Повышение адаптационных возможностей подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:57, аттестационная работа

Описание работы

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Работа содержит 1 файл

Программа повышения адаптационных возможностей подростков.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Психолог. После  этой игры и наших рассуждений  можно выделить следующие этапы  решения проблемы:

-         постановка проблемы

-         обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни)

-         выбор приемлемого варианта

-         применение выбранного варианта

Упражнение  с шарами.

Каждый участник берёт по воздушному шарику, надувает его, представляя, что он мысленно обдумывает решение своей проблемы. Затем  он пишет то, что его волнует на своем шарике фломастером и протыкает шарик – проблема лопнула. Это упражнение можно проделывать и мысленно.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Почему у  нас появляются проблемы? Принимаем  ли мы участие в их появлении? Любую ли проблему можно решить? Важно ли обдумывать решение прежде, чем его принять?

Психолог. Оцените  свою способность решать проблемы по пятибалльной шкале выкидыванием пальцев  одной руки.

4.      Домашнее задание. 

Психолог. Понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему?

Занятие 13. Критика.

Цели: Познакомить  учащихся с понятием «критика».

Отрабатывать  навыки правильного реагирования на критику.

Материалы: Карточки с фразами, мяч.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Надо выяснить, удалось ли ребятам понаблюдать  за тем, как реагируют на обиду  разные люди, и спросить, что больше всего обижает людей. Почему одних  людей какая-то ситуация обижает, а  других нет?

2.      Работа по теме.

Игра с мячом «Что звучит обидно?».

Психолог бросает  мяч по очереди каждому участнику  и произносит по одной фразе, а  все стараются запомнить, что  при этом чувствовали. Фразы психолога:

-         ты всегда плохо работаешь

-         ты никогда не делаешь домашнего задания

-         ты каждый раз перебиваешь

-         ты – лентяй

-         ты никогда не здороваешься

-         ты – глупый

При обсуждении психолог задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие  слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?

Упражнение  на Я - сообщение.

Психолог. Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.

Делается вывод  о том, что Я – сообщение  позволяет другому слушать вас  и спокойно реагировать. Я – сообщение  предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты –  сообщение нацелено на обвинение другого человека.

3.      Анализ занятия.

Психолог. Часто  ли вы используете Я – сообщение, давая возможность другим людям  узнать о ваших чувствах? Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Попробуйте избавиться от вредных привычек и тем самым проверить свою силу воли и самоконтроль.

Психолог желает каждому мужества – изменять то, что можно изменить в себе. 

 

Занятие 14. Азбука перемен. 

Цели: Закрепить  у учащихся полученные знания

Помочь участникам поверить в свои силы.

Материалы: Тетради  с записями.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

По желанию  участники рассказывают, от каких  привычек они избавились, легко ли им удалось это сделать.

Психолог (подводит итог сказанному).Каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он – сильный человек.

2.      Работа по теме.

Составляем  «Азбуку перемен».

Психолог. Проанализируйте  свои знания и составьте «Азбуку  перемен». Азбука эта необычная –  слова будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте. Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например – Анализ (можно другое, предложенное участниками). Объясните, что значит анализировать свои поступки.

Далее идет слово  на букву Б, например – Будущее (зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?).

Учащимся предлагается самим придумывать слова к  азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: Знания, Интерес, Коллектив, Личность, Мечта, Надежда, Откровения и т.д.

«Нарисуем жизнь».

Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь так, как  они её представляют. Рисунок выполняется  коллективно на доске или на большом  листе ватмана. Рисунок может  включать в себя символы, картинки, слова – всё, с помощью чего можно передать самое важное в жизни.

Игра «Я бросаю тебе мяч».

Учащиеся становятся в круг и перебрасывают друг другу  мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (слона, конфету…). Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения:

Трудно ли было составлять азбуку? Почему?

Трудно ли добиваться перемен в себе? В чем заключаются  эти трудности?

От чего зависит  успех наших перемен.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Продолжайте составлять азбуку перемен, опираясь на свой личный опыт преодоления трудностей. 

 

Список литературы  

 

1.      Байярд Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

2.      Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. –М.: ТЦ Сфера, 2002. –88с.

3.      Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.

4.      Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

5.      Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

6.      Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. –М., :Просвещение, 1986. –80 с.

7.      Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. –СПб. : Речь, 2001. –160с.

8.      Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб.: Речь., 2002. –198с.

9.      Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. –М., 1998. –227с.

10. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками. –М. Академия, 2001. –256с.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь., 2001. –190с.

12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М. Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

.

13. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации. –М.:Просвещение., 1984. –296с.

14. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М.: ТЦ «Сфера»., 2000. –448с.

15. Попова М.В. Психология растущего человека. –М.: ТЦ «Сфера», 2002. –128с.

16. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. –М., 1989. –203с.

17. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-17.

18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.

19. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной. –М.:Просвещение, 1991. –303с...

20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. –М., 1999. 167с.

21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.

22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.:Просвещение. 1991. –228с.

23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. –М., 1993. –286с.

24. Юрасова Е.Н. Параметр тревожности в диагностике личности. –Ярославль., 1987. –173с.


Информация о работе Повышение адаптационных возможностей подростков