Познавательные процессы, их место и роль в психике человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Описание работы

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.63 Кб (Скачать)

Познавательные  процессы, их место  и роль в психике  человека.

                                                            Введение.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в  любую человеческую деятельность и  обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее  цели, планы и содержание предстоящей  деятельности, проигрывать в уме  ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими  по мере выполнения. 

                         Ощущение как начальная ступень познания.

  Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира", так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

  Согласно концепции  А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически  первой формой психического. Возникновение  ощущения связано с развитием  раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного  процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в  чувствительность, то есть способность  реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта  точка зрения не является единственно  возможной. Так, К. К. Платонов пытался  доказать, что элементарной и исторически  первой формой психического является эмоция.

       Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

                     Классификация ощущений.

      Имеются различные классификации ощущений.

  Широко распространенной является классификация по модальности  ощущений (специфичности органов  чувств) - это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения - синестезии.

  Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

* экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

* проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

* интероцептивные (органические) ощущения - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

  Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих  при работе органов чувств, можно  найти ряд принципиально общих  признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что  анализаторы представляют собой  совокупность взаимодействующих образований  периферической и центральной нервной  системы, осуществляющих прием и  анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека.

Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения  и различения) посвящен огромный раздел психологии - психофизика.

Рассматривая ощущение как отражение, нужно помнить  и о другой стороне - регуляторной. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями. 

  Актуальный  вопрос в теории ощущений - чувствительность в структуре личности. Он наиболее полно разработан Б. Г. Ананьевым  в учении о сенсорной организации  личности.

                                                         Восприятие. 

  Восприятие, как  и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс  и как результат.

  Восприятие  делает возможным целостное отражение  мира, создание интегральной картины  действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

  Итог восприятия - интегральный, целостный образ  окружающего мира, возникающий при  непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. 

  Свойства  восприятия:

* Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

а) объединение разных элементов в целом;

 б) независимость  образованного целого от качества  составляющих его элементов. 

Принципы организации  восприятия (свойства предметности и  целостности) наиболее глубоко и  ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

* Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

* Константность - относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д

* Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.

* Структурность - Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

* Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.

                                                    Развитие восприятия. 

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается. 

А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: 

I этап – адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами. 

II этап – сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательский движений рук и глаз. 

III этап – начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий. 

IV этап – перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. 

                                                              Память. 

Память - это интегральная следовая форма отражения. Память лежит  в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

По длительности сохранения информации выделяются следующие  уровни (стадии) памяти:

1. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

2. Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде - она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 72 единиц (Г. Эббингауз, 1885)

3. Промежуточная (буферная) память - промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна

4. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

Процессы  памяти. 

  1. Запечатление  начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
 

2. Хранение  - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться тремя путями: узнаванием, припоминанием, воспоминанием.

4. Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

По происхождению  различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. В прижизненную память входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память. 
 

                                           Воображение.

  Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки  имеющихся представлений.

  В настоящее  время распространяется мнение, что  воображение является комбинацией  не только образного, но и абстрактного содержания.

  Образы воображения  не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует  в действительности, то оно носит  название фантазии. Если воображение  обращено в будущее, его именуют  мечтой. 

    Виды воображения: 

Активное  воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное  воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное  воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. 

           Функции воображения: 

* Образное представление  действительности.

* Регулирование эмоциональных  состояний.

* Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека.

* Формирование внутреннего  плана действий. 

Способы создания образов  воображения. 

Агглютинация - создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование - выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация - наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. 
 

Информация о работе Познавательные процессы, их место и роль в психике человека