Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:06, реферат
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
Григоренко Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации. М., 1989.
Torrance E.P. Guiding Creative Talent – Englewoodcliffs. N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
Wollach M., Kogan N. Modes of Thinking
in Young Children. N. Y.: Holt, 1965.
Когнитивные (познавательные) Способности
(cognitive abilities) К. с. могут
рассматриваться и как свойства, присущие
всем людям как биолог. виду, напр. способность
к овладению родным языком, и как свойства,
варьирующие от индивидуума к индивидууму
или от одной группы лиц к др., напр. вербальная
или мыслительная способность. Подавляющее
большинство исслед. К. с. посвящено их
изучению с т. зр. индивидуальных различий,
поскольку между людьми наблюдаются различия
даже в тех способностях, к-рые характерны
для них как вида. Тесты когнитивных способностей
Дж. Кэттелл предложил термин "умственный
тест" в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон
разработал набор простейших умственных
тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся
для студентов американских колледжей,
измеряли скорость психич. реакции, сенсорное
различение и словесные ассоциации. Эти
тесты, однако, оказались плохо связанными
с успешностью студентов в обучении. В
начале 1900-х гг. французский психолог А.
Бине обнаружил, что тесты более сложных
умственных функций, таких как способность
к запоминанию отрывков прозы или к решению
простых мыслительных задач, оказались
полезными в прогнозировании школьной
успеваемости и в идентификации детей
с задержками психич. развития. В начале
XX в. британские психологи во главе с Ч.
Спирменом разработали множество тестов
психич. функций, к-рые могли проводиться
как с детьми, так и со взрослыми. В США
толчком к "тестовому движению" послужила
не только адапт. Л. М.Тёрменом в 1916 г. тестов
Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине,
но и широкое применение тестов для классиф.
офицеров и новобранцев, мобилизованных
в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты
- Бине, Тёрмена и армейские (альфа и бета)
- стали наз. тестами "интеллекта".
Они получили широкое распространение
не только в силу их практ. полезности,
но и как меры важных умственных характеристик.
Для оценки согласованности рез-тов разных
тестов при измерении ими одной черты
или одного свойства можно использовать
коэффициент корреляции. Эта идея впервые
была высказана Спирменом в 1904 г. Серия
проведенных им исслед. завершилась публикацией
в 1927 г. его главной работы - "Способности
человека" (The abilities of man). В ней Спирмен
развил теорию интеллекта, по существу,
теорию К. с., в к-рой все умственные тесты
рассматривались в той или иной степени
в качестве измерений единственной черты
или "фактора" когнитивной способности,
к-рый Спирмен назвал "g" (по первой
букве полного названия "общая" (general)
способность). Спирмен считал, что фактор
"g" измерялся всякий раз, когда умственная
задача требовала того, что он наз. эдукцией
(eduction), или выявлением отношений и коррелятов.
На более привычном языке этот неск. экзотический
термин можно было бы назвать умозаключением
или индукцией. Современники Спирмена,
однако, оказались не готовы принять идею
о единственном факторе когнитивной способности
и продолжали считать, что разные тесты
все же измеряют разные способности - специфические
способности к оперированию словесным
материалом, пространственными отношениями,
воспроизведению по памяти заученных
списков слов и т. д. С развитием методов
факторного анализа наметился явный прогресс
в разрешении спорных вопросов, касающихся
понимания К. с. Лидерами этого движения
стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании
и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун
в США. Факторы когнитивной способности
Главная цель в изучении К. с. состояла
в определении того, какие виды способностей
можно идентифицировать, и в интерпретации
их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал
работу под названием "Первичные умственные
способности" (Primary mental abilities) - рез-ты
факторного анализа батареи из 57 мер К.
с. в форме групповых бланковых тестов,
к-рые он провел на студентах ун-та. Мн.
из этих мер были аналогичны заданиям,
входившим в состав тестов интеллекта,
но каждая из них предназначалась для
измерения одной - специфической - когнитивной
функции. В этой батарее им были выявлены
по меньшей мере 8 факторов, поддающихся
ясной интерпретации: S. Пространственный
(Space): способность воспринимать и сравнивать
пространственные паттерны. V. Вербальное
понимание (Verbal comprehension): способность к
определению значения слов и, более широко,
к пониманию речи и оперированию вербальными
отношениями. W. Беглость речи (Word fluency):
способность быстро продуцировать слова
в соответствии с определенными ограничениями
в отношении их буквенного состава. N. Легкость
числовых операций (Number facility): скорость
и точность выполнения простых арифметических
действий. I. Индукция (Induction): способность
выводить правила, к-рым подчиняется конкретный
набор стимулов. Р. Перцептивная скорость
(Perceptual speed): скорость и точность обнаружения
определенных визуальных стимулов в массиве
материала или сравнения таких стимулов
с к.-л. другими. D. Дедукция (Deduction): способность
строить рассуждения от предпосылок к
точным выводам. М. Механическая память
(Rote memory): способность заучивать и воспроизводить
по памяти произвольные связи между стимулами,
такими как слова и числа. Терстоун считал,
что его результаты поддерживают вывод
о наличии мн. видов интеллекта и опровергают
предположение о существовании одного
вида интеллекта - общего. В более поздних
исслед. Терстоуна и др. ученых этот вывод
был смягчен до предположения об "иерархической"
организации К. с. Это предположение означало,
что нек-рые К. с. являются крайне общими,
входящими в состав разнообразной умственной
деятельности, тогда как другие являются
более специализированными. Иерархический
подход к К. с. принял неск. форм. Британские
психологи, позиция к-рых представлена
книгой Ф. Вернона "Структура человеческих
способностей" (The structure of human abilities), помещают
в самой вершине иерархии К. с. осн. групповой
фактор, спирменовский фактор "g",
а на следующем уровне - второстепенные
групповые факторы: фактор "v:ed" (вербальный-числовой-
15.6. Познавательные
способности
Познавательные способности
– свойства интеллекта, которые
обнаруживают себя при решении проблем
(задач). Или, другими словами, это
особенности (свойства) взаимодействия
КВП, ДВП и сознания в процессе
решения задачи.
15.6.1. Конвергентные
способности
Конвергентная способность
– показатель правильности и скорости
нахождения единственно возможного
(нормативного) ответа при разрешении
проблемы (задачи, ситуации). Следовательно,
конвергентная способность
1.
Уровневые свойства интеллекта
– достигнутый уровень
2.
Комбинаторные свойства
3.
Процессуальные свойства
15.6.2. Дивергентные
способности
Дивергентные способности
(креативность) – умение порождать множество
оригинальных идей. Или, другими словами,
способность активировать познавательные
модели ПИ.
Критерии креативности
мышления по П. Джексону и С. Мессик:
1)
Оригинальность (статистическая редкость)
– активирование в ПИ
2)
Осмысленность – неслучайная
активация моделей ПИ
3)
Трансформация (степень
4)
Объединение (образование
15.6.3. Обучаемость
Обучаемость – способность
к усвоению новых знаний и способов деятельности.
Следовательно, обучаемость – процесс
активирования познавательных моделей
ПИ и наполнение ими ДВП. Рассмотрим показатели
обучаемости ребенка:
1)
Потребность в подсказке –
подсказка представляет собой
особым образом скомпонованные
учителем информационные
2)
Затраты времени на нахождение
принципа аналогии фигур –
оценка глубины поля
3)
Виды ошибок, с анализом их
источников – оценка механизма
взаимодействия активаторов с
моделями ДВП, в том числе
и недавно активированными;
4)
Количество необходимых
Отсутствие связи
между способностью к категориальному
обобщению и усвоением нового
вида интеллектуальной деятельности (обучение)
было установлено в психологическом
исследовании у детей Ивановой (1976).
Как было указано ранее, образование
категории, это генетически
Эксплицитная обучаемость
- обучение осуществляется на основе
заданной программы обучения, то есть
процессом обучения преподаватель управляет.
Имплицитная обучаемость
– обучение осуществляется без навязываемого
алгоритма (программы) обучения, а «как
Бог на душу положит».
Эксплицитная обучаемость
отражает заданный преподавателем алгоритм
наполнения понятийных усеченных конусов
ментальными кольцами. При имплицитной
обучаемости наполнение понятийных конусов
происходит в удобной для обучаемого последовательности.
Следовательно, имплицитная обучаемость
характеризует самообучение, а эксплицитная
– обучение.
15.6.4. Стили и способности
В таблице 15.5 выделены
5 отличий между способами
Табл. 15.5. Отличительные черты способности (успешность) и стиля (способа интеллектуальной деятельности).
СПОСОБНОСТЬ
(успешность)
СТИЛЬ
(способ)
Характеризует уровень достижений в интеллектуальной деятельности, т.е. наполнение ДВП активированными познавательными моделями.
Характеризует способ
выполнения интеллектуальной деятельности,
т.е. взаимодействие КВП, ДВП, ПИ и сознания.
Имеет ценностный контекст (рост способностей – всегда хорошо), т.е. степень наполнения ДВП познавательными моделями, которых чем больше, тем лучше.
Не применимы оценочные
суждения, так как разные стили
могут быть в равной степени эффективны
при решении интеллектуальных задач.
Одномерны (однонаправлены), так как меняются от минимальных в сторону максимальных.
По крайней мере,
двумерны, так как индивидуальные
показатели стиля располагаются
на двух полюсах одномерной шкалы.
Изменяется во времени, так как меняется наполнение ДВП моделями.
Сформированный стиль
не меняется со временем.
Специфична по отношению к содержанию конкретной деятельности, т.е. ДВП может быть в разной степени насыщена познавательными моделями из разных областей знания (математика, музыка и т.п.).
Не связана с видом
интеллектуальной деятельности, т.е. характер
взаимодействия КВП, ДВП, ПИ и сознания
не зависят от вида интеллектуальных задач
Так как без наполнения
ДВП стили не могут проявиться
в принципе (нет объектов для действия
интеллекта), то, вообще говоря, эти
характеристики интеллекта (стили и
способности) в определенной степени
взаимозависимы: объем ДВП, предметная
область (писатель, художник, музыкант,
ученый), зрелость сознания – влияют
на стиль интеллектуальной деятельности,
а стиль, в свою очередь, может
определять структуру и степень
наполнения ДВП познавательными
моделями.
Выделяют четыре
способа (стиля)
Стили кодирования
информации – предпочтение использования
в интеллектуальной деятельности определенных
органов чувств:
а) визуальный опыт (зрительно
и с помощью мысленных образов)
б) аудиальный опыт (посредством
слуха);
Информация о работе Познавательные процессы, их место и роль в психике человека