Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:40, доклад
В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.
Сегодня же доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).
Еще одним аргументом за развитие правополушарного мышления нужно считать тот общеизвестный факт, что «примерно до десяти лет у детей активизируется, т. е. доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу». Следовательно, изначально у большинства из них заложена леворукость, и только благодаря всей нашей системе образования, в том числе и дошкольной, мы имеем огромное количество праворуких детей с плохим почерком (около 90 % людей имеют ведущую правую руку и лишь 10 % – левую или одинаково хорошо владеют левой и правой рукой). Доказательством служит тот факт, что в странах с другим подходом к пониманию значимости правополушарнрго развития (США, Канада и др.) процент леворуких значительно больше.
Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Именно поэтому так сложно протекает процесс переучивания. Именно поэтому необходимы знания о функциональной асимметрии полушарий.
Требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, однако, они имеются. Разработка подобных методов преподавания полезна и перспективна именно сейчас, когда детей учат аналитическому и очень одностороннему подходу в восприятии учебного материала.
Приобщение
к каким-либо видам искусств вообще
не считается прямой задачей школы,
и в результате нет никакого противовеса
иссушающей формальной логике. Это
приводит не только к сужению интересов
и недостаточно гармоничному развитию
– дефицит образного мышления отрицательно
сказывается на творчестве даже в сфере
точных наук. Кроме того, это снижает устойчивость
к психологическим стрессам, поскольку
ослабляет механизмы психологической
защиты.
Существует еще одна проблема, которая касается всех учащихся. Каждый год 7 из 10 российских школьников сдают ЕГЭ, 83 из 86 российских регионов принимают участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена. В результате современное образование становится все больше и больше недоступным, для 1/3, а в будущем для 1 / 2 подрастающего поколения Российских детей.
Почему это так?
Дело в том, что для детей правополушарных наша прошлая система образования не годится. Поскольку, вся система образования была рассчитана на детей левополушарных.
Можно заметить, что правополушарные дети с большим трудом могут воспринимать информацию и воспроизводить её, если она представлена в тестах, таблицах, когда нужно отвечать односложно; это прерогатива левополушарных детей.
Для
правополушарных детей
Действительно, даже правополушарные взрослые люди очень плохо воспринимают все, что связанно с тестами, пошаговой дискретной информацией. А для правополушарных детей это вообще становится психологической проблемой. Т.е. правополушарный ребенок знающий на 5 свой предмет, не может ответить по тесту ЕГЭ даже на 3. Его нужно специально натаскивать на эту систему ответов, тратя драгоценное время.
В
России каждый год рождается 30 % правополушарных
детей и эта тенденция
Современный мир перегружен излишней информацией. Процесс введения ЕГЭ, создает дополнительную проблему для правополушарных детей.
Кстати, Россия всегда славилась своими Кулибиными, Левшами. 80 % мировых изобретений сделаны русскими. Именно правое полушарие отвечает за интуицию, именно благодаря ему ученых посещают гениальные озарения. Руководители головных вузов страны интуитивно понимают о существующих проблемах, поэтому они отказались от принятия экзаменов с учетом ЕГЭ. Среди московских вузов к ним относятся МГУ им. М. В. Ломоносова, вузы силовых министерств и ряда ведомственных высших школ. В этом списке так же творческие вузы, для поступления в которые необходимо пройти творческие конкурсы.
Профессиональные
педагоги утверждают, что система
тестирования, как таковая, не может
выявить творческую составляющую личности.
Она механически фиксирует
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.
Между
тем, научно-технический прогресс требует
неординарного творческого
ПРИЛОЖЕНИЕ
С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в виде последовательной цепи:
Согласно этой структуре, на учитель каждом этапе должны учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:
|
Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?