира) у отшельника и творческой самоизоляции художника. Быть одному и быть одиноким - другое различение и другие переживания: потребность иногда остаться наедине с собой диалектически противостоит потребности в близости с другими, гармоническое их сочетание оказывается не простой задачей, требующей искусного построения как своей душевной жизни, так и отношений с окружающими людьми.
Проблематика одиночества, в основном, сосредоточена в тех случаях, когда человек обнаруживает свою жизнь неполной, недостаточной, неполноценной без другого, значимого лица.
Адекватным способом разрешить эти затруднения являются не механические попытки приложить желаемые характеристики партнера и отношений то к одному, то к другому кандидату, а последовательная проработка неэффективных механизмов социального выбора и формирования привязанности.
Предмет данного исследования - проблема одиночества в пенсионном возрасте.
Объект исследования – люди пенсионного возраста.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить психологические особенности одиночества в пенсионном возрасте. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- определить основные характеристики одиночества, как социальной проблемы;
- исследовать теоретические подходы к изучению одиночества в психологии;
- исследовать психологические особенности пожилого возраста;
- определить
одиночество как социальную
-провести экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей;
Актуальность проблемы заключается в том, что проблема мало изучена и требует еще много нововведений.
Данная проблема не только чрезвычайно актуальна, но и отличается новизной и сложностью как в теоретическом, так и практическом отношении. Она носит интегративный характер, находясь на стыке таких актуальных направлений, как социология, социальная геронтология, социальная антропология, социальная психология, теория и практика социальной работы, что представляет дополнительный исследовательский интерес.
Практическая значимость: курсовая работа создает определенную теоретико-концептуальную основу, которая позволяет выявить недостаточность понимания проблемы одиночества пожилых людей со стороны государственных структур.
Теоретическая значимость: В работе осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ подходов отечественной и зарубежной психологии к пониманию одиночества, выявлены особенности пожилого возраста, проведено экспериментальное исследование рения проблем одиночества в пенсионном возрасте.
Структура
курсовой: курсовая состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой
литературы и приложений.
Глава
I Характеристика одиночества
как социальной проблемы
1.1Теоретические
подходы к изучению
одиночества в психологии
В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. В целях структуризации и облегчения анализа мы классифицируем их рассуждения на группы по признаку основной психологической концепции. После чего будет проведено сравнение и оценка этих теоретических подходов.
Естественно,
сравнивать интерпретации
В одной части своей статьи «Лабиринты одиночества» Дерлега и Маргулис [выделяют три стадии развития данного понятия [11]. На первой стадии обосновывается важность понятия одиночества. На второй стадии понятие изучается и предпринимаются попытки выявить его сходство и различия с другими явлениями. И только на третьей стадии появляются теории одиночества. Такие теории включают как систему понятий, так и логически совместимые суждения о соотношении составных частей теории. Как отмечают Дерлега и Маргулис, большинство рассуждений об одиночестве не идут дальше первой и второй стадии. Подавляющее число моделей одиночества не представляет собой полного и систематического истолкования на уровне настоящей теории.
Взгляды:
Психоаналитический подход. Хотя сам 3. Фрейд не писал об одиночестве, некоторые последователи психодинамической традиции высказывались по этой проблеме [11].
Г. Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как «червь», разъедает его сердце. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других. «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность» [24], направленную как вовнутрь, так и вовне.
Зилбург
проследил происхождение
Салливан [47] также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.
Ф. Фромм-Рейхман [11], наверное, цитируется чаще других ранних публикаций об одиночестве. Фромм-Рейхман признает влияние Салливана на ее понимание данной проблемы и соглашается с его точкой зрения о том, что одиночество - «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». Основываясь на результатах своей работы с шизофрениками, Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных» [11]. Так же, как и Салливан и Зилбург, Фромм-Рейхман прослеживает происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В особенности она подчеркивает вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки». С точки зрения трех вышеупомянутых критериев позиция сторонников психодинамических теорий ясна. В своем анализе одиночества они исходят главным образом из их клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию. Возможно, психодинамически ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя ранний (детский) опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.
Обобщая
положения психоаналитических
Человеко-центрированный подход.Феноменологическая перспектива Роджерса. Карл Роджерс, разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Роджерс дважды обращался к теме одиночества [22]; его анализ основан на «Я-теории» личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида.
Индивид
становится одиноким, когда, устранив
охранительные барьеры на пути
к собственному «Я», он, тем
не менее, думает, что ему будет
отказано в контакте со
Согласно
Роджерсу, уверенность в том, что
истинное «Я» индивида
Одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.
Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.