Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной исследовательской работы является обоснование наличия связи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, обоснование основных мотивов лжи и эгоизма, их взаимосвязи.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Рассказать о подростковом возрасте в целом
Раскрыть понятия эгоизм и феномен подростковой лжи, рассказать об особенностях их проявления у подростков
Проанализировать феномен лжи и выявить степень наличия подросткового эгоизма у конкретных детей
Интерпретировать результаты исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты исследования подросткового возраста ……………...6
1.1. Теории и кризисы психического развития в подростковом возрасте …..6
1.2. Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов ……………………………...….17
1.3. Понятие подросткового эгоизма и особенности его проявления у подростков ……………………………………………………………..….…31
Выоды по первой главе ……………………………………………………….46
2. Экспериментальное исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков ……………...……………………………….…47
2.1. Программа исследования феномена лжи у подростков………………...47
2.2. Программа исследования уровня эгоизма у подростков …………….....52
2.3. Сравнение результатов исследований ………………………………..….57
Выводы по второй главе ……………………………………………………….63
Заключение …………………………………………………………………………64
Список использованной литературы ……………………………………………..67
Приложение 1 ………………………………………………………………………70
Приложение 2 ……………………………………………………………………....73

Работа содержит 1 файл

MARIShKINA_kursavaya.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

Все данные мотивы характеризуются  эгоистической направленностью  интересов ребенка, что говорит  о наличии у него высокого уровня эгоизма.

Следовательно, по результатам двух методик, можно сделать вывод, что ложь, у большинства исследуемых нами подростков, обладает эгоистической направленностью. В большинстве случаев подростковая ложь действительно является следствием подросткового эгоизма.

Основным  положением нашего исследования является - общая гипотезой исследования о наличии взаимосвязи между  уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, положительная корреляция между ними, т.е. чем выше уровень эгоизма у подростка, тем чаще он лжет.

А- наличие эгоизма

В- уровень лжи

Гипотезой исследования является наличие  положительной корреляции между эгоизмом и уровнем лжи у подростков, т.е. А     В. Это гипотеза Н1. Соответственно нулевой гипотезой (Н0) будет предположение об отсутствии взаимосвязи между исследуемыми феноменами.


Обработка результатов  проводилась на основе статистического пакета SPSS Statistics (Version 17) с применением методов статистической обработки данных.

Было выполнено:

1) Ранжирование значений  А и В. Их ранги занесены  в колонки «Ранг А» и «Ранг  В»;

2) Произведен подсчет  разности между рангами А и  В (колонка d);

3) Возведение каждой  разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана сумма  квадратов;

5) Произведен расчет  коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические  значения.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

28

29

5

6.5

22.5

506.25

2

28

29

10

29

0

0

3

11

7.5

30

56

-48.5

2352.25

4

30

37

11

32.5

4.5

20.25

5

22

23

6

10

13

169

6

40

58.5

8

19

39.5

1560.25

7

5

1.5

31

58

-56.5

3192.25

8

31

39

7

15

24

576

9

33

42.5

4

4

38.5

1482.25

10

24

24

6

10

14

196

11

13

13.5

14

37.5

-24

576

12

40

58.5

10

29

29.5

870.25

13

25

25

26

51

-26

676

14

18

19

9

23.5

-4.5

20.25

15

33

42.5

7

15

27.5

756.25

16

29

33.5

11

32.5

1

1

17

15

17.5

28

53

-35.5

1260.25

18

29

33.5

4

4

29.5

870.25

19

30

37

6

10

27

729

20

40

58.5

8

19

39.5

1560.25

21

36

51.5

9

23.5

28

784

22

39

55.5

7

15

40.5

1640.25

23

19

20

10

29

-9

81

24

28

29

14

37.5

-8.5

72.25

25

11

7.5

16

39.5

-32

1024

26

29

33.5

18

42.5

-9

81

27

35

47.5

9

23.5

24

576

28

33

42.5

6

10

32.5

1056.25

29

29

33.5

7

15

18.5

342.25

30

35

47.5

3

1.5

46

2116

31

30

37

9

23.5

13.5

182.25

32

36

51.5

21

45

6.5

42.25

33

10

5.5

24

46

-40.5

1640.25

34

12

10.5

30

56

-45.5

2070.25

35

15

17.5

29

54

-36.5

1332.25

36

12

10.5

26

51

-40.5

1640.25

37

33

42.5

8

19

23.5

552.25

38

36

51.5

12

35

16.5

272.25

39

14

15.5

25

48

-32.5

1056.25

40

39

55.5

9

23.5

32

1024

41

33

42.5

5

6.5

36

1296

42

26

26

7

15

11

121

43

20

21.5

12

35

-13.5

182.25

44

36

51.5

10

29

22.5

506.25

45

12

10.5

25

48

-37.5

1406.25

46

10

5.5

20

44

-38.5

1482.25

47

28

29

26

51

-22

484

48

40

58.5

3

1.5

57

3249

49

35

47.5

12

35

12.5

156.25

50

5

1.5

25

48

-46.5

2162.25

51

6

3

30

56

-53

2809

52

33

42.5

6

10

32.5

1056.25

53

9

4

32

59

-55

3025

54

13

13.5

33

60

-46.5

2162.25

55

35

47.5

4

4

43.5

1892.25

56

28

29

16

39.5

-10.5

110.25

57

20

21.5

18

42.5

-21

441

58

14

15.5

17

41

-25.5

650.25

59

38

54

10

29

25

625

60

12

10.5

9

23.5

-13

169

Суммы

 

1830

 

1830

0

58945


 

Результат: rs = -0.638

 

Критические значения для N = 60

N

p

0.05

0.01

60

0.25

0.33


Результат: Гипотеза Н0 отвергается. Принимается гипотеза Н1. Корреляция между А и В статистически значима.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. Анализ результатов эмпирического исследования не выявил существенных отличий между двумя группами подростков.
  2. Эмпирически подтверждена гипотеза о влиянии уровня эгоизма на степень выраженности подростковой лжи, т.е. доказано что ложь в большинстве случаев появляется у подростка как следствие эгоизма.
  3. Эмпирическим путем выявлено, что доминирующими мотивами и причинами прибегания ко лжи для подростков двух классов, являются «ложь из боязни наказания», «ложь из стремления к похвале» и «ложь как стремление быть в центре внимания». Это было установлено как при помощи количественного анализа, так и с помощью анализа анкетных данных.
  4. Половая принадлежность также влияет на уровень наличия лжи. Эмпирически доказано, что из подростков с высоким уровнем эгоизма, наиболее часто лгут девушки. (25 из 35 девушек -71%). Полученные результаты также свидетельствуют, что девочки в 53% случаев прибегают именно ко «лжи из боязни наказания». Вторая по популярности- «ложь как стремление быть в центре внимания». Данные, полученные психодиагностическими методами, для контроля валидности, были проверены в процессе беседы с психологом этой школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Во второй части курсовой работы были  проведены экспериментальные исследования феномена лжи в подростковом возрасте, бала рассмотрена степень её наличия как следствие эгоизма.

На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы:

  1. Подростки с высоким уровнем эгоизма лгут чаще, чем те у которых эгоизм соответствует норме, или ниже её, что в полной мере подтверждает гипотезу данного исследования.
  2. На основе анализа двух методик можно сделать вывод, что преобладающими видами лжи в подростковом возрасте является виды так называемой корыстной лжи, мотивы которой в первую очередь нацелены на удовлетворение своих собственных потребностей и интересов, что как раз таки и является проявлением эгоизма.

Для решения проблемы направленности связи необходимо провести лонгитюдное исследование на протяжении 10-20 следующих лет у этих же подростков.

Что касается психодиагностической трактовки данной исследовательской  работы, то она имеет место  в  дальнейших исследованиях лжи и эгоизма, так как эмпирически доказана связь между ними, а, соответственно, измерив любой из данных феноменов, можно сделать вывод о степени наличия другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток фактически переходит от одной жизни к  другой, от детства к взрослости. Именно в этот период развития ребенка начинают формироваться важные внутренние механизмы поведения, нравственные и моральные ценности и идеалы, происходит общее становление подростка как  полноценной личности.

Наибольшее влияние здесь  оказывает опыт общения с внешним миром, отношения со сверстника и родителями. Но, далеко не у всех подростков эти отношения положительны.

Именно на этом возрастном этапе коренным образом меняется жизнь подростка, и от этих перемен зависит его дальнейшая судьба в мире взрослых. Очень многое в этот момент зависит от родителей, от их помощи и поддержки. Но, зачастую, они, иногда даже сами того не осознавая, начинают требовать от своих детей практически невозможного, к примеру, они требуют от своего чада взрослой, сознательной жизни, а сами по-прежнему относятся к нему как к ребенку.

Еще одной из самых распространенных ошибок воспитания, является вседозволенность в детстве. Родители начинают делать из своего ребенка просто «центр вселенной», таким образом, давая ему понять, что он самый главный из всех окружающих его людей, что его интересы превыше всего, и так будет всегда. Но, стоит ребенку вырасти, его начинают обвинять в том, что ему безразлично мнение других, что он никого не видит и не слышит кроме себя. Именно таким образом, неправильная модель воспитания в детстве, порой, является причиной такой проблемы подросткового возраста как эгоизм.

Таким образом, родители, стараясь помочь своему чаду, полностью ломают еще не сформировавшуюся личность, делая  жизнь и без того «бунтарского» подростка просто невероятно сложной.

 Подросток в этот момент  начинает попросту приспосабливаться к сложившейся ситуации, любыми возможными способами. В том числе, он начинает лгать родителям и всем окружающим его людям, исходя из самых разных побуждений. Чаще всего ложь подростков характеризуется корыстными мотивами, она направлена на удовлетворение своих собственных эгоистических желаний и потребностей.

Именно этот анализ, проведенный  нами в исследовательской работе, позволил сделать вывод, что ложь подростков, в большинстве случаев, является прямым следствием подросткового эгоизма.

Что же касается возможной коррекции  уже сформировавшегося эгоиста, здесь, в первую очередь, необходим  опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать  умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми происходит общение и взаимодействие, нужно тренировать у подростка способность представить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоизма рекомендовать участие в тренингах сензитивности, общения, децентрации.

Что же касается коррекции уровня честности ребенка, то здесь из всех воспитательных мероприятий самое  действенное - это личный пример родителей. Важно, чтобы родители, в первую очередь, были честны со своим ребенком даже в мелочах.

Первое, что необходимо сделать  родителю солгавшего ребенка- это поговорить с ним «по душам», попытаться разобраться  в причинах его лжи. Не в коем случае нельзя начинать разговор с обвинений и угроз, так как это только усугубит ситуацию, ведь ребенок может начать лгать из страха наказания, и тогда докопаться до истины будет только сложнее.

Несомненно, самым важным моментом, является то, как предотвратить подростковую ложь, а сделать это очень просто. Для этого необходимо с самого детства пояснять ребенку происходящие вокруг него различные ситуации, объяснять мотивы и причины поступков окружающих и своих собственных.

Только в этом случае личность ребенка  будет гармонично развиваться, и  ему не придется использовать ложь как один из методов чего-то добиться в своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Казанская В.Г. Трудности Подростка / В.Г. Казанская. – М., 2001.
  2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М., 2009.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 1997.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М., 2000.
  5. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста / Э. Шпрангер. – М., 1998.
  6. Логинова Н.А. Шарлота Бюлер – представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980, №1.
  7. Фролов Ю.И. Психология подростка: хрестоматия / Ю.И. Фролов. – М., 1997.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика – Пресс,1994.
  9. Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1984.
  10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968.
  11. Волкова Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волкова. – М., 2005.
  12. Строганова Е.В. Психология развития / Е.В. Строганова. – Санкт-Петербург, 2001.
  13. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2002.
  14. Каптерев П.Ф. О детской лжи «Русская школа» / Каптерев П.Ф. – СПб., 1890.
  15. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.
  16. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 334 с.: ил.
  17. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Байярд, Д. Байярд / пер. с анг. – М. : Просвещение,1991. – 125с.
  18. Страхов И. В. Психология педагогического общения [Текст] / И. В. Страхов. – Саратов : Издательство Саратовского университета,1980. – 89 с. 
  19. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение [Текст] /А. И. Ковалева. – М.,1996. – 224 с.
  20. Голубинцев В.О. Философия науки / В.О. Голубинцев. – М., 2002.
  21. Ильин Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения [Текст] / Г. Л. Ильин // Вопросы психологии. – 1986. – № 5. – С. 113-124.
  22. Уолтерс С. Правда про ложь / С. Уолтерс. – М., 2009.
  23. Дубровский Д.И. Обман. Философско- психологический анализ / Д.И. Дубровский. – М., 2010.
  24. Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. – СПб., 2010.
  25. Кэррол Е.И. Психология эмоций / Е.И. Кэррол. – М., 2011.
  26. Лесли И. Прирожденные лжецы. Мы не можем прожить без обмана / И. Лесли. – М., 2010.
  27. Экман П. Психология лжи / П. Экман. – М., 2010.
  28. Николаева Е. Как и почему лгут дети? / Е. Николаева. – М., 2010.
  29. Щербатых Ю. Искусство обмана / Ю. Щербатых. – М., 2009.
  30. Реан А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – М., 2006, 238 с.
  31. Фрай О. Ложь. Три способа выявления лжи / О. Фрай. – М., 2008.
  32. Строганова Е.В. Психология развития / Е.В. Строганова. – СПб., 2001.
  33. Уолтерс С. Правда и ложь / С. Уолтерс. – М., 2011.
  34. Андреев Л. Н. Ложь / Л.Н. Андреев. – М., 2010.
  35. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – М., 1994.
  36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1994.
  37. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
  38. Букай Х. Море эгоиста / Х. Букай. – М., 2010.
  39. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М., 1999.
  40. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М., 1983.
  41. Кле М. Психология подростка / М. Кле. – М., 1991.
  42. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис – пресс, 2004, 607 с.
  43. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986, 421 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Исследование  феномена лжи у подростков по  опроснику «Честность»

 

Предназначение. Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.  
  Опросник "Честность" может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого.

Оцениваемые качества. Честность

Возрастная  категория. 11+

Инструкция

Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости  от того, согласны Вы или нет с  утверждением, напишите в бланке ответов "да" или "нет". Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

Задания

1. Бывает, что я смеюсь  над неприличным анекдотом.  
  2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.  
  3. У меня бывают денежные затруднения.  
  4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.  
  5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.  
  6. В компании я веду себя не так, как дома.  
  7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.  
  8. Я не всегда говорю правду.  
  9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.  
  10. Иногда я сержусь.  
  11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.  
  12. Бывает, что я выхожу из себя.  
  13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.  
  14. Иногда я раздражен чем-нибудь.  
  15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.  
  16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.  
  17. Я люблю иногда посплетничать.  
  18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.  
  19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.  
  20. Мне случалось опаздывать.  
  21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.  
  22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.  
  23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.  
  24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.  
  25. Бывало, что я говорил неправду.  
  26. Все мои привычки положительны.  
  27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.  
  28. Иногда могу похвастаться.  
  29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.  
  30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.  
  31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.  
  32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.  
  33. Я люблю не всех своих знакомых.  
  34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.

Информация о работе Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте