Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной исследовательской работы является обоснование наличия связи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, обоснование основных мотивов лжи и эгоизма, их взаимосвязи.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Рассказать о подростковом возрасте в целом
Раскрыть понятия эгоизм и феномен подростковой лжи, рассказать об особенностях их проявления у подростков
Проанализировать феномен лжи и выявить степень наличия подросткового эгоизма у конкретных детей
Интерпретировать результаты исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты исследования подросткового возраста ……………...6
1.1. Теории и кризисы психического развития в подростковом возрасте …..6
1.2. Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов ……………………………...….17
1.3. Понятие подросткового эгоизма и особенности его проявления у подростков ……………………………………………………………..….…31
Выоды по первой главе ……………………………………………………….46
2. Экспериментальное исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков ……………...……………………………….…47
2.1. Программа исследования феномена лжи у подростков………………...47
2.2. Программа исследования уровня эгоизма у подростков …………….....52
2.3. Сравнение результатов исследований ………………………………..….57
Выводы по второй главе ……………………………………………………….63
Заключение …………………………………………………………………………64
Список использованной литературы ……………………………………………..67
Приложение 1 ………………………………………………………………………70
Приложение 2 ……………………………………………………………………....73

Работа содержит 1 файл

MARIShKINA_kursavaya.doc

— 548.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра  «Теоретическая и прикладная психология »

 

 

 

 

КурсовАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Психодиагностика»

на тему: «Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте»

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ПСХб-302

Бригова М.Е.

Руководитель: Николаева Э.Ф.

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

1.  Теоретические аспекты  исследования подросткового возраста ……………...6

1.1.  Теории и кризисы  психического развития в подростковом возрасте …..6

1.2.  Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов ………………………………...….17

1.3.  Понятие подросткового эгоизма  и особенности его проявления  у подростков ……………………………………………………………..….……31

Выводы по первой главе ……………………………………………………….46

2.  Экспериментальное  исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков ……………...………………………………….…47

2.1.  Программа исследования феномена лжи у подростков………………...47

2.2.  Программа исследования уровня эгоизма у подростков …………….....52

2.3.  Сравнение результатов исследований ………………………………..….57

Выводы по второй главе ……………………………………………………….63

Заключение …………………………………………………………………………64

Список использованной литературы ……………………………………………..67

Приложение 1 ………………………………………………………………………70

Приложение 2 ……………………………………………………………………....73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и  идеалов у молодежи.

Данная исследовательская  работа в области психологии, нацелена на диагностику и изучение феномена подростковой лжи, которая рассматривается как прямое следствие эгоизма.

Наличие связи между  феноменом лжи и эгоизмом является наиболее актуальной проблемой подросткового возраста, так как от её решения зависит дальнейшее формирование индивида как личности, формирование его правильных нравственных ценностей и мировоззрения, что очень актуально в России на сегодняшний момент.

Так есть ли между ними связь? И ,если есть, то какая?

Причин, по которым у  некоторых детей склонность ко лжи проявляется в большей степени очень много. Одни зависят от пола и возраста, другие коренятся  в его окружении ( общение со сверстниками, родителями) и , наконец, самые важные кроются в личности ребенка, именно о них и пойдет речь в данной исследовательской работе.

Объектами данного исследования являются эгоизм и ложь в подростковом возрасте.

Предметом исследования является взаимосвязь наличия эгоизма и феномена лжи в подростковом возрасте.

Целью данной исследовательской  работы является  обоснование наличия связи между уровнем эгоизма и  феноменом подростковой лжи, обоснование основных мотивов лжи и эгоизма, их взаимосвязи.

Гипотезой исследования является наличие взаимосвязи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, положительная корреляция между ними, т.е. чем выше уровень эгоизма у подростка, тем чаще он лжет.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
  2. Рассказать о подростковом возрасте в целом
  3. Раскрыть понятия эгоизм и феномен подростковой лжи, рассказать об особенностях их проявления у подростков
  4. Проанализировать феномен лжи и выявить степень наличия подросткового эгоизма  у конкретных детей
  5. Интерпретировать результаты исследования

 

При написании данной исследовательской работы были использованы следующие методы:

    1. Методы теоретического анализа психологической литературы
    2. Психодиагностические методы:
    3. Опросник «Честность»
    4. Проективная методика- Тест эгоцентрических ассоциаций
    5. Методы статистики обобщения вывода.

 

В данной курсовой работе использованная следующая методологическая база исследования:

  1. В теоретическом анализе были использованы труды следующих психологов: Л.С. Выготский, М.Кле, Э.Эриксон, Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, П. Экман, В.В. Знаков,  Грачев Г., Мельник И.
  2. Исследование проводилось на базе среднего образовательного учреждения МОУ СОШ №16, г. Жигулевска. В проекте принимали участие учащиеся 7«Б» и 7«А» класса.

 

За последний век, феномен  подростковой лжи был  исследован многими учеными, в цвете различных концепций.

Однако с позиции  рассмотрения его, как следствия  подросткового эгоизма, он исследован не был. В таком случае, в данном исследовании имеет место  научная новизна, с позиции дополнения научных данных.

На мой взгляд, практическая значимость данного исследования очень  велика, так как полученные данные могут быть использованы в сфере психологического консультирования подростков, в сфере психокоррекционной работы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты исследования подросткового  возраста

 

1.1. Теории и кризисы психического развития в подростковом возрасте

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным  из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

 

 

1.2.  Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов

 

Для того чтобы лучше понять и раскрыть все стороны феномена  подростковой лжи, обратимся, прежде всего, к различным трактовкам данной проблемы.

На рубеже XX века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. Об этом можно судить по большому числу публикаций, широкому кругу авторов (Каптерев П.О., Преображенский С., Ильин И.А., Алешинцев И.А., Сосновский А., Шеталова А. и т.д.) и основательным экспериментальным исследованиям (Гартьер К., Нечаев А.П.) в данной области, проведенным в нашей стране. За рубежом этим феноменом интересовался В.Штерн, Л. Мелитан, А.Адам и др. Работы авторов начала века были посвящены исследованию лжи при свидетельских показаниях, проблеме детской лжи (ее развитию в онтогенезе), мотивации лжи и обмана, способам коррекции лжи, типологии лжи. Рассмотрим некоторые из них.

Видный российский педагог- психолог второй половины XIX столетия Петр Федорович Каптерев считал, что ложь есть раздвоение, дисгармония в человеке; лжец делает одно, а говорит совсем другое. Очевидно, лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, непосредственен, не обманывает ни себя, ни других; он живет исключительно в сфере действительных фактов, всякие выдумки ему чужды, мир лжи и фантазии ему неизвестен.

 

В своей работе «Детская правдивость и лживость» А Сосновский указывает источником детской лживости пример воспитателей. По его мнению, самым пагубным образом воздействуют на детей: обещание или угрозы наказаний, которые не выполняются; преувеличение; высокие требования к поведению детей, но без контроля за выполнением и без элементарного положительного подкрепления; лживые рассказы воспитателей; требование от детей лжи (лесть, лицемерие, подлаживание); воспитание холодной вежливости-неискренности; принуждение давать обещание и просить прощения и др. На самом деле в семье очень трудно создать такую обстановку, при которой у ребенка не было бы необходимости лгать, однако стремиться к этому необходимо. Создавая в семье атмосферу тепла, доверия, дружелюбия, можно во многом сократить ситуации, при которых подросток провоцируется на ложь. По его мнению, провокацию лжи родители создают, выстраивая, например, не выполнимые барьеры, когда родительская позиция «нельзя» становится доминирующей в воспитании, и когда запреты не объясняются, не расшифровываются, а значит, не понимаются и не принимаются ребенком. [17]

С точки зрения Левановой Е. А, ложь формируется у ребенка, прежде всего под воздействием  социального окружения. Ребенок не рождается вруном, он им становится в социальном окружении и, прежде всего, в семье. Свой первый опыт неправды ребенок получает от родителей: он слышит, как одно родители говорят между собой, другое – окружающим людям, одно требуют от ребенка, а сами эти требованиям не следуют. и т.д. Этот так называемый «двойной стандарт» – первый шаг к тому, чтобы ребенок начал лгать. Надо заметить что, не имея собственного опыта поведения, подросток «калькирует» модели поведения взрослых, а в силу еще и очень высокого уровня сензитивности эти модели очень быстро присваиваются. Именно двойной стандарт взрослых, по её мнению, наносит очень большой вред воспитанию не только способствуя формированию лживого поведения, но и рождая недоверие по взрослым моделям, их делам, словам и поступкам. [18]

Современные западные психологи  опираются на философскую традицию, которая наиболее ясно выражена в  определении Хьюго Гратиуса: «Ложь  в собственном смысле слова есть намеренная, связанная с желанием обмануть неправда, которая отнимает или ограничивает у ближнего возможность суждения, на которую он, согласно молчаливому соглашению, имеет естественное право». Таким образом, определения лжи, формулируемые западными мыслителями, основываются на представлениях о нарушении прав того, кому лгут. Вследствие этого западное понимание лжи - морально-правовое. [20]

В психологических концепциях лжи, наиболее ярко выражены внутренние компоненты данной проблемы. Ярким примером тому может быть психологическая теория О. Липмана о лжи, как волевом деянии, направленном на результат: для любого волевого деяния характерно наличие определенных внутренних или внешних тормозных моментов. В случае лжи тормозом является одновременное присутствие в сознании лжеца наравне с комплексом ложных представлений комплекса верных, истинных представлений. В борьбе ложных и истинных представлений комплекс ложных представлений побеждает за счет цели и намерения, и тогда человек лжет. [21]

Лжи, по его мнению, присущи  три признака:

  1. сознание ложности
  2. намерение обмануть
  3. целесообразность

Первые два признака отличают ложь от иллюзий воспоминания, а третий - от фантастических неверных показаний. [23]

В ряду основных приемов  психологической защиты З. Фрейд  выделяет следующие механизмы защиты, связанные с понятием ложь:

  1. рационализация, т.е. защитная аргументация, по средством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение чего-либо, а подлинные мотивы остаются в тени - средство сохранения самоуважения личности
  2. деперсонализациюя, т.е. изменение самосознания, потеря своего «Я»; утрата способности быть личностью.[24]

Также, довольно многие психологи  исследовали ложь и обман как  нежелательные явления социального  порядка.

  • Б.С. Шалютин определяет ложь как «не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие из числа осуществляемых через коммуникацию, и оно направленно - непосредственно - на адресата лжи». Ложь - деятельность, субъективный процесс. Во лжи человек свободен. Ложь есть налагание первичной, не существовавшей прежде, реальности. Для того чтобы акт лжи состоялся, субъективная реальность лгущего должна допускать внутреннее раздвоение, причем одновременно по трем линиям: цель - средство; истинная картина действительности - ложная; значение - знак. Ложь, следовательно,
  • объект («обманываемый»)
  • жертву («обманутого») обманного действия, отмечая, что «обманываемый» далеко не всегда оказывается жертвой, т.е. «обманутым»

Обман для него - это форма замаскированного манипулирования. [27]

Конечно это не все  точки зрения на данную проблему, ведь каждый автор трактует ложь и обман по своему, внося в эти определения, нечто свойственное ему. Но, на мой взгляд, мы рассмотрели основные и наиболее подходящие к затронутой нами теме.

В контексте данной исследовательской  работы также будет раскрыт феномен так называемой подростковой лжи, её основные проявления, причины и виды.

рождения: даже самые  маленькие дети активно пользуются чем-то вроде довербальной формы  плутовства. В ходе своего исследования Васудеви Редди из университета Портсмута  работала с родителями очень маленьких детей. Она обнаружила примеры детского поведения, дополняющие систему, составленную Бёрнером и Вайтеном, в соответствии с которой, ложь делится на передразнивание, притворство, утайку и отвлечение внимания.

Примером каждой из них  может служить следующее:

  1. Маленькая девочка протягивает руки к своей матери, чтобы та обняла её, но вдруг резко отдергивает их, смеясь.
  2. Девятимесячный младенец пытается изобразить смех, с тем чтобы окружающие поняли его желание присоединиться к общему веселью.
  3. Одиннадцатимесячный ребенок, которого безуспешно пытаются покормить , внимательно следит за мамой, и как только она отворачивается, сбрасывает кусочки еды со стола.

раст это своеобразный Рубикон лжи, что подтверждается многочисленными экспериментами. [29]

Что же касается младших школьников, то в течение первых школьных лет, когда дети ежедневно сталкиваются с тем, что называется социальным откликом, число обманов, соответственно снижается. Дети начинают понимать, что если врать часто, то можно потерять доверие окружающих. Если же ребенок упорно продолжает обманывать и делает это все чаще и чаще, то такое поведение может послужить признаком более глубокого недомогания, например не исключено что таким образом ребенок пытается преодолеть чувство разочарования, привлечь к себе внимание или справить с трудной жизненной ситуацией.

Информация о работе Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте