Познавательные процессы, их место и роль в психике человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Описание работы

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.63 Кб (Скачать)

                                                       Мышление. 

Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком  действительности в ее существенных связях и отношениях. 

Необходимо рассмотреть  мышление как процесс и мысль  как результат этого процесса.

Мышление как процесс. 

Мыслительный процесс  осуществляется в двух основных формах: 

1) формирование и  усвоение понятий  

2) решение проблем. 

Формирование понятий - это просто отличение "того, что похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий - это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.  

Решение проблем  в значительной степени опирается  на усвоенные понятия, хранящиеся в  долговременной памяти. 

В процессе решения  проблемы выделяют обычно 4 основных этапа: 

1. "Понимание непонятности" - видение и формулирование вопроса,  проблемы, задачи. Ситуация "изначальной  понятности", выраженная отсутствием  вопросов - индикатор отсутствия  работы мысли. 

2. Перебор вариантов  решения. Опыт субъекта определяет  оценку вероятности вариантов. 

3. Выдвижение и  перебор гипотез. Проверка гипотез  и выбор какой-то одной (если  первоначально их несколько). "Проверка  гипотез" иногда выделяется  в отдельный этап. 

4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения  по данному вопросу). 

Указанные этапы  мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного  процесса: 

1) подготовка; 

2) созревание; 

3) вдохновение; 

4) проверка истинности.

Мыслительные операции. 

Мыслительный процесс  осуществляется при помощи следующих  операций:

* синтез – обобщение  сущносных признаков групп предметов или явлений;

* обобщение –объединение группы предметов по видовым признакам;  

* сравнение- сопоставление объектовпо схожим признакам;

* конкретизация и  дифференциация - возврат к полноте  индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. 

* анализ - мысленное  расчленение целостной структуры  объекта отражения на составляющие  элементы; 
 
 
 

Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений)9 
 

9 Рубинштейн С.  Л. О мышлении и путях его  исследования. - М.: Изд. АН СССР, 1958.

Формирование умственных действий. 

П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в  процессе решения задачи (применительно  к онтогенезу и актуальному генезу). См.: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. - Т. 1, М., 1959. 

Умственные действия формируются посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами  разных уровней (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется  сначала средствами громкой внешней  речи, а затем и речи внутренней. Последний уровень - высшая форма "чисто  умственного", "идеального" действия. 

Изменение операндов (вещественных или психологических  предметных структур, являющихся объектами  оперирования: материальные вещи, образы, понятия, символы, концепты, конструкты) приводит к изменению характеристик  мыслительных операций. См.: Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. 

Важнейшей характеристикой  мыслительного процесса является обратимость  мыслительных операций. Мышление как  процесс представляет собой непрерывный  обратимый перевод информации с  языка образов на язык символов. См.: 

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. 

2. Пиаже Ж. Психология  интеллекта. //Избр. психол. труды. - М., 1969. 

3. Пиаже Ж. Роль  действия в формировании мышления. //Вопр. психол. - 1966. - № 5.

Характеристики мысли  как результата мыслительного процесса. 

Отдельной структурной  единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее  из подлежащего, сказуемого и связки. См.: 

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 28-85. 

2. Сеченов И. М.  О предметном мышлении с физиологической  точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. - М., 1947. 

3. Сеченов И. М.  Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. - М., 1947.

Стадии развития мышления. 

В становлении мышления выделяются две стадии: 

1) допонятийное мышление; 

2) понятийное мышление. 

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация. См.: 

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 

2. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. - М., 1958. 

Виды мышления10  
 
 
 

10 Хрестоматия по  общей психологии. Психология мышления. - М.: МГУ, 1981. С. 87-152. 

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей" 11. 

11 Теплов Б. М.  Практическое мышление. // Хрестоматия  по общей психологии. Психология  мышления. - М., 1981. С. 147.

Подробнее о видах  мышления см.: 

1. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983. 

2. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984. 

3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М., 1977. 

4. Тихомиров О.  К. Психология мышления. - М., 1984. 

5. Хрестоматия по  общей психологии Психология  мышления. - М., 1981. С. 87-152.

Творческое мышление. 

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями: 

1. Оригинальность, нетривиальность,  необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к  интеллектуальной новизне. 

2. Семантическая  гибкость, то есть способность  видеть объект под новым углом  зрения, обнаруживать его новое  использование, расширять функциональное  применение на практике. 

3. Образная адаптивная  гибкость, то есть способность  изменить восприятие объекта  таким образом, чтобы видеть  его новые, скрытые от наблюдения  стороны. 

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Препятствия на пути творческого мышления. 

1. Склонность к  конформизму (желание быть похожим  на других). 

2. Внутренняя цензура  (вызванная боязнью оказаться  смешным, глупым, экстравагантным,  а также боязнью возмездия  со стороны других). 

3. Ригидность как  приверженность старым знаниям  и идеям, переоценка их значимости. 

4. Желание найти  ответ немедленно. 

Подробнее см.: 

1. Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии Психология мышления. - М., 1981. 

Исследование творческого  мышления в психологии ведется в  четырех направлениях: 

* исследование процесса  творческого мышления; 

* изучение продуктов  творчества; 

* изучение креативности как способности; 

* исследование особенностей  творческих личностей.

Литература. 

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. 

2. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. - М., 1976. 

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987. 

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследова-ния. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 

5. Лук А. Н. Аналитический  обзор рефератов по творчеству. - 

6. Пиаже Ж. Речь  и мышление ребенка. - М.-Л., 1932. 

7. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических струк-тур. - М., 1963. 

8. Творчество и  преодоление стереотипов. - СПб, 1994. 

9. Хрестоматия по  общей психологии Психология  мышления. - М., 1981.

Внимание. 

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно  значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях  психической организации. 

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена. 

Внимание осуществляет выбор той информации, которая  будет обрабатываться. Центральные  механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в  данный момент времени лишь с одним  объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с  помощью обучения и тренировки. 

Последовательность  анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов: 

1) структура внешних  раздражителей (физические параметры  сигнала: интенсивность, частота  и т.д.); 

2) структура внутреннего  поля, определяемой деятельностью  человека (степень новизны, интенсивности  раздражителя и т.д.). 

Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в  избирательном характере психической  деятельности. 

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность  психической деятельности.

Виды внимания. 

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К. К. Платонова, одной  из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или  предрасположенности личности к  действию определенным образом). 

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны  с сознательной целью, речь идет о  произвольном внимании. 

Н. Ф. Добрынин выделил  еще один вид внимания - послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). 

Одни авторы склонны  отождествлять внимание с ориентировочной  деятельностью (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). 

Другие (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. При этом не всякий контроль можно считать вниманием. Пока контроль выполняется как развернутая предметная деятельность, он сам требует внимания. Контроль становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. 

Н. Ф. Добрынин считает  внимание определенной организацией психической  деятельности.

Характеристики внимания. 

Информация о работе Познавательные процессы, их место и роль в психике человека