Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:37, контрольная работа
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами.
Введение…………………………………………………………………………….3
Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся
средней школы…………………………………………………………………….5
Формирование структуры учебной деятельности как фактор
профилактики школьной дезадаптации……………………………………........10
Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной
деятельности………………………………………………………………………14
Программа психолого-педагогической коррекции чрезмерной болтливости…18
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Слишком емкое многогранное понятие школьной дезадаптации вызывает затруднение у психологов-практиков при планировании профилактических мероприятий, диагностике форм дезадаптации и проведении коррекционной работы. Выделяется как минимум четыре основных причины ШД: дидактогенная, дидаскалогенная, конституциональная, семейная. В свою очередь, причины порождают несколько основных форм ШД: несформированность учебной деятельности, незрелость мотивационных структур, неспособность произвольной регуляции поведения, неумение приспособиться к темпу школьной жизни и пр.
Сама семантика термина "Школьная дезадаптация" предполагает нарушение функционирования ребенка в школе, т.е. распад или несформированность учебной деятельности как специфического вида активности, который возникает у ребенка при поступлении в образовательное учреждение. Учебная деятельность становится ведущей в течение достаточно длительного периода, и она не дана изначально, а должна быть сформирована, опираясь на новообразования, которые возникают внутри этой деятельности, и, с другой стороны, являются основой для ее дальнейшего построения и совершенствования.
Многие
исследователи (Л.С.Славина, Р.Я.Гинзбург,
В.Е.Каган, Н.Лусканова, Ю.З.Гильбух, Н.И.Мурачковский)
отмечали в качестве фактора дидактогенной
ШД нарушение механизма
Несформированность компонентов учебной деятельности порождает и специфическое отношение к ребенку в семье (как реакция родителей на неудачи в учебе) и во взаимоотношениях с учителем. Здесь мы уже говорим и двух других типах ШД, связанных с дидаскалогениями и нарушением функционирования семьи.
Таким образом, мы видим, что в основе любых типов школьной дезадаптации в качестве причины может лежать механизм нарушения формирования учебной деятельности.
В структуре учебной деятельности выделяется пять основных компонентов: потребностно-мотивационный, программно-целевой, действенно-операционный, контрольно-регулирующий и результатов деятельности в виде глубоких устойчивых изменений в психической организации обучающегося. Нарушения могут затронуть любой из перечисленных элементов структуры, но чаще они имеют комплексный характер.
Проблемы
учебной мотивации составляют примерно
треть от объема всех школьных трудностей
ребенка. Более того, без наличия
определенного актуального
Из вышесказанного видно, что формирование учебной мотивации достаточно весомое и значимое направление структуре психологического сопровождения учебного процесса, но это не должно быть самодостаточной независимой формой работы школьного психолога, а это - всего лишь звено системы совместной работы всех участников образовательного процесса, в первую очередь педагога и психолога.
Мало ребенка замотивировать, нежно поставить перед ним цель (учебную задачу - Л. Б. Ительсон) и добиться принятия этой цели, преследуя принцип активности субъекта (т.е. чтобы внешняя задача стала внутренней целью). При этом, по Д.Б. Эльконину, цель и результат учебной деятельности состоят в изменении самого субъекта (т.е. овладение определенными способами действия, приобретении новых знаний, умений, навыков и пр.). Здесь мы работаем в зоне конфликта желаемого и возможного, с опорой на зону ближайшего развития.
Достичь поставленной цели, решить учебную задачу можно лишь освоив необходимые для этого действия и операции (приемы учебной работы - Е.Н.Кабанова-Меллер, основные учебные действия - В.В.Давыдов), т.е. навыки систематизации, переработки учебного материала, мнемические приемы и пр. По сути, это должно быть заложено в содержании образовательного процесса (учить учиться).
Контрольно-регулирующий компонент предусматривает формирование навыков адекватного самооценивания, контроля и регуляции деятельности. Для того, чтобы внешняя отметка стала внутренней оценкой, необходимо ее постоянное присутствие в деятельности, при этом важно дифференцировать старание и результат, разводить оценивание личности и поведения. Для создания гибкой самооценочной структуры желательно применять различные системы оценивания.
Структурные элементы учебной деятельности по-разному представлены в возрастной динамике развития ученика как субъекта образовательного процесса, поэтому и механизмы ШД различаются в отдельные периоды школьного детства. Когда ребенок приходит в школу, необходимо обеспечить полноценное формирование потребностно-мотивационного компонента, принятие новой роли ученика, что в дальнейшем обеспечит эмоциональную устойчивость ребенка, позволит ему сознательно регулировать свое поведение. Только потом следует переходить к наполнению рейственно-операционного компонента развитием учебных действий, приемов работы. Младшие школьники обязаны научиться элементарному планированию, осуществлению и контролю учебной деятельности.
В
среднем звене познавательные процессы
обретают характер произвольности, активно
формируется контрольно-
В старших классах эта цель расширяется, дифференцируется, наполняется новым содержанием, таким образом, происходит смещение в сторону программно-целевого компонента, ориентированного на конкретный результат в виде изменения самого субъекта деятельности. Самопознание, рефлексия - те механизмы, которые лежат в основе бурно протекающих в это время процессов.
Обобщая
сказанное, можно надеяться, что
комплексная система работы всех
участников образовательного процесса
по формированию учебной деятельности
может служить хорошим залогом для преодоления
ШД. И, возможно, модели подобного рода
найдут свое место при определении содержания
психологического сопровождения образовательного
процесса.
Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности
К педагогической коррекции относят все формы дополнительных специальных занятий, репетиторство. Содержание педагогической коррекции - это возврат к неусвоенным разделам программы, без которых ученик не может успешно двигаться дальше, то есть повторное изучение плохо понятого учебного материала. Педагог-репетитор помогает ребенку всеми имеющимися в его распоряжении педагогическими приемами сделать непонятное понятным и прочно запомнившимся.
Педагогическая коррекция - это
дополнительные занятия,
Обычные приемы, используемые в педагогической коррекции - это объяснение, многократное повторение, упражнение, одобрение и порицание. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы ребенок восстановил свою "учебную компетентность" и смог затем учиться самостоятельно. Однако иногда причиной неуспеваемости могут быть нарушения в развитии интеллектуальной или личностной сферы, и тогда необходима еще и психологическая коррекция.
Психологическая коррекция при
неуспеваемости предполагает
У неуспевающих школьников
Таким образом, одно из
Первое из обязательных
Одна из главных задач
Эта потребность у ребенка
может снижаться. Причиной
Бывает, что человек боится осознать свою ошибку, старается защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности.
Поэтому при восстановлении
Третье условие для развития
познавательной активности - укрепление
положительной самооценки
Представление ребенка о самом себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому и при педагогической, и при психологической коррекциях важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими - чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей. Реакция взрослого на ошибки детей с негативной самооценкой должна иметь форму помощи, а не порицания.
Другое существенное отличие в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников - это различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции также начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".
Информация о работе Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся средней школы