Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной исследовательской работы является обоснование наличия связи между уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, обоснование основных мотивов лжи и эгоизма, их взаимосвязи.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи исследования:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Рассказать о подростковом возрасте в целом
Раскрыть понятия эгоизм и феномен подростковой лжи, рассказать об особенностях их проявления у подростков
Проанализировать феномен лжи и выявить степень наличия подросткового эгоизма у конкретных детей
Интерпретировать результаты исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты исследования подросткового возраста ……………...6
1.1. Теории и кризисы психического развития в подростковом возрасте …..6
1.2. Феномен подростковой лжи и особенности её проявления в работах отечественных и зарубежных психологов ……………………………...….17
1.3. Понятие подросткового эгоизма и особенности его проявления у подростков ……………………………………………………………..….…31
Выоды по первой главе ……………………………………………………….46
2. Экспериментальное исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков ……………...……………………………….…47
2.1. Программа исследования феномена лжи у подростков………………...47
2.2. Программа исследования уровня эгоизма у подростков …………….....52
2.3. Сравнение результатов исследований ………………………………..….57
Выводы по второй главе ……………………………………………………….63
Заключение …………………………………………………………………………64
Список использованной литературы ……………………………………………..67
Приложение 1 ………………………………………………………………………70
Приложение 2 ……………………………………………………………………....73

Работа содержит 1 файл

MARIShKINA_kursavaya.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

Под прикрытием своего ложного  благородства, ребенок приспосабливается, обманывает, хитрит, и все это  для того, чтобы получить родительскую любовь. И такая модель поведение переходит дальше: в сад, школу, рабочие коллективы. Но, ведь все это человек в конечном итоге делает для свого блага. Это все он делает из эгоистических соображений, пользуясь при этом корыстной ложью, ложью во благо себе.

Именно об этой тесной взаимосвязи между феноменом лжи и подростковым эгоизмом и пойдет речь в нашем дальнейшем исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

 

Таким образом, подводя  итог первой части курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. В этот период формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Именно в этот период наиболее четко прослеживается такие особенности личности как ложь и эгоизм. Именно в этом периоде возможно наиболее полно рассмотреть их взаимосвязь.

Безусловно, ложь должна рассматриваться как следствие  подросткового эгоизма, а не наоборот.

Эгоизм в подростковом возрасте наиболее часто  формируется  как следствие реализации неправильных воспитательных моделей. Еще в самом маленьком возрасте ребенку позволяется абсолютно все. Беспрекословно выполняются любые его просьбы и пожелания. Но, стоит ребенку вырасти, ему начинают убеждать, что это неправильно, и что в первую очередь нужно думать об интересах других людей. Но ребенок уже привык к обратному. И вот тут то и начинается самое интересное. Ребненок начинает приспосабливаться к изменившейся ситуации, а так как он уже не способен отказаться от своих прежних привычек, он начинает лгать. Причем именно во благо себе, пользуясь так называемой корыстной ложью, с целью удовлетворения своих собственных эгоистических мотивов и потребностей.

Именно об этой тесной взаимосвязи между феноменом  лжи и подростковым эгоизмом и  пойдет речь в нашем дальнейшем исследовании.

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное  исследование наличия связи между феноменом лжи и уровнем эгоизма у подростков.

 

1.1  Программа  исследования феномена лжи у подростков.

 

Исследовательская работа проводилась на базе среднего образовательного учреждения МОУ СОШ №16, г. Жигулевска. В проекте принимали участие учащиеся 7«Б» и 7«А»  класса.

Цель - Выявить преобладающую  мотивацию и общий уровень  лжи у детей подросткового  возраста.

Объект исследования: особенности личностной сферы детей подросткового возраста.

Предмет исследования: особенности  лжи детей подросткового возраста.

Общей гипотезой исследования является наличие взаимосвязи между  уровнем эгоизма и феноменом подростковой лжи, положительная корреляция между ними, т.е. чем выше уровень эгоизма у подростка, тем чаще он лжет.

А- наличие эгоизма

В- уровень лжи

Гипотезой исследования является наличие  положительной корреляции между  эгоизмом и уровнем лжи у подростков, т.е. А     В. Это гипотеза Н1. Соответственно нулевой гипотезой (Н0) будет предположение об отсутствии взаимосвязи между исследуемыми феноменами.


Данное исследование считается  двумерным структурным корреляционным исследованием.

Задачи диагностической  работы:

  1. подобрать диагностическую методику
  2. провести диагностику
  3. обработать полученные результаты
  4. Сравнить, проанализировать и обобщить результаты исследования
  5. сделать выводы

Список испытуемых детей  приведен в таблице 1. Возраст испытуемых – 13-14 лет.

В исследовании приняли  участие 60 учащихся.

Для исследования феномена лжи у подростков использовался опросник «Честность»

Текст данного опросника  приводится в приложении 1.

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 классов) по опроснику «Честность» приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень лжи у подростков

Имя

Уровень лжи

Баллы

Уровень

1

Саша О.

5

Высокий

2

Юля Ю.

10

Высокий

3

Даша Ж.

30

Низкий

4

Лена М.

11

Высокий

5

Алена М.

6

Высокий

6

Оксана Д.

8

Высокий

7

Саша Б.

31

Низкий

8

Люба М.

7

Высокий

9

Марина М.

4

Высокий

10

Оля Б.

6

Высокий

11

Женя Б.

14

Средний

12

Олеся Г.

10

Высокий

13

Катя Ю.

26

Средний

14

Света М.

9

Высокий

15

Нани Б.

7

Высокий

16

Лиза Б.

11

Высокий

17

Лида Г.

28

Средний

18

Оля А.

4

Высокий

19

Лида О.

6

Высокий

20

Таня В.

8

Высокий

21

Ксюша П.

9

Высокий

22

Аня Д.

7

Высокий

23

Алиса С.

10

Высокий

24

Марина Л.

14

Средний

25

Лина Л.

16

Средний

26

Настя Ш.

18

Средний

27

Аня М.

9

Высокий

28

Ира Д.

6

Высокий

29

Маша Т.

7

Высокий

30

Лена П.

3

Высокий

31

Алеся В.

9

Высокий

32

Настя П.

21

Средний

33

Юля О.

24

Средний

34

Саша П.

30

Низкий

35

Денис Ю.

29

Средний

36

Сергей Я.

26

Средний

37

Павел Г.

8

Высокий

38

Артем Т.

12

Высокий

39

Артур Я.

25

Средний

40

Марат И.

9

Высокий

41

Коля С.

5

Высокий

42

Валера Б.

7

Высокий

43

Иван И.

12

Высокий

44

Антон И.

10

Высокий

45

Женя С.

25

Средний

46

Семен А.

20

Средний

47

Иван М.

26

Средний

48

Леша П.

3

Высокий

49

Кирилл Я.

12

Высокий

50

Глеб К.

25

Средний

51

Андрей О.

30

Низкий

52

Дима Т.

6

Высокий

53

Ярослав О.

32

Низкий

54

Яша И.

33

Низкий

55

Филипп Б.

4

Высокий

56

Костя Б.

16

Средний

57

Леня И.

18

Средний

58

Стас В.

17

Средний

59

Стас Л.

10

Высокий

60

Марина Л.

9

Высокий


 

Выборочное среднее = 13,3

Мода = 9

Медиана =10

Так как мода и медиана  практически совпадают, следовательно, распределение нормальное (укладывается в кривую Гаусса).

 

Ложь подростков имеет  свои характерные особенности, виды и мотивы. Связано это со своеобразием возрастных кризисов, происходящих в процессе генезиса личности.

По результатам исследования можно сделать вывод о преобладании определенных мотивов подростковой лжи. Наиболее распространенные из них - это избегание наказания; стремление добыть нечто, чего иначе не получишь; самозащита или защита другого человека; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда; охрана личной жизни, защита своей приватности; стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть. Одни причины коренятся в личности подростка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), другие в его окружении (семья, сверстники), некоторые зависят от пола и возраста.

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 35 человек, из 60 испытуемых общей выборки, высокий уровень лжи, что составляет 58,3 %, у 18 человек средний уровень лжи (30%), и у 7 человек преобладает низкий уровень лжи (11,7%). По результатам исследования, можно отметить, что вся группа испытуемых (2-а 7-х класса, подростки) по уровню лжи поделены на три группы. Дети с высоким уровнем лжи явно преобладают, их больше половины, со среднем уровнем лжи – 1/3 часть учащихся, а вот с низким уровнем лжи меньше всего – только 7 человек из 60.

Более полная интерпретация  результатов исследования представлена в параграфе 2.3.

Несомненно, в вышеуказанных классах очень велик процент подростков с высоким уровнем лжи. В данной исследовательской работе ложь рассматривается как следствие подросткового эгоизма, а соответственно в параграфе 2.2. мы проведем диагностику и выявим общий уровень эгоизма у данных подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Программа  исследования уровня эгоизма у подростков

 

Исследовательская работа проводилась на базе среднего образовательного учреждения МОУ СОШ №16, г. Жигулевска. В проекте принимали участие учащиеся 7«Б» и 7«А»  класса.

Цель – выявить наличие и преобладающую тенденцию эгоизма у детей с различным уровнем лжи.

Объект исследования: особенности личностной сферы детей подросткового возраста.

Предмет исследования: наличие  определенного уровня эгоизма у детей подросткового возраста.

Общей гипотезой исследования является наличие взаимосвязи между  уровнем эгоизма и феноменом  подростковой лжи, положительная корреляция между ними, т.е. чем выше уровень  эгоизма у подростка, тем чаще он лжет.

А- наличие эгоизма

В- уровень лжи

Гипотезой исследования является наличие  положительной корреляции между  эгоизмом и уровнем лжи у подростков, т.е. А     В. Это гипотеза Н1. Соответственно нулевой гипотезой (Н0) будет предположение об отсутствии взаимосвязи между исследуемыми феноменами.


Данное исследование считается  двумерным структурным  корреляционным исследованием.

Задачи диагностической  работы:

  1. подобрать диагностическую методику
  2. провести диагностику
  3. обработать полученные результаты
  4. cравнить, проанализировать и обобщить результаты исследования
  5. сделать выводы

Список испытуемых детей  приведен в таблице 1. Возраст испытуемых – 13-14 лет.

В исследовании приняли  участие 60 учащихся.

Для исследования наличия эгоизма у подростков использовалась проективная методика – «Тест эгоцентрических ассоциаций».

Текст данной методики приводится в приложении 2.

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 классов) по методике «Тест  эгоцентрических ассоциаций» приведены  в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень и выраженная тенденция наличия эгоизма у  подростков

Имя

Уровень эгоизма

Баллы

Тенденция

1

Саша О.

28

Высокий

2

Юля Ю.

28

Высокий

3

Даша Ж.

11

Низкий

4

Лена М.

30

Высокий

5

Алена М.

22

Средний

6

Оксана Д.

40

Высокий

7

Саша Б.

5

Низкий

8

Люба М..

31

Высокий

9

Марина М.

33

Высокий

10

Оля Б.

24

Средний

11

Женя Б.

13

Низкий

12

Олеся Г.

40

Высокий

13

Катя Ю.

25

Средний

14

Света М.

18

Средний

15

Нани Б.

33

Высокий

16

Лиза Б.

29

Высокий

17

Лида Г.

15

Средний

18

Оля А.

29

Высокий

19

Лида О.

30

Высокий

20

Таня В.

40

Высокий

21

Ксюша П.

36

Высокий

22

Аня Д.

39

Высокий

23

Алиса С.

19

Средний

24

Марина Л.

28

Высокий

25

Лина Л.

11

Низкий

26

Настя Ш.

29

Высокий

27

Аня М.

35

Высокий

28

Ира Д.

33

Высокий

29

Маша Т.

29

Высокий

30

Лена П.

35

Высокий

31

Алеся В.

30

Высокий

32

Настя П.

36

Высокий

33

Юля О.

10

Низкий

34

Саша П.

12

Низкий

35

Денис Ю.

15

Средний

36

Сергей Я.

12

Низкий

37

Павел Г.

33

Высокий

38

Артем Т.

36

Высокий

39

Артур Я.

14

Средний

40

Марат И.

39

Высокий

41

Коля С.

33

Высокий

42

Валера Б.

26

Средний

43

Иван И.

20

Средний

44

Антон И.

36

Высокий

45

Женя С.

12

Низкий

46

Семен А.

10

Низкий

47

Иван М.

28

Высокий

48

Леша П.

40

Высокий

49

Кирилл Я.

35

Высокий

50

Глеб К.

5

Низкий

51

Андрей О.

6

Низкий

52

Дима Т.

33

Высокий

53

Ярослав О.

9

Низкий

54

Яша И.

13

Средний

55

Филипп Б.

35

Высокий

56

Костя Б.

28

Высокий

57

Леня И.

20

Средний

58

Стас В.

14

Средний

59

Стас Л.

38

Средний

60

Марина Л.

12

Низкий


 

Выборочное среднее = 25,13

Мода = 33

Медиана =31

Так как мода и медиана  практически совпадают, следовательно, распределение нормальное (укладывается в кривую Гаусса).

 

В процессе анализа результатов  нужно учесть, что эгоизм и эгоистическая направленность – это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п.

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 33 из 60 испытуемых присутствует личностная установка на эгоизм, тенденция высокого уровня. Это составляет 55%, чуть больше половины всех опрошенных. У 12 человек (20%) – низкий уровень эгоизма, приоритетна альтруистическая установка. У 15 человек уровень эгоизма находится в зоне нормы, их число составляет  25% от общей выборки. (13-27 баллов для мальчиков и 14-25 баллов для девочек).

Более полная интерпретация  результатов 2-х исследований представлена в параграфе 2.3.

Несомненно, в этих двух классах процент детей с высокий уровнем эгоизма очень велик. Стоит отметить, что наиболее часто подростковый эгоизм является следствием реализации неправильных воспитательных моделей детства. Также наиболее важная особенность проявления данного свойства личности заключается в том, что в большинстве процентов случаев избавиться от эгоистической направленности в более старшем возрасте бывает очень трудно, в некоторых случаях, возвращение к норме уже осложнено целым рядом других разнообразных факторов. Вот почему так важно узнать о преобладающей тенденции эгоизма в детстве и вовремя не дать ей перейти в полностью осмысленное взрослое явление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Сравнение,  обобщение, анализ и интерпретация результатов исследований

 

На основе обобщения  психолого-педагогического опыта  российских и зарубежных исследователей и практиков, а также на основе психодиагностической деятельности по выявлению уровня лжи и личностной направленности, можно сделать следующие выводы о личностных установках подростков и следующих из них явлений.

Сопоставив данные 2-х методик, можно сделать вывод о том, что у подростков, которым свойственно постоянно лгать обнаружен высокий уровень эгоизма.

 На основе данных полученных с помощью проективной методики «Теста эгоцентрических ассоциаций» и опросника «Честность» можно сделать вывод о том, что наиболее частыми мотивами лжи являются такие корыстные мотивы как:

    1. Стремление унизить другого человека
    2. Стремление избежать наказания
    3. Стремление направить весь интерес на себя, быть в центре внимания
    4. Стремление к похвале, как стремление быть лучше других людей

Информация о работе Проблема лжи и эгоизма в подростковом возрасте