Причины конформного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Конформность пристально изучалась в социальной психологии, начиная с классических исследований М.Шерифа (Sherif, 1936), С.Аша (Asch, 1951) и С. Милграма. Если рассмотривать конформность как акцентуацию подросткового характера, эксперименты С.Аша, М.Шерифа, С.Милграма, Дэйвиса, Г.Лебона, Р.Бехлера, Д.Гриффина, Б.Латане, Б.Сильверстейна, К.Крэндалла и многих других дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Р.Теодюль описал "аморфный тип" характера, который лишен каких-либо определенных черт, плывет по течению и слепо подчиняется своей среде. По словам Р.Теодюля, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа: постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, связав данный тип с низким интеллектом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
I. Конформность как форма поведения индивида.


1.1 Конформность как акцентуация подросткового характера………..……….5

1.2 Понятие конформности и конформного поведения ………………………..5

1.3 Негативизм = конформность ……………………………………………..….6

1.4 Факторы, влияющие на конформность……………………………..…….....6

II. Экспериментальное изучение причин конформного поведения подростков.

2.1 Определения уровня конформности …………………………………...……7

2.2 Определения уровня самооценки и уверенности в себе …………….…..…9

2.3 Взаимосвязь между явлением конформности и уровнем самооценки и уверенности в себе……………………………………………………………..….9

2.4 Эксперимент с подставной группой………………………..………………10

Заключение…………………………………………………….…………………11

Библиография ……...…………………..………………………………………...12

Приложения ……………………………………….……………………...……..13

Работа содержит 1 файл

Причины конформного поведения подростков.doc

— 979.50 Кб (Скачать)

VI региональная научно-исследовательская

конференция учащихся

Секция психология 
 
 
 

Причины конформного поведения  подростков. 
 
 
 
 
 

                                                                                                Сутырина Мирослава

                                                                                                Школа № 72, 11класс 

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                         Гоман Ирина Германовна

                                                                     к.п.н., учитель

                                                                            английского языка 
 

                                                 

г. Новокузнецк, 2010 год. 

Содержание

Введние…………………………………………………………………………….3

I. Конформность как форма поведения индивида.

 

1.1 Конформность как акцентуация подросткового характера………..……….5

1.2 Понятие конформности и конформного поведения ………………………..5

1.3 Негативизм = конформность ……………………………………………..….6

1.4 Факторы, влияющие  на конформность……………………………..…….....6         

II. Экспериментальное изучение причин конформного поведения подростков.

2.1 Определения уровня конформности …………………………………...……7

2.2 Определения уровня самооценки и уверенности в себе …………….…..…9

2.3 Взаимосвязь между явлением конформности и уровнем самооценки и уверенности в себе……………………………………………………………..….9

2.4 Эксперимент  с подставной группой………………………..………………10

Заключение…………………………………………………….…………………11

Библиография  ……...…………………..………………………………………...12

Приложения ……………………………………….……………………...……..13 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение

     Данная тема может вызывать  интерес тем, что многие личные  и социальные проблемы подростков, с которыми столкнулось общество в настоящее время, связанны с проявлением конформности в различных сферах жизни и деятельности лиц подросткового возраста.

     Новизна работы обуславливается тем, что мы изучаем явление конформности в новое время и в новых условиях, наиболее характерных для современного общества и радикально отличающихся от условий, в которых ранее проводились эксперименты. Наше исследование проводилось на базе школы №72 с участием школьников старших классов. Полученный материал выявляет причины и факторы, влияющие на проявление конформного поведения у подростков XXI века, принадлежащих различным референтным группам, в привычной для них среде.

     Несмотря на актуальность, социально-психологического исследования конформности последние годы в России характеризуются отсутствием работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации. На наш взгляд, сегодня назрела необходимость подойти к исследованию конформности под качественно другим, интегрирующим традиционные подходы углом зрения, чтобы получить новый прирост данных в этой области. Конформность является одним из необходимых аспектов социализации личности любого человека, а так как именно в подростковом возрасте происходит формирование и становление личности, то выявление причин возникновения конформного поведения у подростков помогут предотвратить неконструктивные модели поведения.

     Цель исследования: выявить основные причины, способствующие проявлению конформного поведения у лиц подросткового возраста.

     Объект исследования: поведение учащихся в возрасте от 15 до 17 лет школы №72 в привычной для них среде.

     Предмет исследования: внешние и внутренние условия и факторы, приводящие к проявлению конформного  поведения учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.

     В основу исследования заложена гипотеза:

  • главной причиной проявления конформного поведения подростков является низкий уровень самооценки и уверенности в себе.
  • Подростки с разным уровнем конформности в разной степени подвержены влиянию референтных групп.

     В соответствии с намеченной  целью и гипотезой исследования  определены следующие задачи: 

  • изучить понятие  конформность, его сущность и виды
  • исследовать условия возникновения конформного поведения и влияющие на них факторы
  • выявить причины возникновения конформного поведения подростков

    3

  • разработать рекомендации, помогающие подросткам устранить причинны негативного конформного поведения

     Базой исследования является школа №72 с углубленным изучением английского языка г. Новокузнецка, Кемеровской области.

     Для решения поставленных нами  задач были использованы  следующие  методы:

  • теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ экспериментальных материалов
  • эмпирические: анкетные опросы и тестирование
  • экспериментальный: эксперимент с подставной группой на основе эксперимента Соломона Аша.

     Основные этапы исследования.

Исследование  проводилось с августа по декабрь 2009 года и имело несколько этапов:

На  первом этапе изучалась литература по теме исследования.

На  втором этапе проводились тестирования и анкетный опрос учащихся старших классов

На  третьем этапе проводился эксперимент с подставной группой на основе эксперимента Соломона Аша.

Практическая  значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть полезны для педагогов и родителей подростков, а также на их основе будут разработаны рекомендации по устранению причин негативного конформного поведения для подростков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

  1. Конформность как форма поведения индивида.
 

       Конформность пристально изучалась в социальной психологии, начиная с классических исследований М.Шерифа (Sherif, 1936), С.Аша (Asch, 1951) и С. Милграма. Если рассмотривать конформность как акцентуацию подросткового характера, эксперименты С.Аша, М.Шерифа, С.Милграма, Дэйвиса, Г.Лебона, Р.Бехлера, Д.Гриффина, Б.Латане, Б.Сильверстейна, К.Крэндалла и многих других дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Р.Теодюль описал "аморфный тип" характера, который лишен каких-либо определенных черт, плывет по течению и слепо подчиняется своей среде. По словам Р.Теодюля, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа: постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, связав данный тип с низким интеллектом.[2; с.203]

      На этой основе А.Е.Личко создала  классификацию характеров подростков, в которой использовала этот критерий. Конформная акцентуация у подростков является довольно распространенным явлением. Она выявила, что психопатий конформного типа не существует, он встречается в чистом виде только в форме акцентуаций, и поэтому в клинические систематики не включался. [6; c.56] Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению - наиболее ярко выделяется в описаниях американских социальных психологов. Ими также отмечено свойственное этим личностям недоверие и настороженное отношение к незнакомцам.

     Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». В повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Поэтому в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности, или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние».

     Конформность констатируется тогда, когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Проявлять конформность значит не только поступать так, как поступают другие, но и поддаваться влиянию других. Это значит наедине с самим собой вести себя иначе, чем в коллективе. [7; c.25]    

5

     Для того чтобы рассмотреть понятие наиболее широко и точно мы использовали несколько источников [приложение 1]. Проанализировав данные таблицы 1, мы сформулировали  собственное определение этого термина: конформность - поведение,  которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе; люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности,  лежащие в основе этих норм; некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями. От конформности следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение  взглядов под влиянием убедительной аргументации, так как конформность - это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом" и  давлением общества или группы.

     Противоположными конформности  понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Иногда в качестве противоположного понятия называют негативизм — сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание ее норм, демонстрация крайней независимости. Однако лишь на первый взгляд негативизм выглядит как форма отрицания конформности. Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность и независимость.  [7; c.154]

     Конформный тип характера формируется рядом факторов, влияющих и подталкивающих подростка поступить так, а не иначе. М.Дойч и Г.Джерард разработали «информационную теорию конформности», в соответствии с которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор) [1; с.287]. Основа теории подробно показана в приложении 2. Данные таблицы были подтверждены экспериментально и подробно описаны в работах С.Аша и М.Шерифа, Р.Крачфилда, Г.Лебона, Б.Латане, Э.Игли, Л.Карли, В.Вуд и П.Тоттерделла.

Информация о работе Причины конформного поведения подростков