Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Конформность пристально изучалась в социальной психологии, начиная с классических исследований М.Шерифа (Sherif, 1936), С.Аша (Asch, 1951) и С. Милграма. Если рассмотривать конформность как акцентуацию подросткового характера, эксперименты С.Аша, М.Шерифа, С.Милграма, Дэйвиса, Г.Лебона, Р.Бехлера, Д.Гриффина, Б.Латане, Б.Сильверстейна, К.Крэндалла и многих других дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Р.Теодюль описал "аморфный тип" характера, который лишен каких-либо определенных черт, плывет по течению и слепо подчиняется своей среде. По словам Р.Теодюля, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа: постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, связав данный тип с низким интеллектом
Введение…………………………………………………………………………….3
I. Конформность как форма поведения индивида.
1.1 Конформность как акцентуация подросткового характера………..……….5
1.2 Понятие конформности и конформного поведения ………………………..5
1.3 Негативизм = конформность ……………………………………………..….6
1.4 Факторы, влияющие на конформность……………………………..…….....6
II. Экспериментальное изучение причин конформного поведения подростков.
2.1 Определения уровня конформности …………………………………...……7
2.2 Определения уровня самооценки и уверенности в себе …………….…..…9
2.3 Взаимосвязь между явлением конформности и уровнем самооценки и уверенности в себе……………………………………………………………..….9
2.4 Эксперимент с подставной группой………………………..………………10
Заключение…………………………………………………….…………………11
Библиография ……...…………………..………………………………………...12
Приложения ……………………………………….……………………...……..13
Подростковое сознание
6
циумом
и сглаживанию агрессивных
По исследованиям С.Аша,
II. Экспериментальное изучение причин конформного поведения подростков.
Для изучения уровня конформного поведения у подростков и выявления факторов и условий, влияющих на это явление, был проведен психолого-педагогический эксперимент, который включил в себя два этапа:
Констатирующий эксперимент проводился с сентября по декабрь 2009 года. Целью констатирующего эксперимента было изучение факторов и условий, влияющих на конформное поведение подростков.
Задачи констатирующего эксперимента:
Для определения уровня конформности у лиц подросткового возраста мы использовали методику диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н Собчика, которая представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики американского психолога и писателя Т. Лири, разработанной в 1957 году. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Т.Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой 128 достаточно простых характеристик-эпитетов. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками. Первые публикации по применению метода интер
7
персональной
диагностики и его
В нашем опросе участвовало 50 респондентов, учащихся 9-11ых классах, это позволило получить результаты, отраженные в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Большинство респондентов - 60%, участвующих в опросе, обладают средним уровнем конформности, это означает, что на первом этапе при несоответствии с мнением группы подростки некоторое время сопротивляются ее влиянию, но при этом растет их физиологическое напряжение; достигнув определенного уровня напряжения, они принимают мнение группы, при этом их физиологическое напряжение начинает уменьшаться. Подростки, показавшие низкий уровень конформности, составляют 30% испытуемых, их поведение характеризуется тем, что индивид придерживается своего мнения до конца, но при этом не испытывает значительной эмоциональной нагрузки. Остальные участники опроса – 10% показали высокую подверженность конформности, подростки с таким уровнем конформности характеризуются быстрым согласием с мнением группы и небольшими физиологическими затратами на противостояние. [12; c.115].
С целью выявления основных причин проявления конформного поведения у подростков, в ходе констатирующего эксперимента учащимся 9-11 классов были предложены тест Л.Н. Собчик для определения уровня самооценки и тест А.Белякина для выявления уровня уверенности в себе. [12; с. 57] По нашей гипотезе основными причинами, влияющими на конформное поведение подростков, являются уровень их самооценки и уверенности в себе.
Результаты тестирования отражены в диаграмме 2.
8
Диаграмма 2.
В ходе исследования мы подтвердили нашу гипотезу о том, что главная причина конформного поведения – низкий уровень самооценки и уверенности в себе. Сопоставив данные диаграммы 1 и диаграммы 2, мы доказали, что между явлением конформности и уровнем самооценки и уверенности в себе установлена прямая взаимосвязь: чем ниже уровень самооценки и уверенности в себе, тем выше уровень конформности проявляет подросток. По результатам тестирования мы также выявили, что подростки, обладающие очень высоким уровнем уверенности в себе, склоны к проявлению негативизма, то есть к нежеланию подвергаться воздействиям других людей, обусловленным не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам подростка. Чаще всего проявляется у лиц подросткового возраста по отношению к требованиям взрослых и авторитетов, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.
Для определения влияния среды на проявление конформного поведения подростков мы провели эксперимент. В основу эксперимента была заложена гипотеза о том, что подростки с разным уровнем конформности в разной степени подвержены влиянию референтных групп.
В эксперименте участвовало 15 человек, 10 из которых были помощниками экспериментатора, то есть подставной группой, и только 5 человек являлись реальными испытуемыми. В каждом опыте одновременно участвовать 10 человек, которым предлагалось оценить 4 линии, которые были изображены на доске. Испытуемые должны были выбрать из трёх линий ту, которая соответствует образцу, и по очереди вслух высказать своё мнение. (Порядок «выступлений» испытуемых во всех опытах должен был быть одним и тем
9
же.) Участников эксперимента всегда отвечал на вопрос первым и вследствие эксперимента мог изменить свое мнение; помощники экспериментатора (подставная группа) были проинструктированными следующим образом: все они должны были единодушно дать неверный ответ или ответ противоположный ответу испытуемого; в ходе дискуссии один из представителей подставной группы предлагал прийти к общему мнению.
Итогом серии исследований
Различие между подростками, склонными к конформному и неконформному поведению, проявлялось в том, как они справлялись с конфликтом конформности. После окончания эксперимента мы провели беседу с участниками и попросили их объяснить, почему они сделали именно такой выбор, что заставило их изменить сове мнение и какие чувства они испытывали в ходе эксперимента. Подростки с низким уровнем конформности вели себя по разному: одни твёрдо стояли на своём, другие испытывали эмоциональный дискомфорт, но вели себя так, что их желание сохранить индивидуальность было очевидным; третьи демонстрировали изрядную долю сомнений и напряжение, но были полны решимости давать адекватные ответы. Подростки, обладающие средним уровнем конформности, чувствовали дискомфорт, проявляли агрессию, мнительность, неуверенность и в итоге соглашались с мнением большинства, чтобы не продолжать напряженную конфликтную ситуацию. Испытуемые с высокой конформностью, выслушав мнение группы, сразу соглашались с ним и искали аргументы в пользу того, о чем им сообщала группа. Они знали и понимали, что видели линии не так, как их видели остальные члены группы, но считали своё восприятие – в отличие от восприятия большинства – неверным. Но при этом сознательно не желали демонстрировать своё отличие от других и боялись насмешек и непринятия со стороны группы.
Факт группового давления сопровождает
многие взаимодействия подростков в обществе
и является одним из важнейших факторов,
формирующих поведение и мировоззрение
подростка. В ходе эксперимента наша гипотеза
о том, что подростки с разным уровнем
конформности в различной степени подвержены
влиянию референтной группы, подтвердилась.
Исходя из результатов эксперимента, основанном
на достаточно простом и однозначном задании,
мы можем сделать вывод, что чем выше уровень
конформности, тем выше влияние референтной
группы на поведение подростка.
10
Заключение
Тема, выбранная для данной работы, обусловлена актуальностью проблемы конформного поведения подростков, с которой они сталкиваются во время формирования и становления личности и собственного «Я». Данная проблема является одной из наиболее важных и значимых для педагогов, психологов и родителей.
Конформность - поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе; люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм; некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями.
Мы рассмотрели научные взгляды на проблему конформности, причины, влияющие на это явление, и виды проявления конформности. Проблема конформного поведения подростков в настоящее время является объектом изучения различных отраслей психологии.
Проведенное исследование
Наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что главная причина конформного поведения подростков – низкий уровень самооценки и уверенности в себе, и что подростки с разным уровнем конформности в разной степени подвержены влиянию референтных групп.
На первом этапе эксперимента было выявлено, что конформность, проявляемой подростком в привычной для него среде, находится в прямой зависимости от уровня самооценка и уверенность в себе. Эксперимент помог выявить различия в поведении подростков с разным уровнем конформности, на которое влияет референтная группа.
На втором
этапе мы разработали рекомендации
для подростков по устранению негативно
го влияния конформности на их поведение.
Рекомендации были составлены на основе
проведенных исследований и могут помочь
родителям и педагогам предотвратить
негативное влияние конформности на формирование
личности и мировоззрения подростка в
этом возрасте.
11
Библиография
12
Приложение 1.
Словарь
иностранных слов
[1; с.501] |
Советский
энциклопедический
словарь
[7; с.632] |
Большой
психологический словарь
[6; с.218] |
конформность [< лат. conformis - подобный, сообразный] - готовность человека уступить реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и взглядов, несмотря на первоначально не разделявшуюся им позицию большинства; позиция согласия с общепринятыми нормами, эталонами, принципами, ценностями или взглядами. | Конформность (психол.) – усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. | Конформность [англ.
conformity – следование, подчинение (определенным
нормам, правилам, догмам)]
1. Процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. «Давление» на индивида обычно выражается в самом факте манифестации консолидированной позиции др. членов группы и необходимости после этого публично выразить собственную позицию. 2. Свойство личности, выражающееся в склонности к К. в предыдущем смысле. Часто употребляется синонимично с «конформизмом». (Б. М. |
Информация о работе Причины конформного поведения подростков