Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Целью данной исследовательской работы является обоснование наличия связи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, обоснование основных мотивов лжи и эгоизма, их взаимосвязи.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Рассказать о подростковом возрасте в целом
Раскрыть понятия эгоизм и феномен подростковой лжи, рассказать об особенностях их проявления у подростков
Проанализировать феномен лжи и выявить степень наличия подросткового эгоизма у конкретных детей
Интерпретировать результаты исследования
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты исследования подросткового возраста ……………...6
1.1. Теории и кризисы психического развития в подростковом возрасте …..6
1.2. Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов ……………………………...….17
1.3. Понятие подросткового эгоизма и особенности его проявления у подростков ……………………………………………………………..….…31
Выоды по первой главе ……………………………………………………….46
2. Экспериментальное исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков ……………...……………………………….…47
2.1. Программа исследования феномена лжи у подростков………………...47
2.2. Программа исследования уровня эгоизма у подростков …………….....52
2.3. Сравнение результатов исследований ………………………………..….57
Выводы по второй главе ……………………………………………………….63
Заключение …………………………………………………………………………64
Список использованной литературы ……………………………………………..67
Приложение 1 ………………………………………………………………………70
Приложение 2 ……………………………………………………………………....73
Под прикрытием своего ложного благородства, ребенок приспосабливается, обманывает, хитрит, и все это для того, чтобы получить родительскую любовь. И такая модель поведение переходит дальше: в сад, школу, рабочие коллективы. Но, ведь все это человек в конечном итоге делает для свого блага. Это все он делает из эгоистических соображений, пользуясь при этом корыстной ложью, ложью во благо себе.
Именно об этой тесной взаимосвязи между феноменом лжи и подростковым эгоизмом и пойдет речь в нашем дальнейшем исследовании.
Выводы по первой главе.
Таким образом, подводя
итог первой части курсовой работы,
можно сделать следующие
Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. В этот период формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Именно в этот период наиболее четко прослеживается такие особенности личности как ложь и эгоизм. Именно в этом периоде возможно наиболее полно рассмотреть их взаимосвязь.
Безусловно, ложь должна рассматриваться как следствие подросткового эгоизма, а не наоборот.
Эгоизм в подростковом возрасте наиболее часто формируется как следствие реализации неправильных воспитательных моделей. Еще в самом маленьком возрасте ребенку позволяется абсолютно все. Беспрекословно выполняются любые его просьбы и пожелания. Но, стоит ребенку вырасти, ему начинают убеждать, что это неправильно, и что в первую очередь нужно думать об интересах других людей. Но ребенок уже привык к обратному. И вот тут то и начинается самое интересное. Ребненок начинает приспосабливаться к изменившейся ситуации, а так как он уже не способен отказаться от своих прежних привычек, он начинает лгать. Причем именно во благо себе, пользуясь так называемой корыстной ложью, с целью удовлетворения своих собственных эгоистических мотивов и потребностей.
Именно об этой тесной взаимосвязи между феноменом лжи и подростковым эгоизмом и пойдет речь в нашем дальнейшем исследовании.
2. Экспериментальное исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков.
1.1 Программа исследования феномена лжи у подростков.
Исследовательская работа проводилась на базе среднего образовательного учреждения МОУ СОШ №16, г. Жигулевска. В проекте принимали участие учащиеся 7«Б» и 7«А» класса.
Цель - Выявить преобладающую мотивацию и общий уровень лжи у детей подросткового возраста.
Объект исследования: особенности личностной сферы детей подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности
лжи детей подросткового
Общей гипотезой исследования является наличие взаимосвязи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, положительная корреляция между ними, т.е. чем выше уровень эгоизма у подростка, тем чаще он лжет.
А- наличие эгоизма
В- уровень лжи
Гипотезой исследования является наличие положительной корреляции между эгоизмом и уровнем лжи у подростков, т.е. А В. Это гипотеза Н1. Соответственно нулевой гипотезой (Н0) будет предположение об отсутствии взаимосвязи между исследуемыми феноменами.
Данное исследование считается двумерным структурным корреляционным исследованием.
Задачи диагностической работы:
Список испытуемых детей приведен в таблице 1. Возраст испытуемых – 13-14 лет.
В исследовании приняли участие 60 учащихся.
Для исследования феномена лжи у подростков использовался опросник «Честность»
Текст данного опросника приводится в приложении 1.
Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 классов) по опроснику «Честность» приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень лжи у подростков
№ |
Имя |
Уровень лжи | |
Баллы |
Уровень | ||
1 |
Саша О. |
5 |
Высокий |
2 |
Юля Ю. |
10 |
Высокий |
3 |
Даша Ж. |
30 |
Низкий |
4 |
Лена М. |
11 |
Высокий |
5 |
Алена М. |
6 |
Высокий |
6 |
Оксана Д. |
8 |
Высокий |
7 |
Саша Б. |
31 |
Низкий |
8 |
Люба М. |
7 |
Высокий |
9 |
Марина М. |
4 |
Высокий |
10 |
Оля Б. |
6 |
Высокий |
11 |
Женя Б. |
14 |
Средний |
12 |
Олеся Г. |
10 |
Высокий |
13 |
Катя Ю. |
26 |
Средний |
14 |
Света М. |
9 |
Высокий |
15 |
Нани Б. |
7 |
Высокий |
16 |
Лиза Б. |
11 |
Высокий |
17 |
Лида Г. |
28 |
Средний |
18 |
Оля А. |
4 |
Высокий |
19 |
Лида О. |
6 |
Высокий |
20 |
Таня В. |
8 |
Высокий |
21 |
Ксюша П. |
9 |
Высокий |
22 |
Аня Д. |
7 |
Высокий |
23 |
Алиса С. |
10 |
Высокий |
24 |
Марина Л. |
14 |
Средний |
25 |
Лина Л. |
16 |
Средний |
26 |
Настя Ш. |
18 |
Средний |
27 |
Аня М. |
9 |
Высокий |
28 |
Ира Д. |
6 |
Высокий |
29 |
Маша Т. |
7 |
Высокий |
30 |
Лена П. |
3 |
Высокий |
31 |
Алеся В. |
9 |
Высокий |
32 |
Настя П. |
21 |
Средний |
33 |
Юля О. |
24 |
Средний |
34 |
Саша П. |
30 |
Низкий |
35 |
Денис Ю. |
29 |
Средний |
36 |
Сергей Я. |
26 |
Средний |
37 |
Павел Г. |
8 |
Высокий |
38 |
Артем Т. |
12 |
Высокий |
39 |
Артур Я. |
25 |
Средний |
40 |
Марат И. |
9 |
Высокий |
41 |
Коля С. |
5 |
Высокий |
42 |
Валера Б. |
7 |
Высокий |
43 |
Иван И. |
12 |
Высокий |
44 |
Антон И. |
10 |
Высокий |
45 |
Женя С. |
25 |
Средний |
46 |
Семен А. |
20 |
Средний |
47 |
Иван М. |
26 |
Средний |
48 |
Леша П. |
3 |
Высокий |
49 |
Кирилл Я. |
12 |
Высокий |
50 |
Глеб К. |
25 |
Средний |
51 |
Андрей О. |
30 |
Низкий |
52 |
Дима Т. |
6 |
Высокий |
53 |
Ярослав О. |
32 |
Низкий |
54 |
Яша И. |
33 |
Низкий |
55 |
Филипп Б. |
4 |
Высокий |
56 |
Костя Б. |
16 |
Средний |
57 |
Леня И. |
18 |
Средний |
58 |
Стас В. |
17 |
Средний |
59 |
Стас Л. |
10 |
Высокий |
60 |
Марина Л. |
9 |
Высокий |
Выборочное среднее = 13,3
Мода = 9
Медиана =10
Так как мода и медиана практически совпадают, следовательно, распределение нормальное (укладывается в кривую Гаусса).
Ложь подростков имеет свои характерные особенности, виды и мотивы. Связано это со своеобразием возрастных кризисов, происходящих в процессе генезиса личности.
По результатам исследования
можно сделать вывод о
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 35 человек, из 60 испытуемых общей выборки, высокий уровень лжи, что составляет 58,3 %, у 18 человек средний уровень лжи (30%), и у 7 человек преобладает низкий уровень лжи (11,7%). По результатам исследования, можно отметить, что вся группа испытуемых (2-а 7-х класса, подростки) по уровню лжи поделены на три группы. Дети с высоким уровнем лжи явно преобладают, их больше половины, со среднем уровнем лжи – 1/3 часть учащихся, а вот с низким уровнем лжи меньше всего – только 7 человек из 60.
Более полная интерпретация результатов исследования представлена в параграфе 2.3.
Несомненно, в вышеуказанных классах очень велик процент подростков с высоким уровнем лжи. В данной исследовательской работе ложь рассматривается как следствие подросткового эгоизма, а соответственно в параграфе 2.2. мы проведем диагностику и выявим общий уровень эгоизма у данных подростков.
2.2. Программа исследования уровня эгоизма у подростков
Исследовательская работа проводилась на базе среднего образовательного учреждения МОУ СОШ №16, г. Жигулевска. В проекте принимали участие учащиеся 7«Б» и 7«А» класса.
Цель – выявить наличие и преобладающую тенденцию эгоизма у детей с различным уровнем лжи.
Объект исследования: особенности личностной сферы детей подросткового возраста.
Предмет исследования: наличие определенного уровня эгоизма у детей подросткового возраста.
Общей гипотезой исследования является наличие взаимосвязи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, положительная корреляция между ними, т.е. чем выше уровень эгоизма у подростка, тем чаще он лжет.
А- наличие эгоизма
В- уровень лжи
Гипотезой исследования является наличие положительной корреляции между эгоизмом и уровнем лжи у подростков, т.е. А В. Это гипотеза Н1. Соответственно нулевой гипотезой (Н0) будет предположение об отсутствии взаимосвязи между исследуемыми феноменами.
Данное исследование считается двумерным структурным корреляционным исследованием.
Задачи диагностической работы:
Список испытуемых детей приведен в таблице 1. Возраст испытуемых – 13-14 лет.
В исследовании приняли участие 60 учащихся.
Для исследования наличия эгоизма у подростков использовалась проективная методика – «Тест эгоцентрических ассоциаций».
Текст данной методики приводится в приложении 2.
Экспериментальные данные,
полученные при исследовании подростков
(учащихся 7 классов) по методике «Тест
эгоцентрических ассоциаций»
Таблица 2.
Уровень и выраженная тенденция наличия эгоизма у подростков
№ |
Имя |
Уровень эгоизма | |
Баллы |
Тенденция | ||
1 |
Саша О. |
28 |
Высокий |
2 |
Юля Ю. |
28 |
Высокий |
3 |
Даша Ж. |
11 |
Низкий |
4 |
Лена М. |
30 |
Высокий |
5 |
Алена М. |
22 |
Средний |
6 |
Оксана Д. |
40 |
Высокий |
7 |
Саша Б. |
5 |
Низкий |
8 |
Люба М.. |
31 |
Высокий |
9 |
Марина М. |
33 |
Высокий |
10 |
Оля Б. |
24 |
Средний |
11 |
Женя Б. |
13 |
Низкий |
12 |
Олеся Г. |
40 |
Высокий |
13 |
Катя Ю. |
25 |
Средний |
14 |
Света М. |
18 |
Средний |
15 |
Нани Б. |
33 |
Высокий |
16 |
Лиза Б. |
29 |
Высокий |
17 |
Лида Г. |
15 |
Средний |
18 |
Оля А. |
29 |
Высокий |
19 |
Лида О. |
30 |
Высокий |
20 |
Таня В. |
40 |
Высокий |
21 |
Ксюша П. |
36 |
Высокий |
22 |
Аня Д. |
39 |
Высокий |
23 |
Алиса С. |
19 |
Средний |
24 |
Марина Л. |
28 |
Высокий |
25 |
Лина Л. |
11 |
Низкий |
26 |
Настя Ш. |
29 |
Высокий |
27 |
Аня М. |
35 |
Высокий |
28 |
Ира Д. |
33 |
Высокий |
29 |
Маша Т. |
29 |
Высокий |
30 |
Лена П. |
35 |
Высокий |
31 |
Алеся В. |
30 |
Высокий |
32 |
Настя П. |
36 |
Высокий |
33 |
Юля О. |
10 |
Низкий |
34 |
Саша П. |
12 |
Низкий |
35 |
Денис Ю. |
15 |
Средний |
36 |
Сергей Я. |
12 |
Низкий |
37 |
Павел Г. |
33 |
Высокий |
38 |
Артем Т. |
36 |
Высокий |
39 |
Артур Я. |
14 |
Средний |
40 |
Марат И. |
39 |
Высокий |
41 |
Коля С. |
33 |
Высокий |
42 |
Валера Б. |
26 |
Средний |
43 |
Иван И. |
20 |
Средний |
44 |
Антон И. |
36 |
Высокий |
45 |
Женя С. |
12 |
Низкий |
46 |
Семен А. |
10 |
Низкий |
47 |
Иван М. |
28 |
Высокий |
48 |
Леша П. |
40 |
Высокий |
49 |
Кирилл Я. |
35 |
Высокий |
50 |
Глеб К. |
5 |
Низкий |
51 |
Андрей О. |
6 |
Низкий |
52 |
Дима Т. |
33 |
Высокий |
53 |
Ярослав О. |
9 |
Низкий |
54 |
Яша И. |
13 |
Средний |
55 |
Филипп Б. |
35 |
Высокий |
56 |
Костя Б. |
28 |
Высокий |
57 |
Леня И. |
20 |
Средний |
58 |
Стас В. |
14 |
Средний |
59 |
Стас Л. |
38 |
Средний |
60 |
Марина Л. |
12 |
Низкий |
Выборочное среднее = 25,13
Мода = 33
Медиана =31
Так как мода и медиана практически совпадают, следовательно, распределение нормальное (укладывается в кривую Гаусса).
В процессе анализа результатов нужно учесть, что эгоизм и эгоистическая направленность – это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п.
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 33 из 60 испытуемых присутствует личностная установка на эгоизм, тенденция высокого уровня. Это составляет 55%, чуть больше половины всех опрошенных. У 12 человек (20%) – низкий уровень эгоизма, приоритетна альтруистическая установка. У 15 человек уровень эгоизма находится в зоне нормы, их число составляет 25% от общей выборки. (13-27 баллов для мальчиков и 14-25 баллов для девочек).
Более полная интерпретация результатов 2-х исследований представлена в параграфе 2.3.
Несомненно, в этих двух
классах процент детей с высоки
2.3. Сравнение, обобщение, анализ и интерпретация результатов исследований
На основе обобщения
психолого-педагогического
Сопоставив данные 2-х методик, можно сделать вывод о том, что у подростков, которым свойственно постоянно лгать обнаружен высокий уровень эгоизма.
На основе данных полученных с помощью проективной методики «Теста эгоцентрических ассоциаций» и опросника «Честность» можно сделать вывод о том, что наиболее частыми мотивами лжи являются такие корыстные мотивы как:
Информация о работе Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте