Повышение адаптационных возможностей подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:57, аттестационная работа

Описание работы

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Работа содержит 1 файл

Программа повышения адаптационных возможностей подростков.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Программа повышения адаптационных возможностей подростков

(авторы педагоги- психологи Гасинец О.В., Курилина  Н.В. МОУ Центр ПМСС Лоухского  района)

Пояснительная записка.

Программа предназначена  для проведения коррекционно-развивающих  и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.

У каждого ребенка  имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения  и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

В работе с подростками  мы отдаем предпочтение групповой форме  проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как  нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

Как показывает опыт, особые трудности в общении  испытывают дети, которым не хватает  родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные  нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного  общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с  окружающей средой, их социализации.

На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных  ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

На психологических  занятиях подросткам очень важно  ощущать полную безопасность и доверие  к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную  атмосферу взаимного общения.

Ведущий является одним из образцов поведения, которое  он демонстрирует ученикам.

На занятиях используются известные большинству  психологов игры и упражнения. 

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.

В первоначальный замысел могут вноситься прямо  по ходу его ведения. Занятия по форме  напоминают тренинги: с помощью специальных  упражнений или ролевых игр участники  овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом  работы (на первом занятии) обязательно  вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

Используемые  на занятиях диагностические процедуры  помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого  в письменном виде.

Для записей  и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.

Цель программы: снижение личностной тревожности у подростков

Задачи:

1.                             Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.

2.                             Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения

3.                             Развитие личности младшего подростка, его способностей к общению и возможностей

Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики ,которая проводится в начале и в конце курса занятий

Учебный план

Коррекционно-профилактическая программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет, на две учебные четверти и составляет 14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут). 

 

п/п

Наименование  тем занятий

Количество часов

1

Зачем нужно  знать себя?

 

 

2

Общение в жизни  человека.

1

       

3

Я глазами других.  

1

       

4

Самооценка. 

1

       

5

Ярмарка достоинств

1

       

6

Ищу друга.

1

       

7

Барьеры общения. 

1

       

8

Предотвращение  конфликтов

1

       

9

Уверенное и  неуверенное поведение

1

       

10

Нужна ли агрессия?  

1

       

11

Пойми меня

1

       

12

Мои проблемы. 

1

       

13

Критика. 

1

       

14

Азбука перемен.

1

       

 

  

Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.           

   

 

 

  

 

 

          Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.         

 В начале  каждого занятия-тренинга вводятся  упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.        

 В процессе  проведения тренинговых занятий  проводятся наблюдения, индивидуальные  беседы, которые позволяют прослеживать  ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.

Коррекционно-профилактическая программа преодоления личностной тревожности младших подростков. 

 

Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?».

Цель: Познакомить  детей с целями занятий.

Принять правила  проведения занятий.

Создать у учеников мотивацию на самопознание.

Способствовать  самопознанию и рефлексии учащихся.

Материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка  с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Ход занятия:

1.Знакомство  с целями занятий.

Психолог. На занятиях мы будем учиться понимать себя и  других, общаться, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее  настроение.

2.      Принятие правил.

Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?

Примерные правила:

Активная работа на занятии каждого участника.

Внимательность  к говорящему.

Доверие друг к  другу.

Недопустимость  насмешек.

Не выносить обсуждение за пределы занятия.

Право каждого  на своё мнение.

3.       Настрой на занятие.

Упражнение  «Цвет настроения».

Каждый участник выбирает цвет настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Упражнение  «Я рад общаться с тобой».

Психолог. Сейчас выполните такое задание: Протяните  рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.

Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

4.      Работа по теме. Самоанализ «Кто я? Какой я?».

Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?

Психолог. Продолжите письменно три предложения:

-         Я думаю, что я ……

-         Другие считают, что я …..

-         Мне хочется быть …..

Для каждого  предложения подберите от 5 до 10 определений  из списка слов на плакате.

Психолог вывешивает список слов, помогающий отвечать ученикам на вопросы:

«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».

Упражнение  «Горячий стул».

Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько  совпадает представление о нем  одноклассников с его собственным  представлением о себе. Каждый по очереди  будет занимать место на стуле  в центре, и участники ответят  на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я…). Количество совпадений подсчитывается.

5.      Анализ занятия.

Психолог. Давайте  оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

Вопросы для  обсуждения: Что понравилось? Какие  испытывали трудности? Кого трудно оценивать  – себя или других?

6.      Домашнее задание.

Психолог. Выполните  дома следующее задание. Сделайте рисунок  под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте  лучи: их количество должно соответствовать  отмеченным совпадениям в вашей  характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных – синим. 

 

Занятие 2.    «Общение в жизни человека.»

Цели: Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека.

Развивать способность  принимать друг друга.

Материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

Ход занятия:

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Давайте  рассмотрим все рисунки «Я в лучах  солнца». Вспомните, что обозначают лучи (количество определений, которые  дали вам одноклассники и которые совпали с вашим мнением о себе). Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений – хорошо знаете). Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как холод и мешают общению.

Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники.)

В итоге обсуждения желательно подвести ребят к пониманию  того, что в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.

2.      Работа по теме.

Психолог. Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.)Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к  выводу, что общение играет в жизни  человека важную роль и общению нужно  учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Психолог. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как  мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.

Тест-игра «С тобой  приятно общаться».

Психолог. Умеем  ли мы общаться, лучше всего знают  те, с кем мы общаемся. В школе  вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте  проверим, какие вы в общении.

Для этого детям  раздаются небольшие листочки для  записи, на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске:

+2 - с тобой очень приятно общаться

+1 - ты не самый общительный человек

0        - не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1   - с тобой иногда неприятно общаться

-2 - с тобой очень тяжело общаться

Каждый листочек складывается, и на обороте пишется  имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздаёт их «адресатам»  предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.

Информация о работе Повышение адаптационных возможностей подростков