Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:00, курсовая работа
Целью моей работы было ознакомиться с методом факторного анализа, его функциями, задачами и целями использования в психодиагностическом процессе.
Введение 3
1. История развития и области применения факторного анализа. 6
1.1. Краткий очерк истории развития факторного анализа. 6
1.2. Области применения факторного анализа. 10
2. Основные теоретические понятия факторного анализа. 13
2.1. Факторная матрица. Интерпретация факторов. 13
2.2. Косоугольная система координат и факторы 2-го порядка. 19
2.3. Основные теории факторного анализа:
- двухфакторная;
- многофакторная;
- иерархическая. 20
3. Применение факторного анализа на практике. 30
3.1. Требования к организации факторного анализа. 30
3.2. Разработка психодиагностического теста с применением факторного анализа на примере опросника “Шестнадцать
личностных факторов (16PF)” Р.Кэттелла. 35
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение 43
Слабое место традиционного факторного анализа – в недостаточном внимании к выбору анализируемых переменных.
Поскольку конечным результатом методов факторного анализа является, как правило, получение содержательно интерпретируемых факторов, то при решении практических задач факторный анализ в настоящее время является еще в большой мере искусством, овладение которым требует некоторого опыта.
Как указывалось выше, основная задача факторного анализа состоит в экономном описании экспериментальных данных. Это вовсе не означает, что всегда методами факторного анализа ищут “фундаментальные”, “базисные” категории (факторы) в данной области, например, в психологии. Иногда бывает необходимо по возможности наиболее полно проанализировать набор параметров, характеризующих умственные способности некоторой популяции. Но даже и в этом случае факторы не могут полностью описать ситуацию хотя бы потому, что некоторые важные параметры попросту еще не придуманы. Теоретически задача исчерпывающе полного описания неразрешима; однако в практическом исследовании с ограниченным кругом решаемых вопросов и небольшим числом рассматриваемых параметров она разрешима вполне. Нужно только помнить, что факторный анализ дает всегда интерпретацию лишь данного экспериментального материала и, следовательно, сокращенное описание лишь данного набора параметров.
Главную
цель факторного анализа хорошо выразил
Келли: “Факторный анализ не пытается
искать истину в бесконечном времени,
бесконечном пространстве или для бесконечной
выборки; наоборот, он стремится дать простое
описание конечной группы объектов, функционирующих
конечным числом способов, в терминах
некоторого пространства небольшого числа
измерений. Разочарован будет тот, кто
пожелает найти в факторном анализе более
туманные цели и истины”/20, с.16/.
Список использованной литературы
Приложение 1
Основные
исходные черты, выявляемые
с помощью опросника
Кэттела “Шестнадцать
личностных факторов” (16
PF) /21, с.309/
Обозначение
фактора |
Название фактора
по Кэттелу |
Качество, соответствующее высокой оценке по фактору | Качество, соответствующее низкой оценке по фактору |
А |
Отзывчивость – отчужденность | Добродушный, предприимчивый, сердечный | Циничный, жестокий, безразличный |
В | Интеллект | Сообразительный, абстрактно мыслящий | Глупый, конкретно мыслящий |
С | Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость | Зрелый, реалистичный, спокойный | Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый |
E | Доминантность – подчиненность | Уверенный, конкурирующий, упрямый | Застенчивый, скромный, покорный |
F | Рассудительность- беспечность | Серьезный, молчаливый | Беззаботный, полный энтузиазма |
G | Сознательность – безответственность | Ответственный, моралистический, стоический | Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный |
H | Смелость – робость | Предприимчивый, раскованный | Неуверенный, замкнутый |
I | Жесткость – мягкость | Опирающийся на свои силы, независимый | Цепляющийся за других, зависимый |
L | Доверчивость – подозрительность | Принимающий условия | Упорный на грани глупости |
M | Мечтательность – практичность | Творческий, артистичный | Консервативный, приземленный |
N | Дипломатичность – прямолинейность | Социально опытный, сообразительный | Социально неуклюжий, непретенциозный |
O | Склонность к опасениям - спокойствие | Беспокойный, озабоченный | Спокойный, самодовольный |
Q1 | Радикализм – консерватизм | Вольнодумно либеральный | Уважающий традиционные идеи |
Q2 | Самодостаточность – конформизм | Предпочитающий собственные решения | Беспрекословно следующий за другими |
Q3 | Недисциплиниро-ванность – контролируемость | Следующий собственным побуждениям | Пунктуальный |
Q4 | Расслабленность – напряженность | Сдержанный, спокойный | Переутомленный, возбужденный |
Информация о работе Применение факторного анализа в психодиагностике