Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:40, доклад
В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.
Граблин А.
музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке,г. Энгельс
руководитель
Бригадиренко Н.В.
В 60-е годы ХХ века, то есть менее 50 лет назад в результате проведения операций американскими нейрохирургами было обнаружено, что люди с черепно-мозговыми травмами ведут себя по-разному.
Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, умел говорить, правильно реагировал на слова, цифры, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось совершать действия с предметами материального мира или их изображениями.
Когда отключали левое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить. Так началось изучение деятельности левого и правого полушария.
Оказалось, что между левым и правым полушариями головного мозга существует своеобразное разделение обязанностей.
Левое полушарие отвечает за чтение и речь, оно понимает смысл слов, анализирует, деля целостную картину на отдельные элементы. Именно в левом полушарии осознается хронология: что сначала, что потом. Левое полушарие видит мир веселым и ярким. Состояние счастья, радости, эйфории, безудержное желание говорить рождается здесь.
Правое
полушарие постигает мир
Мозг человека един, но у каждого индивидуален: у одного с равной отдачей работают оба полушария головного мозга, у другого доминирует, преобладает одно из них. Работа полушарий мозга зависит и от возраста: у маленьких детей наиболее развито правое полушарие; левополушарность формируется с годами, и большинство взрослых европейцев – левополушарные люди.
И среди правополушарных, и среди левополушарных есть знаменитости. Левополушарными были Пикассо, Бах, Мендельсон, Прокофьев, Шостакович, Пифагор. Правополушарные: Рембрандт, Ван-Гог, Суриков, Чайковский, Шопен, Эйнштейн. Равнополушарные - Леонардо да Винчи и Ломоносов
Ведущее полушарие определяет и своеобразие мышление человека. Легче всего учиться в школе тем, у кого одинаково развиты оба полушария. А если это не так, то приходится сталкиваться с трудностями.
Так исторически случилось, что в течение длительного периода времени правое полушарие головного мозга выступало в роли изгоя и подвергалось всяческому третированию. Ученые называли его "тунеядцем", а хирурги — при необходимости без колебаний удаляли (считая, по-видимому, его столь же бесполезным, как и аппендикс).
Впоследствии неуважение к правому полушарию было перенесено и на ассоциированные с ним функции: "Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом".
В настоящее время ситуация коренным образом изменилось и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришел период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Внезапно всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности. Появились даже книги с изложением специальных упражнений по стимулированию правополушарных функций мозга, угнетенных и подавленных "левополушарным" воспитанием.
Постепенно
сформировалось представление о
важности правополушарных функций
(в частности — образного
В нашем музыкально-эстетическом лицее 30% учащихся – леворукие. Значит ли это, что все они левополушарные? Случайно ли они оказались в лицее? Смогут ли реализовать свой потенциал? Чем могут помочь учителя? На эти и многие другие вопросы мы постарались ответить в своей работе.
Во-первых, мы провели исследование типа мышления выявленных левополушарных учащихся лицея и учащихся экономического класса общеобразовательной школы № 33 г.Энгельса. Были получены следующие реультаты: Нами была использована методика «Тип мышления», которая позволила выявить ведущий тип мышления у учащихся.
Из диаграммы видно, что наибольшее развитие получило наглядно-образное мышление учащихся. Чаще всего этим типом мышления обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить образы, картины, способны фантазировать.
Словесно-логическое мышление показали 43 и 74% испытуемых. Оно отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению человек может сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. Педагогам необходимо учитывать эту особенность при планировании уроков и выборе форм подачи учебного материала.
Третье место занимает предметно-действенное мышление. Оно свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею.
В
меньшей степени присуще
Так как учебные предметы опираются на абстрактные понятия и символическую подачу материала, то значительных результатов учебе учащиеся 8-х классов показать не смогут из-за неразвитости такого типа мышления. Это необходимо учитывать педагогам.
Креативность
– это способность мыслить творчески,
находить нестандартные решения задачи.
Креативностью может обладать человек
с любым типом мышления. Это редкое
и ничем не заменимое качество, отличающее
талантливых и успешных людей в любой
сфере деятельности. Радует, что треть
подростков показали высокий уровень
креативности.
Во-вторых, определили трудности, которые учащиеся испытывают при усвоении учебного материала.
Так
были выявлены типичные ошибки по русскому
языку:
|
Мы провели тест на определение особенностей восприятия учащихся с различным доминированием полушарий. Для этого испытуемому предложили разложить 9 карточек по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Были получены результаты:
1. Левополушарные учащиеся разложили карточки следующим образом:
|
2.
Правополушарные объединили
|
Полученные результаты еще раз подтвердили, что доминирование левого полушария ведет к словесно-логическому характеру познавательных процессов, формирует склонность к абстрагированию и обобщению; доминирование правого полушария ведет к формированию и развитию конкретно-образного мышления, воображению;
В-третьих,
мы разработали рекомендации учащимся
и педагогам для более эффективного восприятия,
переработки и усвоения учебного материала.
Советы и рекомендации:
Действие | Левополушарные | Правополушарные |
Где расположить учебник? | Справа | Слева |
Цветовое восприятие | Темный фон, белый мел. (Хорошо воспринимаете информацию со школьной доски) | Белая доска, темный
мел. (Плохо воспринимаете |
Звуковой фон | Работайте в тишине | Выполняйте задания под тихую музыку |
Выполнение домашних заданий | Медленно выполняете письменные задания, следовательно, заранее выделите на них больше времени | Имеете проблемы с устной речью (подбор слов, грамматические связи), поэтому сначала напишите то, что следует потом рассказать |
Изучение правил | Изучая правило, старайтесь учить его не механически, а разбираясь в том, что оно значит. | Запоминая правило, придумайте на его основе яркую картинку, сочините для себя историю. |
Проверка грамотности написанного | Вы умеете находить
ошибки, поэтому перепроверьте |
Вам перепроверять текст зачастую бесполезно. Доверяйте больше своей интуиции. |
Именно в этом случае легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.
Вообще,
проблема левшей у нас стоит намного острее,
чем это может показаться на первый взгляд
и касается не только образования. Правополушарных
по статистике 12%, и от этого никуда не
деться, нужно к ним приспособиться, а
не переделывать. У нас все приборы, от
машин и до автомата Калашникова, сделаны
под правшей. И если человека с детства
пытаются подогнать под обшепринятые,
в основном, "левополушарные", рамки,
то вырастает просто неприспособленный
человек. Ведь с самого начала он привыкает
жить в состоянии постоянного стресса,
невроза, которое нередко перерастает
в депрессии. Кстати, у нас в лаборатории
разработана методика, по которой можно
определить предрасположенность человека
к неврозам. Вообще, что такое невроз? Это
негативное восприятие мира. То есть, человек
получает информацию как негативную, фиксирует
как негативную и потом, конечно, воспроизводит
с негативным оттенком. Кроме того, если
у вас возникла отрицательная эмоция,
наш мозг включает мощное интерференционное
торможение, вокруг которого даже нейтральная
информация гасится, и это торможение
может продолжаться до нескольких секунд.
Все, что к вам приходит после этого, воспринимается
совершенно иначе. Но ведь это никем не
учитывается ни при обучении, ни при взаимоотношениях
между людьми.
Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии или кому легче учиться в школе?