Предпосылки психосоматических расстройств у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:11, реферат

Описание работы

Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения:
I. Связь психического, телесного и биологического.
II. Существует психический патогенный агент-аффект, аффективный конфликт.
III. Существует механизм, связующий 2 реальности, — психическую и телесную, механизм символической конверсии, означающий наличие связи между аффективным конфликтом и клиническими симптомами (И. В. Козлова. Синдром раздраженного кишечника как психосоматическая проблема. Саратов. 2002.)

Работа содержит 1 файл

Реферат предпосылки психосоматические расстройств у детей.docx

— 52.50 Кб (Скачать)

                                             ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ 

 

 

 

                                                                                   Реферат

                                        «Предпосылки психосоматических  расстройств у детей»

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предпосылки психосоматических расстройств  у детей.

Возникновение психосоматической  концепции в медицине связано  с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию  содержит следующие положения:

I. Связь психического, телесного и биологического.

II. Существует психический патогенный агент-аффект, аффективный конфликт.

III. Существует механизм, связующий 2 реальности, — психическую и телесную, механизм символической конверсии, означающий наличие связи между аффективным конфликтом и клиническими симптомами (И. В. Козлова. Синдром раздраженного кишечника как психосоматическая проблема. Саратов. 2002.)

Зигмунд Фрейд считал, что развитие всех стадий личности определяет сексуальное  развитие, а его стадии связаны  со смещением эрогенных зон —  тех частей тела, стимуляция которых  вызывает удовольствие.

— I стадия — оральная (до 1 года). Эрогенная зона — слизистая рта и губ. Удовольствие от еды, сосание пальца приводит к удовлетворению «Оно». При ограничениях развивается «Я». Могут формироваться ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

— II стадия — анальная (1—3 года). Эрогенная зона — слизистая кишечника. Ребенок приучается к опрятности, учится соблюдать нормы общества. Формируется «Сверх-Я» — совесть, внутренняя цензура. Развиваются аккуратность, накопительство, пунктуальность, скрытность, агрессивность.

— III стадия — фаллическая (3—5 лет). Пассивная сексуальная стадия, когда сексуальность направляется не только на себя, но и на близких взрослых: у мальчиков развивается привязанность к матери (эдипов комплекс), у девочек — к отцу (комплекс Электры), преодоление которых ведет к интенсивному формированию «Сверх-Я». Зарождаются самонаблюдение, благоразумие.

— IV стадия — латентная (5—12 лет). Детские сексуальные переживания вытесняются интересом к школе, общению с друзьями.

— V стадия — генитальная (12—18 лет). Биологическое «Оно» усиливает активность. Подростки борются с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

В процессе роста и развития в  условиях постоянно меняющихся социальной среды и деятельности происходит качественное преобразование личности.

Преобразование личности перерастает  социальную ситуацию и ведет к  ее взрыву-кризису. Кризисы — переломные моменты, точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Отечественный психолог Л. С. Выготский выделял возрастную периодизацию:

— кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года;

— раннее детство (1—5 лет) — кризис 3 лет;

— дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет;

— школьный возраст (8—13 лет) — кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет) —  кризис 17 лет.

Кризисы длятся при благоприятном  стечении обстоятельств сравнительно недолго (несколько месяцев) и представляют стадии, в ходе которых происходят значительные сдвиги в развитии и резко меняются психологические черты ребенка.

Кризис новорожденности — промежуточный  период между внутриутробным и внеутробным образом жизни — ребенок отдален от матери физически, но связан с ней физиологически, находится в состоянии негармоничности, у новорожденных отсутствуют поведение, ориентировка.

Кризис первого года. К году ребенок  становится независимым от матери, разрушается ситуация «Мы», постепенно наступает психологическое отделение  от матери.

Кризис 3 лет. У ребенка интенсивно развиваются психологические функции, появляются зачатки самосознания: по пересмотру системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину).

Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. «Я сам» — центральное  новообразование этого возрастного  периода.

Кризис 7 лет. Потери непосредственности, манерничание (ребенок что-то из себя строит, душа закрыта), появление симптома «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо). Дошкольник замыкается, становится неуправляемым, возникает внутренняя жизнь. Это период рождения социального «Я» (по Божовичу Л. И.).

Игра вытесняется на второй план другой деятельностью — учебой в  школе, но формальный переход к учению запаздывает, что вызывает эмоционально-личностный дискомфорт, негативное поведение. В  этом возрасте нередко развитие явления  школьной дезадаптации — образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений школьной дисциплины или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии — кризис препубертатного возраста (периода).

Пубертатный период характеризуется  интенсивным физическим и половым  развитием. На первый план в этом периоде  выступают общение и отрицание  взрослых.

У подростков часто возникают реакции  компенсации, которые проявляются  в том, что ребенок пытается устранить  у себя свои слабости:

— реакция эмансипации: стремление вырваться из-под опеки взрослых; невосприятие, отрицание критики;

— реакция группирования со сверстниками — группы формируются по интересам, с постоянным лидером;

— реакция движения: хобби, увлечения;

— реакция гиперсексуальности — повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов.

Подросток познает себя, что приводит к формированию физического «Я»  — представления о собственной  привлекательности, мыслительного  «Я» — представления о своем  уме, способностях, поведенческого «Я».

Юность (14—17 лет) — переход от физической зрелости к зрелости социальной, включение  во «взрослую» жизнь, усвоение норм и  правил, существующих в обществе. Это  пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, стремление к самосознанию, самовоспитанию и  самосовершенствованию.

Юность — период стабилизации личности, но в то же время проявлений юношеского максимализма в оценках, страстности  в отстаивании своей точки  зрения.

Таким образом, каждый возрастной период в жизни ребенка имеет свои особенности, последствия которых  могут стать фоном для развития психосоматических расстройств.

В свою очередь, хронические заболевания  у ребенка — это тяжелая  психическая травма не только для  него самого, но и для всей семьи. Психологическая реакция больного и членов семьи проходит ряд последовательных стадий.

Шок и неверие. Наблюдаются регрессивное поведение, необоснованные страхи, отрицание  болезни; продолжительность стадии — от нескольких недель до нескольких месяцев.

Протест и страдание. Возможны чувство  вины, депрессия, гнев, печаль, оплакивание утраченного здоровья и разбитых надежд. Дети младшего возраста нередко воспринимают болезнь как наказание за плохое поведение, ожесточаются при столкновении с вызванными ею ограничениями или лечением. Подростки боятся стать беспомощными или «не такими, как все», винят во всем родителей или врачей.

Восстановление. На этой стадии ребенок  смиряется с ограничениями, которые  вызывает заболевание. Нормализуются  поведение и взаимоотношения  с окружающими; появляется вера в  свои силы. Отрицание болезни сочетается с построением планов на будущее. Семья тоже приспосабливается- к новым условиям. Тем не менее дети с хроническими заболеваниями чаще, чем здоровые, страдают эмоциональными расстройствами. Психогенные расстройства у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых, и имеют более выраженный соматический характер, обусловленный еще несовершенной центральной нервной регуляцией вегетативных функций.

Фиксация симптомов осуществляется за счет условно-рефлекторного механизма.

Особенностью детского возраста являются естественная эмоциональная и волевая  лабильность, проявляющаяся в виде непоседливости и взбалмошности. Иногда имеет место враждебное и упрямое  отношение детей ко взрослым. Так как дети являются более эмоциональными, они более открыто проявляют страх и агрессивность, более внушаемы.

Психопатологические проявления соматизированной депрессии у детей.

Расстройства ритма сна и  бодрствования.

Расстройства сна рассматриваются  как компенсаторное или адаптационное  изменение в ответ на заболевание, психологические проблемы.

20—30% родителей жалуются на расстройства  сна у своих детей.

А. Ц. Гольбин (1979 г.) разделяет феномены патологического сна у детей на:

— стереотипии, связанные со сном;

— пароксизмальные явления во сне;

— статические феномены сна;

— сложные поведенческие и психические  феномены;

— нарушения в цикле сон—бодрствование.

К стереотипиям, связанным со сном, относятся:

— качания, представляющие собой ритмические  маятникообразные движения головой и туловищем различной амплитуды из стороны в сторону с частотой 0,5—2 в секунду. Качания, как правило, возникают до года с пиком манифестации в 6 месяцев и могут исчезнуть в любом возрасте;

— под биениями понимают стереотипии, при которых ребенок бьется головой  о подушку, приподнимаясь на вытянутых  руках. Чаще биения возникают у детей  в возрасте 1 года;

— движения типа «челнока» заключаются  в раскачивании ребенка в передне-заднем направлении в положении «на четвереньках», в возрасте 1,5—3 лет;

— под феноменом «складывания»  понимают ритмическое приподнимание  и опускание туловища и головы из положения «лежа на спине» в  положение «сидя». Это редкое оригинальное расстройство сна выявлено у детей, страдающих соматическими (как правило, аллергическими) заболеваниями, гиперреактивностью, эмоциональной лабильностью и имеющих отягощенный перинатальный анамнез с явлениями угнетения и мышечной гипотонией в первые месяцы жизни;

— сосание пальца встречается у 80% детей, при этом у 78% оно ассоциировано  с расстройствами сна. Наиболее часто  возникает у грудных детей  до 9 месяцев в фазу засыпания. Отмечено незначительное преобладание сосания  пальца у девочек и у детей  из семей относительно высокого социально-экономического уровня. Среди причин возникновения  этого явления упоминают нарушения  грудного вскармливания, тревогу или  другие переживания ребенка; психоаналитическая школа расценивает сосание пальца как проявление ранней оральной сексуальности. Среди психологических последствий  для ребенка, ассоциированных с  сосанием пальца, выделяют нарушения  внутрисемейных отношений и отношений  со сверстниками, формирование самосознания;

— мастурбация как осознанная самостимуляция для получения сексуального возбуждения является естественным этапом развития ребенка. Это явление встречается почти у всех мальчиков и у 25% девочек. Максимальная активность падает на возраст 15 лет. Мастурбация отмечается чаще при засыпании и проявляется напряжением мышц бедер, касанием руками гениталий, принятием различных поз, учащенным дыханием, потоотделением, вскрикиванием. В выраженной форме мастурбация из эволюционного феномена трансформируется в патологическое явление и может приводить к длительному возбуждению, нарушению поведения ребенка, нарушению внутрисемейных отношений, отношений со сверстниками и формированию самосознания, возникновению сексуальных перверсий.

В развитии стереотипий существенную роль играют нарушения взаимоотношений  ребенка с родителями, ведущим  среди которых является повышенное внимание со стороны родителей к  ребенку (без элементов гиперопеки).

Среди пароксизмальных явлений  во сне выделяют:

— вздрагивания, которые являются условно-патологическим феноменом  сна, тогда как вздрагивания в  период засыпания относятся к  физиологическим движениям, которые  особенно часто встречаются в  подростковом периоде;

— бруксизм — скрежетание зубами во сне, встречается в любом возрасте с максимумом манифестации в 10—13 лет;

— астматические приступы во сне  — их пик приходится на несколько  возрастных отрезков (2 года, 6—7 лет, 10—13 лет). Особенностью таких приступов  является их исчезновение при бодрствовании. Эти приступы обусловлены изменениями  биоритма сон—бодрствование: дети, имеющие  указанные приступы, страдают сонливостью  днем, другими пароксизмальными расстройствами сна (вздрагивания, бруксизм). Астматические приступы во сне характерны для атопической бронхиальной астмы, однако характерологические особенности детей позволяют предполагать роль конверсионных (истерических) механизмов в развитии астматического приступа;

— к никталгиям относят приступы различной локализации во время сна. Для многих соматических заболеваний характерно обострение болевого синдрома ночью (печеночные, кишечные, почечные колики), что обусловлено изменением центрального контроля боли в различные фазы сна;

— ночные страхи представляют собой  внезапное психомоторное возбуждение  с аффектом страха, при котором  ребенок не вступает в контакт  с окружающими, а при пробуждении  не помнит о случившемся. Длительность приступа — от 30 с до 5 мин.;

— носовые кровотечения отмечаются преимущественно у девочек в  возрасте 3—6 и 12—14 лет;

— приступообразные рвоты во сне  характерны для детей 2—8 лет и, как  правило, сопровождают ночные страхи, астматические приступы, никталгии.

Информация о работе Предпосылки психосоматических расстройств у детей