Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:40, доклад

Описание работы

В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.

Работа содержит 1 файл

Полушария-работа-Граблин.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Сегодня же доказательством положительного воздействия развития правополушарности  на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).

      Еще одним аргументом за развитие правополушарного мышления нужно считать тот общеизвестный факт, что «примерно до десяти лет у детей активизируется, т. е. доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу». Следовательно, изначально у большинства из них заложена леворукость, и только благодаря всей нашей системе образования, в том числе и дошкольной, мы имеем огромное количество праворуких детей с плохим почерком (около 90 % людей имеют ведущую правую руку и лишь 10 % – левую или одинаково хорошо владеют левой и правой рукой). Доказательством служит тот факт, что в странах с другим подходом к пониманию значимости правополушарнрго развития (США, Канада и др.) процент леворуких значительно больше.

      Переучивая  ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку  в деятельности мозга. Именно поэтому  так сложно протекает процесс  переучивания. Именно поэтому необходимы знания о функциональной асимметрии полушарий.

      Требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, однако, они имеются. Разработка подобных методов преподавания полезна и перспективна именно сейчас, когда детей учат аналитическому и очень одностороннему подходу в восприятии учебного материала.

      Приобщение  к каким-либо видам искусств вообще не считается прямой задачей школы, и в результате нет никакого противовеса  иссушающей формальной логике. Это  приводит не только к сужению интересов и недостаточно гармоничному развитию – дефицит образного мышления отрицательно сказывается на творчестве даже в сфере точных наук. Кроме того, это снижает устойчивость к психологическим стрессам, поскольку ослабляет механизмы психологической защиты.  

      Существует  еще одна проблема, которая касается всех учащихся. Каждый год 7 из 10 российских школьников сдают ЕГЭ, 83 из 86 российских регионов принимают участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена. В результате современное образование становится все больше и больше недоступным, для 1/3, а в будущем для 1 / 2 подрастающего поколения Российских детей.

      Почему  это так?

      Дело  в том, что для детей правополушарных  наша прошлая система образования не годится. Поскольку, вся система образования была рассчитана на детей левополушарных.

      Можно заметить, что правополушарные дети с большим трудом могут воспринимать информацию и воспроизводить её, если она представлена в тестах, таблицах, когда нужно отвечать односложно; это прерогатива левополушарных детей.

      Для правополушарных детей предпочтительно  вербальное, эмоциональное общение, когда ребенок может образно  передать весь объем своих знаний.

      Действительно, даже правополушарные взрослые люди очень плохо воспринимают все, что  связанно с тестами, пошаговой дискретной информацией. А для правополушарных детей это вообще становится психологической проблемой. Т.е. правополушарный ребенок знающий на 5 свой предмет, не может ответить по тесту ЕГЭ даже на 3. Его нужно специально натаскивать на эту систему ответов, тратя драгоценное время.

      В России каждый год рождается 30 % правополушарных  детей и эта тенденция увеличивается. Ожидается, что в ближайшем будущем  этих детей будет рождаться до 50%. Почему об этих данных умалчивает наша пресса? Такая же тенденция происходит и в наших школах, последние 5 лет практически каждый 3-ий ребенок имеет правополушарную тенденцию.)

      Современный мир перегружен излишней информацией. Процесс введения ЕГЭ, создает дополнительную проблему для правополушарных детей.

      Кстати, Россия всегда славилась своими Кулибиными, Левшами. 80 % мировых изобретений  сделаны русскими. Именно правое полушарие  отвечает за интуицию, именно благодаря  ему ученых посещают гениальные озарения. Руководители головных вузов страны интуитивно понимают о существующих проблемах, поэтому они отказались от принятия экзаменов с учетом ЕГЭ. Среди московских вузов к ним относятся МГУ им. М. В. Ломоносова, вузы силовых министерств и ряда ведомственных высших школ. В этом списке так же творческие вузы, для поступления в которые необходимо пройти творческие конкурсы.

      Профессиональные  педагоги утверждают, что система  тестирования, как таковая, не может  выявить творческую составляющую личности. Она механически фиксирует знание предмета, но не в состоянии оценить аналитические способности человека, его умение рассуждать, созидать и творить...

      Общество  переоценивает роль левого полушария  и логического мышления в становлении  мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

      Между тем, научно-технический прогресс требует  неординарного творческого мышления, способности быстро реагировать  на стремительно изменяющиеся реалии нашего времени, т. е. сегодня имеется потребность не только в «физиках», в привычном понимании этого слова, но и «лириках» – способных на фантазию, творческий полет, неформальность мышления – людей с развитым правополушарным мышлением.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПРИЛОЖЕНИЕ

      С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в  виде последовательной цепи:

    • обеспечение деятельности ученика с учетом выше указанных особенностей (создание условий для успешного решения проблемы);
    • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда);
    • организация ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно (мотивационный этап – операционный - результативный).
 

 Согласно этой структуре, на учитель каждом этапе должны учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:

1этап (мотивационный) “правополушарные” дети “левополушарные”  дети
Пространственная  организация (часть доски) левая правая
Цветовая  организация(цвет доски и мела) светлая доска  и темный мел темная доска  и белый мел
Условия для успешной деятельности образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке
Формирование  мотивации завоевание  авторитета, престижность положения  в коллективе, установление новых  контактов, социальная значимость деятельности Стремление  к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании
2этап (операционный)    
Восприятие  материала целостное, зрительное, интонация речи дискретное (по частям), смысл речи
Переработка быстрая, мгновенная медленная, последовательная
Интеллект несловесный, интуитивный словесный, логический
Деятельность практическая теоретическая
Эмоции экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость интравертированность, радость, чувство наслаждения
Память непроизвольная, наглядно-образная произвольная, знаковая
Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное
3этап (результативный)    
Самоконтроль не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация высокий самоконтроль речи, изложения материала
Характерные ошибки ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы безударные  гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания
Методы  проверки устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный  развернутый ответ) письменный  опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?