Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся средней школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся

средней школы…………………………………………………………………….5

Формирование структуры учебной деятельности как фактор

профилактики школьной дезадаптации……………………………………........10

Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной

деятельности………………………………………………………………………14

Программа психолого-педагогической коррекции чрезмерной болтливости…18

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

вариант 7 коррекция.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

      - не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

      - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

      - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

      - объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

      Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются  результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

      Помните, что для ребенка с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности  наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

      - лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

      - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

      - прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

      - чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

      - холдинг, или простое удержание в «железных  объятиях»,

      - внеочередное дежурство по кухне и т.д.

      Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и  невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и  во взрослой жизни.

      Необходимо  также помнить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 10 лет.

      Таким образом, выбор методов коррекции  должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений чрезмерной болтливости и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Диагностируя  учебную деятельность школьников, важно посмотреть, какова целостность этой деятельности (или налицо только раздробленные звенья и операции), есть ли выраженная индивидуальность ее выполнения. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об определенном важном уровне умственного развития - сформированности познавательной деятельности как основы мышления. В школьной практике предлагается учитывать при оценке результатов учения не только знания, но и деятельность учащихся, их обеспечивающую. Так, требования к результатам обучения включают: систему знаний и умений; виды деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения; качественные особенности усвоения учащимися предметного и деятельностного содержания.

      Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах

      Коррекционно-воспитательная работа с такими детьми должна быть направлена на коррекцию и компенсацию недостатков. Но прежде надо создать благоприятные условия  и терпение к этим детям как в школе так дома.

      В практической части работы была, разработана  программа  психолого-педагогической коррекции чрезмерной болтливости. Организация коррекционно-педагогического процесса с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:

      Развитие  и тренировку слабых функций следует  проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

      Подбор  таких игр, которые, обеспечивая  тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, ибо известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.

      Даже  при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил поведения на уроке, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени.

        Отсюда основное условие развития  дефицитарных функций у этих  детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать “мышечную радость” и может допускать определенную долю рассеянности внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Айсмонтас Б.Б.. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 288с.
  2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.:Изд-во МГУ, 2009. - 136 с.
  3. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова.  – М.: Издательский Дом «Неоосфера», 2009. – 272с.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 2008.- 560 с.
  5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 2002. №3.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка./ А.И. Захаров.- М.; Просвещение, 2006. - 128 с.
  7. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности// формирование учебной деятельности школьников. М., 2002.
  8. Лейтес. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии.-М.: Просвещение, 2007.
  9. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.-СПб.: Питер Ком, 2000. – 229 с.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003.-592 с.
  11. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000 – 576.
  12. Ясюкова Л.А. Особенности развития детей в зависимости от программ обучения. Методическое руководство. СПб. ИМАТОН. 2009.

Информация о работе Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся средней школы