Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Конформность пристально изучалась в социальной психологии, начиная с классических исследований М.Шерифа (Sherif, 1936), С.Аша (Asch, 1951) и С. Милграма. Если рассмотривать конформность как акцентуацию подросткового характера, эксперименты С.Аша, М.Шерифа, С.Милграма, Дэйвиса, Г.Лебона, Р.Бехлера, Д.Гриффина, Б.Латане, Б.Сильверстейна, К.Крэндалла и многих других дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Р.Теодюль описал "аморфный тип" характера, который лишен каких-либо определенных черт, плывет по течению и слепо подчиняется своей среде. По словам Р.Теодюля, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа: постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, связав данный тип с низким интеллектом
Введение…………………………………………………………………………….3
I. Конформность как форма поведения индивида.
1.1 Конформность как акцентуация подросткового характера………..……….5
1.2 Понятие конформности и конформного поведения ………………………..5
1.3 Негативизм = конформность ……………………………………………..….6
1.4 Факторы, влияющие на конформность……………………………..…….....6
II. Экспериментальное изучение причин конформного поведения подростков.
2.1 Определения уровня конформности …………………………………...……7
2.2 Определения уровня самооценки и уверенности в себе …………….…..…9
2.3 Взаимосвязь между явлением конформности и уровнем самооценки и уверенности в себе……………………………………………………………..….9
2.4 Эксперимент с подставной группой………………………..………………10
Заключение…………………………………………………….…………………11
Библиография ……...…………………..………………………………………...12
Приложения ……………………………………….……………………...……..13
VI региональная научно-исследовательская
конференция учащихся
Секция
психология
Причины
конформного поведения
подростков.
г. Новокузнецк,
2010 год.
Содержание
1.1 Конформность как акцентуация подросткового характера………..……….5
1.2 Понятие конформности и конформного поведения ………………………..5
1.3 Негативизм = конформность ……………………………………………..….6
1.4 Факторы, влияющие
на конформность……………………………..……
II. Экспериментальное изучение причин конформного поведения подростков.
2.1 Определения уровня конформности …………………………………...……7
2.2 Определения уровня самооценки и уверенности в себе …………….…..…9
2.3 Взаимосвязь
между явлением конформности и уровнем
самооценки и уверенности в себе……………………………………………………………..…
2.4 Эксперимент
с подставной группой……………………….
Заключение……………………………………………………
Библиография
……...…………………..……………………………………….
Приложения ……………………………………….……………………...…….
2
Введение
Данная тема может вызывать
интерес тем, что многие
Новизна работы обуславливается тем, что мы изучаем явление конформности в новое время и в новых условиях, наиболее характерных для современного общества и радикально отличающихся от условий, в которых ранее проводились эксперименты. Наше исследование проводилось на базе школы №72 с участием школьников старших классов. Полученный материал выявляет причины и факторы, влияющие на проявление конформного поведения у подростков XXI века, принадлежащих различным референтным группам, в привычной для них среде.
Несмотря на актуальность, социально-психологического исследования конформности последние годы в России характеризуются отсутствием работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации. На наш взгляд, сегодня назрела необходимость подойти к исследованию конформности под качественно другим, интегрирующим традиционные подходы углом зрения, чтобы получить новый прирост данных в этой области. Конформность является одним из необходимых аспектов социализации личности любого человека, а так как именно в подростковом возрасте происходит формирование и становление личности, то выявление причин возникновения конформного поведения у подростков помогут предотвратить неконструктивные модели поведения.
Цель исследования: выявить основные причины, способствующие проявлению конформного поведения у лиц подросткового возраста.
Объект исследования: поведение учащихся в возрасте от 15 до 17 лет школы №72 в привычной для них среде.
Предмет исследования: внешние и внутренние условия и факторы, приводящие к проявлению конформного поведения учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.
В основу исследования заложена гипотеза:
В соответствии с намеченной
целью и гипотезой
3
Базой исследования является школа №72 с углубленным изучением английского языка г. Новокузнецка, Кемеровской области.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы:
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось с августа по декабрь 2009 года и имело несколько этапов:
На первом этапе изучалась литература по теме исследования.
На втором этапе проводились тестирования и анкетный опрос учащихся старших классов
На третьем этапе проводился эксперимент с подставной группой на основе эксперимента Соломона Аша.
Практическая
значимость результатов исследования
состоит в том, что они могут быть полезны
для педагогов и родителей подростков,
а также на их основе будут разработаны
рекомендации по устранению причин негативного
конформного поведения для подростков.
4
Конформность пристально изучалась в социальной психологии, начиная с классических исследований М.Шерифа (Sherif, 1936), С.Аша (Asch, 1951) и С. Милграма. Если рассмотривать конформность как акцентуацию подросткового характера, эксперименты С.Аша, М.Шерифа, С.Милграма, Дэйвиса, Г.Лебона, Р.Бехлера, Д.Гриффина, Б.Латане, Б.Сильверстейна, К.Крэндалла и многих других дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Р.Теодюль описал "аморфный тип" характера, который лишен каких-либо определенных черт, плывет по течению и слепо подчиняется своей среде. По словам Р.Теодюля, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа: постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, связав данный тип с низким интеллектом.[2; с.203]
На этой основе А.Е.Личко
Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». В повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Поэтому в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности, или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние».
Конформность констатируется тогда, когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Проявлять конформность значит не только поступать так, как поступают другие, но и поддаваться влиянию других. Это значит наедине с самим собой вести себя иначе, чем в коллективе. [7; c.25]
5
Для того чтобы рассмотреть понятие наиболее широко и точно мы использовали несколько источников [приложение 1]. Проанализировав данные таблицы 1, мы сформулировали собственное определение этого термина: конформность - поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе; люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм; некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями. От конформности следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации, так как конформность - это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом" и давлением общества или группы.
Противоположными конформности
понятиями являются понятия «
Конформный тип характера формируется рядом факторов, влияющих и подталкивающих подростка поступить так, а не иначе. М.Дойч и Г.Джерард разработали «информационную теорию конформности», в соответствии с которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) [1; с.287]. Основа теории подробно показана в приложении 2. Данные таблицы были подтверждены экспериментально и подробно описаны в работах С.Аша и М.Шерифа, Р.Крачфилда, Г.Лебона, Б.Латане, Э.Игли, Л.Карли, В.Вуд и П.Тоттерделла.
Информация о работе Причины конформного поведения подростков