Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:40, доклад

Описание работы

В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.

Работа содержит 1 файл

Полушария-работа-Граблин.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Многие  исследования подтверждают, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. Т. е. требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, однако, они имеются. Разработка подобных методов преподавания полезна и перспективна именно сейчас, когда детей учат аналитическому и очень одностороннему подходу в восприятии учебного материала.

      Приобщение  к каким-либо видам искусств вообще не считается прямой задачей школы, и в результате нет никакого противовеса  иссушающей формальной логике. Это  приводит не только к сужению интересов и недостаточно гармоничному развитию – дефицит образного мышления отрицательно сказывается на творчестве даже в сфере точных наук. Кроме того, это снижает устойчивость к психологическим стрессам, поскольку ослабляет механизмы психологической защиты.

      Разумеется, в науке нужны дотошные собиратели, регистраторы фактов, аналитики. Но в  процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать  их в более широкие контексты. Без этого не удается увидеть новое, взглянуть на проблему свежим глазом». «Левополушарное» мышление слишком долго считали единственно верным и достойным подражания. Сейчас все более ощущается необходимость в образном способе познания мира». 

      Мы, рады, что учимся в лицее, где созданы условия для такого развития.

      Наши  педагоги выясняют, какое из полушарий  головного мозга доминирует у  ученика: правое или левое. Если правое, это позволяет сделать такой вывод о ребенке: у него образное мышление, он способен к восприятию музыки, особенно классической, к выразительности звуков, тембра, интонации; у него лучше развита образная память, а значит, есть способность долго сохранять впечатления от увиденного; им легко решаются зрительные задачи; у него прекрасная ориентация в пространстве. Подводя итог, можно предположить, что этот учащийся способен на решение творческих заданий.

      Если  у ученика доминирует левое полушарие, он обладает способностью к научной, аналитической деятельности, так как у него развито конкретно- логическое мышление, познавательные процессы носят словесно- логический характер. Такой ребенок свободно оперирует цифрами, математическими формулами, ранее усвоенными; он легко запоминает длинные стихотворения, иностранные слова, решает задачи в уме; его речь быстра, иногда с нарушением ритма, с неправильными ударениями. Делаю о таком ученике вывод, что от него можно ждать “научного открытия” скорее, чем творчества. Если же отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, значит, это “равнополушарный” человек.

      Это поможет осуществлять дифференцированное обучение, которое предполагает тщательное исследование когнитивного стиля ученика, разработку педагогических приемов  и методов в соответствии с  их индивидуальными психофизиологическими  особенностями.

      Активизировать  образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие  мозга позволяют обучающие игры: “Конкурс сказочников”, “Древо мудрости”, “Волшебный карандаш”, “Ученый совет”. Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в “боевую” готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. Словарная работа по методу Цицерона, “Матрешки”, использование “Стратегии орфографии” (из НЛП); упражнения по визуализации образов, развивающие умение видеть внутренние образы, типа “Составь портрет словосочетания”, “Сочини грамматическую сказку”, чтение по ролям, тоже способствуют этому.

      К сожалению, по мнению педагогов, в последние годы повысился уровень абстрактности в изложении материала, усилилась алгоритмизация при изложении гуманитарных дисциплин, снизилась эмоциональность учебного материала, иными словами, ослабилось вовлечение правого полушария в обучении, а ведь нельзя забывать и о наличии в классах левшей, число которых заметно увеличилось, у них доминирует правое полушарие. В наш бурный век применения новых информационных технологий больше востребованы “левополушарные” люди, способные к научной, аналитической деятельности, поэтому именно изучению личности ученика с точки зрения гемисферологии следует уделять большое внимание.

      Кроме того, зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своем развитии, а став взрослыми, имеют более высокий интеллект.

      Хотя  мозг человека работает как единое целое, каждое из полушарий по-своему воспринимает и перерабатывает информацию внешнего и внутреннего мира.

      "Левополушарные" формально-логические компоненты  мышления так организуют любой  знаковый материал, что создается  строго упорядоченный и однозначно  понимаемый контекст, необходимый  для успешного общения между людьми. То есть из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

      Функция "правополушарных" компонентов  мышления - это одномоментное схватывание  большого числа противоречивых с  точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.

      Речь  правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. В то время как левополушарным легче писать, чем диктовать. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

      Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов. Среди левополушарных много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Характерно обостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

      Как известно, эти функции весьма различны: в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления. Более подробно различия в специализации левого и правого полушарий отражены в следующей таблице, материал которой заимствован из книги М. Зденек.  

      Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие       Правое полушарие
Обработка вербальной информации: 
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Обработка невербальной информации: 
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление: 
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Воображение: 
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации: 
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Параллельная обработка информации: 
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

      Ученые выделяют возрастную динамику функциональной асимметрии полушарий мозга человека. По некоторым  данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является существом "правополушарным". Такая оценка не лишена некоторых оснований, поскольку соотносится с определенными особенностями психического развития детей в дошкольном, а отчасти и в младшем школьном возрасте. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

      Толчком к активизации левого полушария  считается появление у ребенка  осознания себя. В это же время, в два года, максимально выражено упрямство. Это следствие активизации  работы левого полушария и временного "оттеснения" правого, что проявляется  в негативизме, в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей извне информации (функция правого полушария). Что отмечает при этом взрослый в ребенке? Медлительность, "копание" на одном месте, отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с только что возникающим представлением о себе. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идет сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. Поэтому два года - неподходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Лучше обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку. Таким образом, можно предотвратить дальнейшее, уже искусственно вызванное торможение правого полушария - ведущего в этом возрасте.

      С нарастанием активности левого полушария  происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять  впереди мальчики: уже к шести  годам левое полушарие у них  может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет.

      Дети, у которых дольше сохраняется  правополушарная специализация  мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения. Если такого ребенка не перегружать, и не оказывать на него чрезмерное давление при обучении чтению, математике, письму, то к третьему, пятому классу ситуация может выровняться. В противном случае перенапряжение еще не окрепшего и тем более не доминирующего левого полушария еще больше затруднит усвоение правил чтения, письма, грамматики, таблицы умножения, математических понятий, решение задач.

      Знание  функциональной асимметрии мозга ребенка  позволяет лучше понять природу  школьных неврозов.... Они формируются  в результате нарушения межполушарного взаимодействия и активности полушарий мозга. Так, повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость возникает в результате перевозбуждения, перегрузки левого полушария. Раздражительность, непоседливость, беспокойство, плохое настроение - при торможении (угнетении) правого полушария.

      Помочь  детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

      Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, возможны истерические проявления и страхи. Острые бесконечные волнения возбуждают правое, и без того более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха.

      Неестественно высокий уровень активации правого  полушария оказывает тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не в силах  найти рациональный выход из создавшегося положения - ведь критическая способность  адекватно оценивать свои действия и делать из них надлежащие выводы ослабевает. Чем больше давить на ребенка, тем меньше он будет способен к критической оценке. Давление как раз подчеркивает и усиливает неуверенность, слабость, несостоятельность ребенка.

      Помощь  же должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Только так можно помочь детям, страдающим неврозом страха.

      Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия.

      Известно, что возникновению неврозов способствует "левополушарный" акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще  не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций  правого полушария.

      По  мнению ученых, при возникновении у детей невротических расстройств родители и педагоги расценивают их как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. Именно тогда ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.

Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?