Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:40, доклад

Описание работы

В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.

Работа содержит 1 файл

Полушария-работа-Граблин.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).

      Левополушарные  учащиеся редко имеют большие  проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы или приложений индуктивного метода. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

      В обычной массовой школе легче  учиться детям с низкой функциональной асимметрией полушарий (равнополушарные), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии.

      Восприятие  мальчиков и девочек сильно различается  по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков  в среднем выше, чем у девочек. Девочки более чувствительны  к шуму. В 1-2-х классах у девочек  выше кожная чувствительность, то есть их более раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, залезают на шкаф.

      В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более  конформными и внушаемыми, чем  мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к  внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.

      Учителя математики свидетельствуют, что девочки  легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчики - с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.

      Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет они в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь более правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в разных формах. Так, девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии. У девочек выше беглость речи, они лучше и быстрее понимают письменный текст.

      Мальчики  больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа (Какой у нас следующий урок?), а девочки ради установления контакта со взрослыми (А Вы к нам еще придете?). Во время ответов на уроках мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки - в лицо учителю, ищут подтверждение правильности, ждут одобрения.

      Специалисты отмечают, что время, необходимое  для вхождения в урок, зависит  от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель начинает снимать нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

      Кроме того, установлено, что мальчики лучше  выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше  работают, если нужно решить принципиально  новую задачу. Однако требования к  качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

      Девочки обычно лучше выполняют задачи уже  неновые, типовые, шаблонные, когда  требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания невелики, потому что уже обкатаны. А это именно то, что требуют в школе. Сначала детям объясняют, как надо решать задачу, затем решается серия шаблонных заданий. Исключается этап поиска. Минимальные требования к новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Этот метод хорош для девочек, мальчики же должны сами участвовать в поиске решения задачи.

      Психологи считают, что девочки превосходят  мальчиков в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решить речевым способом. Мальчики превосходят девочек в видеопространственных умениях, а это требует высокой познавательной активности. Особенностью же мальчиков является способность к поиску нового нестандартного решения. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13. 

      Мальчики  кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Поэтому если Вы хотите добиться воспитательного эффекта с мальчиком, ограничьте длину нотации, но сделайте ее емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясняйте ситуацию коротко и конкретно.

      Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У  мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым  мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). У девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости пестрят полным набором из троек, четверок, пятерок. Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления на разных уроках, при изучении разных предметов. Девочки же применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание, получают пятерки и благополучно забывают заученное. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе девочки обучаются успешнее. Следовательно, в наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам не подходят существующие методики и программы. В этой связи правополушарные мальчики наиболее подвержены школьным неврозам.

      У девочек способность центров  коры правого и левого полушарий  вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Вероятной причиной указанных различий является большая степень специализированности полушарий и меньшая степень межполушарного взаимодействия у мальчиков по сравнению с девочками, а также более позднее созревание головного мозга мальчиков.

      У мальчиков медленнее созревает  левое полушарие, а у девочек - правое. Поэтому девочки до 10 лет  лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, то у девочек ее нет даже в 13. То есть, можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины обгоняют женщин и становятся более левополушарными, чем женщины.

      Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной организации  мозга, но и половые различия в  латерализации полушарий.

      Рекомендации А. Л. Сиротюк относительно развития детей:

      1. Не забывайте, что перед вами  не бесполый ребенок, а мальчик  или девочка с определенными  особенностями мышления, восприятия, эмоций.

      2. Никогда не сравнивайте между  собой детей, хвалите их за  успехи и достижения.

      3. Обучая мальчиков, опирайтесь  на их высокую поисковую активность, сообразительность.

      4. Обучая девочек, не только разбирайте  с ними принцип выполнения  задания, но и учите их действовать  самостоятельно, а не по заранее  разработанным схемам.

      5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

      6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

      7. Девочки могут капризничать из-за  усталости (истощение правого  "эмоционального" полушария). Мальчики  в этом случае истощаются информационно  (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

      8. Ориентируйте программы и методики  обучения на конкретного ребенка  с определенным типом функциональной  асимметрии полушарий, дайте ему  возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

      9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной" грамотности. Ищите причины неграмотности  ребенка, анализируйте его ошибки.

      10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

      11. Вы должны не столько научить  ребенка, сколько развить у  него желание учиться.

      12. Помните: нормой для ребенка является - не знать что-либо, не уметь, ошибаться.

      13. Лень ребенка - сигнал неблагополучия  вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика  работы с данным ребенком.

      14. Для гармоничного развития ребенка  необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

      15. Для успешного обучения мы  должны свои требования превратить  в желания ребенка.

      16. Сделайте своей главной заповедью  - "не навреди".  

      К сожалению, правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается – талантливые дети становятся обыкновенными «стандартными» взрослыми. Ведущие специалисты в области нейропедагогики по этому поводу высказываются следующим образом: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации» (Н. Н. Трауготт), «Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию» (Т. П. Хризман).

      «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!» (И. Соньер) 

Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?