Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной исследовательской работы является обоснование наличия связи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, обоснование основных мотивов лжи и эгоизма, их взаимосвязи.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Рассказать о подростковом возрасте в целом
Раскрыть понятия эгоизм и феномен подростковой лжи, рассказать об особенностях их проявления у подростков
Проанализировать феномен лжи и выявить степень наличия подросткового эгоизма у конкретных детей
Интерпретировать результаты исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты исследования подросткового возраста ……………...6
1.1. Теории и кризисы психического развития в подростковом возрасте …..6
1.2. Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов ……………………………...….17
1.3. Понятие подросткового эгоизма и особенности его проявления у подростков ……………………………………………………………..….…31
Выоды по первой главе ……………………………………………………….46
2. Экспериментальное исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков ……………...……………………………….…47
2.1. Программа исследования феномена лжи у подростков………………...47
2.2. Программа исследования уровня эгоизма у подростков …………….....52
2.3. Сравнение результатов исследований ………………………………..….57
Выводы по второй главе ……………………………………………………….63
Заключение …………………………………………………………………………64
Список использованной литературы ……………………………………………..67
Приложение 1 ………………………………………………………………………70
Приложение 2 ……………………………………………………………………....73

Работа содержит 1 файл

MARIShKINA_kursavaya.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

 Здесь мы во второй  раз сталкиваемся с проблемой  эгоцентрической лжи, с её становлением в онтогенезе. На этой стадии эгоцентрическая ложь становится сознательной.

Также довольно интересным фактом является связь лжи и уровня развития интеллекта в разных возрастах. Исследования Е. Николаевой свидетельствуют о том, что если у малышей ложь положительно связана с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников она свидетельствует об определенной направленности интеллекта, а что же касается подростков, то у них ложь напротив более вероятна при низком уровне развития интеллекта, нежели чем при высоком. [31]

Детский психолог Н. Дарлинг  на протяжении 20 лет наблюдала за подростками во многих странах. В  любом обществе практически все подростки во время интервью признались в том, что обманывают дома. Их ложь, как правило распространяется на такие темы, как романтические отношения, алкоголь, вредные привычки, либо нарушение определенных правил, установленных родителями. В то же время большинство подростков не отрицали важность и необходимость честности, и говорили, что они пытаются сохранить нормальные и доверительные отношения с родителями при помощи лжи. Наиболее часто во лжи таких подростков преобладали эгоцентрические мотивы. Чаще всего подростки врали, чтобы уберечь себя от наказания, чтобы скрыть нежелательную для родителей информацию и т.д. [32]

Также интересен механизм формирования лжи у зависимых  подростков, выделенный и описанный  американским психологом Р.С. Лазарусом. По его мнению именно яркое, позитивное состояние удовлетворения, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения. Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так, потому что успокаивают, прежде всего, себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим подростки вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне, теперь уже и близкие становятся соучастниками поддерживания опасных привычек. [33]

месте. 

В психологии на сегодняшний  день существует довольно много различных  видов лжи. Вот наиболее распространенные из них:

1. Ложь игра.

Это наиболее безопасная из всех видов детской лжи. Она  наиболее часто проявляется у  детей дошкольного и младшего школьного возраста и заключается  в сочинении различных фантастических историй с участием маленького врунишки. Такая ложь в норме проходит, когда ребенок повзрослеет.

2. Ложь манипуляция

Это, как правило, ложь ради самоутверждения. Её порой бывает трудно отличить ото лжи- игры, ведь и в том и в другом случае ребенок сочиняет небылицы  о себе и своих способностях. Но ложь-игра как и всякая игра - бескорыстна, а вот ложь- манипуляция - как раз наоборот, всегда подразумевает в себе либо ложь ради самоутверждения, либо для того чтобы привлечь внимание, либо для того чтобы манипулировать чувствами других людей.

взоранее, что они её не одобряют.

5. Ложь из хвастовства

Не находя в реальном мире того, что может повысить его значимость, ребенок придумывает нечто, способное произвести впечатление. Отверженный сверстниками он способен придумать все что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. Однако в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает выкручиваться, ему приходится врать все больше, и в  конце концов он запутывается окончательно.

Подростковая ложь, как  и любая другая всегда имеет под  собой мотивационную основу. Наиболее полную классификацию мотивов подростковой лжи дает Е. И. Николаева:

  1. сохранение интимности сексуальных взаимоотношений
  2. боязнь показаться смешным
  3. подкуп кого-либо из окружения  ради получения определенной выгоды
  4. стремление заслужить «любовь всех», быть в центре внимания
  5. защита личности, приватности, внутреннего мира от чужого
  6. боязнь огорчить родителей [34]

Анализ литературы, посвященной  данной проблеме позволяет выделить следующую, обобщенную нами, классификацию мотивов лжи, встречаемых у разных авторов:

- Криминальный (мошенничество - обман ради наживы)

- Страх перед наказанием (трусость)

- Способ нанести вред  другому

- Способ получить выгоду  для себя за счёт других (манипуляция)

- Защита других (стремление  не огорчать, ложь во благо)

- Ложь ради удовольствия, ложь для красного словца (фантазирование, развлечение, шутка)

- Псевдология (мифомания) - патологическая склонность ко лжи (восторг надувательства)

- Ложь как реакция  протеста и средство компенсации  физического и психического дефекта  личности

- Желание получить  что-то, чего иначе не получишь

- Защита своего внутреннего  мира (самозащита, термин ввёл Мюррей)

- Произведение лучшего впечатления о себе посредствам самопредьявления, хвастовства

- Ложь из-за зависти

- Ложь из-за отсутствия  полного знания

- Ложь для выгодного  налаживания межличностных и  социальных отношений

- Желание выглядеть  воспитанным

- Способ доказать свою  независимость (актуален для подростков)

- Способ получить внимание  окружающих (актуален для подростков)

- Ложь как атрибут  профессии

Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что на формирование нравственных ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями.

  1. Причин, по которым у некоторых детей склонность ко лжи проявляется в
  2. защита себя от наказания (защита права на личную жизнь и свободу, избегание наказания)
  3. стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес окружающих)

Стремление унизить, избежать наказания, направить  весь интерес  окружающих на себя, являются основными мотивами корыстной лжи- так называемой эгоистической лжи , лжи как средства достижения своих собственных эгоистических целей. Преобладание такой лжи у подростка характеризует завышенную самооценку, которая в свою очередь порождает одну из самых серьезных подростковых проблем – проблему эгоизма.

 

 

1.3.  Понятие  подросткового эгоизма и особенности  его проявления у подростков

 

Много раз мы читали и  слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат»  эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и  то, и другое. Но поговорим мы все  таки о наиболее страшном из них - поговорим об эгоизме.

, не состоящих в  родстве, называется симбиозом. 

И наконец- Истинный альтруизм- это альтруизм как осознанная ориентация ценностей, определяющая поведение  личности в целом; он превращается в смысл жизни личности. [36]

 Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализуемая в конкретных опасных ситуациях( например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В концепции З.Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или  же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.

Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его  недооценка. Реальная значимость альтруистического  поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми.

Основная же  проблема альтруизма лежит в том, что представители  этого типа часто остаются голодными, бедными, убогими, всеми забытыми и  заброшенными, потому что отдают все  блага другим.

В таком случае, чем же полезен эгоизм?

Психологи уверены: без  определенной доли эгоизма человек  вообще не может существовать. В  животном мире эгоизм служит здоровой почвой для выживания: крошечные  слепые щенки и те ползут к материнским  соскам, эгоистично расталкивая друг друга, не задумываясь о том, что слабый брат так и останется голодным.

В мире людей все очень  похоже: эгоизм свойственен всем психически здоровым людям. Ведь сам по себе эгоизм не имеет определенного знака  плюса или минуса. Это свойство характера, которое наличествует в большей или меньше степени. При доминировании эгоизма над другими чертами характера психологи констатируют суперэгоизм, когда субъект буквально считает всех окружающих пылью у себя под ногами. Но есть и вполне здоровый эгоизм, когда субъект здраво оценивает ситуацию, осознает и свои, и чужие жизненные нужды, однако в итоге старается повернуть дело с пользой для себя.

Детский эгоизм вообще признан  нормой.

Известный психолог Жан  Пиаже в свое время ввел такой  термин как «эгоцентризм» (восприятие своей позиции как единственной существующей), чтобы описать нормальную особенность мышления детей от 8 до 10 лет. По мере взросления человек учится совмещать свою точку зрения и свои потребности с потребностями социума. Однако у некоторых людей вследствие каких-то особенностей воспитания эгоцентризм может остаться на всю жизнь. Вот здесь то и начинаются проблемы.

эгоистически.

Теория эгоистического гена производит сильное впечатление, однако не вносит полной ясности. Себялюбие  предполагает сознательный выбор, сознание, а ген не обладает сознанием. Мы должны воспринимать выражение «эгоистический ген» исключительно как метафору.

Если рассматриваемая  теория истинна, то она опровергает  всякое эмпирически обоснованное мнение о человеческих существах как движимых исключительно эгоизмом и себялюбием- опровергает обе разновидности цинической теории эгоизма. Ведь в случае её истинности оказывается, что альтруизм, искреннее самопожертвование принадлежат к ряду естественных человеческих реакций.

хозяйственной системы. Опирающийся на самого себя независимый индивид, собственник приходит к такому выводу самостоятельно как раз потому, что наделен здравым смыслом.

Теперь, я считаю, имеет  место поговорить непосредственно  о проблеме эгоизма у подростков.

Эгоизм часто встречается в жизни у детей и взрослых. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм. Термин нарциссизм образован от имени мифического древнегреческого юноши Нарцисса. Он, взглянув однажды в воду, был поражен красотой отображения собственного лица и влюбился в него. С тех пор Нарцисс все дни проводил у воды, наслаждаясь созерцанием своей внешности. Боги за это превратили его в цветок, все время смотрящийся в воду. [39]

Школьники и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно  влюблены в себя. Причем объектом собственной  любви у них, особенно у лиц  мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать  себя за внутреннее "совершенство" (способности, ум, характер). Большая влюбленность побуждает их направлять основное внимание на решение собственных проблем, на поиски все больших личных достоинств и любование ими. Последнее нередко может выражаться в подробнейшем рассказе о своих больших возможностях и реальных жизненных успехах, сильно преувеличенных. Впрочем, встречаются и "Нарциссы" - молчуны, всецело ушедшие в себя, замкнутые и нелюдимые. Но тех и других сближает полное равнодушие к судьбам знакомых людей. В беседе они либо совсем не дают возможности высказаться собеседнику, либо слушают его невнимательно, с выражением страдания. Конечно, это происходит в тех случаях, когда разговор не дает никакой личной выгоды "Нарциссу". В то же время живительным бальзамом для него являются комплименты в его адрес. Более того, в семье и подвигу. Старшеклассникам важно понять, что все это болезни роста нашего общества. И им надо не отказываться, а каждому на своем месте бороться за воплощение справедливых и совершенных идеалов общества и человека. [42]

Групповой эгоизм у детей  и подростков, как правило, связан с семьей, компанией приятелей  во дворе, сверстниками в классе.

«Семейный» эгоизм возникает  при направленности всех помыслов взрослых членов семьи на материальное и карьерное  благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих.

«Характеризуя эгоистических  школьников, Н.Д. Левитов отмечает у  них интерес только к себе, своим  удобствам и собственной выгоде. Они обычно нечутки, неотзывчивы» .В  то же время отмечено, что нельзя всякого самолюбивого человека причислять к эгоистам.

Также эгоизм может широко распространяться среди подростков под влиянием неблагоприятных социальных условий.

Каковы же причины  возникновения эгоизма у детей?

 Эгоистические устремления  некоторых школьников в классе обычно быстро обнаруживаются их товарищами и получают решительный отпор. Поэтому эгоизм ребенка расцветает преимущественно в семье, где ему чрезмерно потворствуют в выполнении всех его желаний и балуют. Конечно, родительская любовь и забота просто необходимы ребенку для его психического развития. Невнимание к школьнику в семье приводит его к эгоизму из-за отчуждения и порой делает жестоким человеком. Однако нежелательна и другая крайность - немедленное и полное удовлетворение всех желаний и капризов детей в семье. В этих условиях жизни ребенок привыкает быть в центре внимания и принимать благодеяния окружающих, ни не приучается проявлять заботу о других. [43]

Что же касается собственно особенностей появления эгоизма  в жизни ребенка, здесь имеет  место сказать и о том, что эгоизм  однозначно закладывается в ребенка в детстве, и зачастую является следствием реализации неправильных воспитательных моделей.

С самого своего рождения ребенок стремится удовлетворять  все свои жизненно необходимые потребности, борется за свою жизнь. Это инстинкт самосохранения. Будучи маленькими, дети в открытую честно требуют свое. Они знают, что за себя и за свое благо нужно бороться и отстаивать свои интересы. В чем родители их всегда поддерживают, хвалят, и позволяют получить все что угодно, лишь бы ребенок был счастлив. Но как только ребенок вырастает, его начинают воспитывать совершенно по другому.  Родители говорят что все как он жил раньше- теперь нельзя, что так делать нехорошо, и что в своих действиях нужно, в первую очередь, учитывать интересы других.

И именно тут начинается самое интересное. Ребенок начинает приспосабливаться и лгать. Он не понимает, почему его такие обыкновенные потребности теперь вызывают столько  критики, ведь раньше то все было по-другому…

Он начинает лгать родителям, скрывать от них свои истинные потребности и желания, боясь, что они его будут меньше любить, выдает им то, чего они хотят. Так, подрастая, человек не принимает и осуждает себя такого, какой он есть. И от страха остаться в одиночестве начинает угождать, чтобы получить любовь и одобрение от них. Получается так называемая подмена. Родители не учат детей познавать свои внутренние потребности, разумно относиться к ним, не учат жить в гармонии со своими чувствами. Вместо принятия самого себя и любви к себе, детей учат подстраиваться и обманывать, ведь ребенку слишком сложно просто взять и отказаться от своих прежних, таких естественных, хоть и эгоистических потребностей. И вот что интересно, если ребенок не поступает так, как хотят его родители, они перестают его любить. А если ребенок хороший и послушный-  то родители одаривают его любовью и вниманием.

Информация о работе Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте