Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:40, доклад
В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.
Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).
Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы или приложений индуктивного метода. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.
В обычной массовой школе легче учиться детям с низкой функциональной асимметрией полушарий (равнополушарные), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии.
Восприятие
мальчиков и девочек сильно различается
по своим физиологическим
В
силу биологических и
Учителя математики свидетельствуют, что девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчики - с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.
Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет они в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь более правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в разных формах. Так, девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии. У девочек выше беглость речи, они лучше и быстрее понимают письменный текст.
Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа (Какой у нас следующий урок?), а девочки ради установления контакта со взрослыми (А Вы к нам еще придете?). Во время ответов на уроках мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки - в лицо учителю, ищут подтверждение правильности, ждут одобрения.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель начинает снимать нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
Кроме
того, установлено, что мальчики лучше
выполняют поисковую
Девочки обычно лучше выполняют задачи уже неновые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания невелики, потому что уже обкатаны. А это именно то, что требуют в школе. Сначала детям объясняют, как надо решать задачу, затем решается серия шаблонных заданий. Исключается этап поиска. Минимальные требования к новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Этот метод хорош для девочек, мальчики же должны сами участвовать в поиске решения задачи.
Психологи считают, что девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решить речевым способом. Мальчики превосходят девочек в видеопространственных умениях, а это требует высокой познавательной активности. Особенностью же мальчиков является способность к поиску нового нестандартного решения. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Поэтому если Вы хотите добиться воспитательного эффекта с мальчиком, ограничьте длину нотации, но сделайте ее емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясняйте ситуацию коротко и конкретно.
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). У девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости пестрят полным набором из троек, четверок, пятерок. Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления на разных уроках, при изучении разных предметов. Девочки же применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание, получают пятерки и благополучно забывают заученное. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе девочки обучаются успешнее. Следовательно, в наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам не подходят существующие методики и программы. В этой связи правополушарные мальчики наиболее подвержены школьным неврозам.
У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Вероятной причиной указанных различий является большая степень специализированности полушарий и меньшая степень межполушарного взаимодействия у мальчиков по сравнению с девочками, а также более позднее созревание головного мозга мальчиков.
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, то у девочек ее нет даже в 13. То есть, можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины обгоняют женщин и становятся более левополушарными, чем женщины.
Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.
Рекомендации А. Л. Сиротюк относительно развития детей:
1.
Не забывайте, что перед вами
не бесполый ребенок, а
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3.
Обучая мальчиков, опирайтесь
на их высокую поисковую
4.
Обучая девочек, не только
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7.
Девочки могут капризничать из-
8.
Ориентируйте программы и
9.
Обучая ребенка грамотному
10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните: нормой для ребенка является - не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
13.
Лень ребенка - сигнал неблагополучия
вашей педагогической
14.
Для гармоничного развития
15.
Для успешного обучения мы
должны свои требования
16.
Сделайте своей главной
К сожалению, правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается – талантливые дети становятся обыкновенными «стандартными» взрослыми. Ведущие специалисты в области нейропедагогики по этому поводу высказываются следующим образом: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации» (Н. Н. Трауготт), «Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию» (Т. П. Хризман).
«Обучая
левое полушарие, вы обучаете только левое
полушарие. Обучая правое полушарие, вы
обучаете весь мозг!» (И. Соньер)
Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?