Повышение адаптационных возможностей подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:57, аттестационная работа

Описание работы

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Работа содержит 1 файл

Программа повышения адаптационных возможностей подростков.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

3.      Анализ занятия.

Психолог. Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении? Давайте оценим наше занятие. Поставьте. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Попытайтесь  до следующего занятия зафиксировать  хотя бы одну ситуацию, когда вам  удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях  использовать знакомые вам приёмы. 

 

Занятие 8. Предотвращение конфликтов.  

Цели: Выработать у детей умение предотвращать  конфликты.

Закрепить навыки поведения в конфликтных ситуациях.

Материалы: Тетради  для записи.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог задаёт учащимся вопросы:

Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?

Вспомните, какие  барьеры мешают позитивному общению  людей?

Пусть поднимут руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы  не допускать конфликтных ситуаций?

2.      Работа по теме.

Игра «Перетягивание каната».

Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.

Отработка навыков  предотвращения конфликтов.

Психолог помогает каждому самостоятельно подобрать  самостоятельно варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. Предлагаются следующие ситуации:

Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.

Мама, придя  с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.

Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.

Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

На улице  тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

Тетради с ответами сдаются психологу.

Игра «Петухи»

Игра проходит в парах. Игрок, прыгая на одной ноге, пытается толкнуть другого так, чтобы он встал на две ноги.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает следующие вопросы:

Считаете ли вы себя конфликтным человеком?

Смогли бы вы предотвратить конфликт или избежать его?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Подумайте, с какими людьми вам нравится общаться, что в них вам нравится. 

 

Занятие 9. Уверенное и неуверенное поведение.

Цели: Дать учащимся понятие о сильной личности.

Вырабатывать  навыки уверенного поведения.

Формировать негативное отношение к агрессии.

Материалы: Мяч, три листка бумаги для каждого участника, бланки теста «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Вам  предлагалось дома подумать о том, с  какими людьми вам нравится общаться. Сейчас мы запишем их характеристики на доске. Каких определений больше всего?

2.      Работа по теме.

Игра «Зубы  и мясо».

На доске  записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый. Участникам предлагается выбрать качества, которых им не хватает, и записать их в таблицу -–в столбик «Себе». В другой столбик – «Другим» – записать те качества, которых не хватает, по их мнению, другим людям. После того как участники выполнят задание, психолог сообщает, что определения «упорный», «волевой», «целеустремленный», характеризуют сильные стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения «отзывчивый», «добрый», «нежный» характеризуют мягкость человека («мясо»). При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя сильные качества – «зубы», а другим предлагает быть «мясом».

Психолог. Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим доброты? Какого человека мы называем «сильной личностью»? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого)

Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать своё мнение, считаясь с мнением других.)

Какое поведение  мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)

Какое поведение  можно назвать нерешительным? (Оскорбляющее, унижающее, нарушающее права других.)

Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счёт унижения других.)

Тест «Как я  ориентируюсь в разных ситуациях».

Психолог. Ответьте «Да» \+\ или «Нет» \-\ на следующие  вопросы:

Если вы заблудитесь  в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?

Попав на необитаемый  остров, будете вы его осматривать  целиком?

Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль, и ваш спутник бросается влево, вы побежите туда же?

Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли просто спокойно подумать, где они могут быть?

Вы хорошо ориентируетесь в темноте?

Вы любите исследовать  незнакомые места?

Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

Вы легко  решаете задачи на сообразительность?

В критической  ситуации вы быстро принимаете решение?

Психолог. За каждый положительный ответ вы получаете  одно очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее:

1-3 очка –  вы несамостоятельный человек,  не умеете принимать решение  и брать ответственность на себя.

4-7 очков –  вы сообразительны и сможете  не попасть впросак в трудной  ситуации, хотя и допускаете ошибки  из-за невнимательности и недостатка  знаний.

8-9 очков –  вы нигде не пропадете, спокойная  жизнь не для вас, работа  следователя, каскадера и геолога вам бы очень подошла.

Игра «Вопрос  – ответ»

Играющие бросают  мяч друг другу, задавая любые  вопросы, а затем оценивают, был  ли ответ партнера уверенным или  нет.

Игра «Поводырь».

Участники разбиваются  на пары (один - поводырь, другой – ведомый). Ведомому завязывают глаза. Поводырь водит партнера между расставленных по всей комнате стульев. Участники меняются ролями. После игры проводится обсуждение:

Что чувствовали? Была ли уверенность и почему?

3.      Анализ занятия.

Психолог. Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе?

Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счёт «три» нужное количество пальцев одной руки.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Проследите за тем, как слушают вас окружающие, и проверьте, как слушаете их вы. 

 

Занятие 10. Нужна ли агрессия?

Цели: Дать учащимся представление об агрессивном поведении.

Вырабатывать  приемлемые способы разрядки гнева  и агрессии.

Материалы: Текст  «Прочти о змее», релаксационная музыка.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог спрашивает участников, удалось ли им проверить  свое умение слушать других и понаблюдать, как окружающие их слушать. Затем  предлагается вспомнить, что такое  агрессия и когда она проявляется.

2.      Работа по теме занятия.

Психолог. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?

В процессе обсуждения желательно вспомнить, о значении эмоций в жизни человека.

Психолог. А  теперь давайте послушаем «Притчу  о змее».

Притча о  змее.

Жила на свете  очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому она была очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Психолог. Какой  вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В  каких случаях?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что  агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Учащиеся делают запись в тетради:

Конструктивная  агрессия направлена на защиту себя и  других, на завоевание независимости  и свободы.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка  самоутверждения за счет унижения других.

Психолог. Подумайте, в какой форме чаще всего проявляется  ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение  «Выставка».

Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

После упражнения происходит обмен мнениями: Какая  была ситуация? Трудно ли было представить  свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы? Нужно ли учиться снимать агрессию? Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Попробуйте в моменты нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например: «Тих – тиби дух», и отмечаете, как раздражение и злоба уходят. 

 

Занятие 11. Пойми меня.

Цель: Формировать  у учащихся умение понимать друг друга.

Материалы: Бланки с пословицами для каждого учащегося.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Кто  тренировался снимать вспышки гнева  при помощи слов: «Тих-тиби-дух»?. Кто  использовал какие-либо другие методы, с которыми мы познакомились на прошлом  занятии? Поделитесь своим опытом.

2.      Работа по теме занятия.

Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем  друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу.

Нет такого человека, чтоб век без греха.

Всякая неправда – грех.

От судьбы не уйдешь.

Риск – благородное  дело.

Денег наживёшь – без нужды проживешь.

Когда деньги говорят, правда молчит.

И с умом воровать – беды не избежать.

Раз украл –  навек вором стал.

Кто сильнее  – тот и прав.

С кем поведешься – от того и наберешься.

Умная ложь лучше  глупой правды.

Убежал –  прав, а попался – виноват.

Ведущий просит участников объяснить свой выбор  и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.

Игра-шутка «Пойми меня».

Участники объединяются в группы по три человека, изображая  «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание  договориться о подарке друг другу.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Хорошо ли мы знаем друг друга? Важно ли учиться понимать друг друга? Кто лучше всех понимал других?

4.      Домашнее задание.

Психолог. В  повседневном общении старайтесь использовать те знания, которые вы получили на занятиях. К следующему занятию проанализируйте, какие у вас существуют проблемы (трудности) в жизни и зависит ли их решение от вас.  

 

Занятие 12. Мои проблемы.

Цели: Познакомить  учащихся с термином «проблема».

Научить осознавать проблемы и их обсуждать.

Отработать  навыки решения проблем.

Материалы: Тетради, ручки, воздушные шары для каждого  участника.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог задает учащимся вопросы: Кто подумал дома над своими трудностями и может  сейчас их назвать? Что же такое проблема? Много ли схожих проблем у разных людей?

2.      Работа по теме.

Психолог. Послушайте пример проблемной ситуации.

Двое братьев  попали в скверную историю – одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги. Каждый из братьев решил проблему по-своему. Один – одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова). Другой влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.

Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения этой проблемы?

Все предложения  учащихся записываются на доске.

Психолог. Подумайте, что лучше: воровство или обман?

Психолог подводит итог обсуждения – решение проблемы не должно приводить к появлению  новых проблем.

Игра «Диалог  со своим мозгом»

Учащиеся записывают в своих тетрадях высказывание Э. Фрома: «Человек – это тот, кто  постоянно решает проблему жизни».

В игре участвуют 5 человек (все вместе они составляют «мозг»):

-         тот, кто называет проблему

-         тот, кто предупреждает, что будет сейчас

-         тот, кто предупреждает, что будет через неделю

-         тот, кто предупреждает, что будет через месяц

-         тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни

Называется  проблема, например: «Я хочу подарить кому-то цветы». Мозг отвечает:

«Если ты подаришь цветы, то сейчас…»

«Если ты подаришь цветы, то через неделю…»

«Если ты подаришь цветы, то через месяц…»

«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни…»

Игра повторяется  с другими участниками и с  другими проблемами («Я хочу начать курить», «Я нашел кошелек», «Я им отомщу»).

После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.

Информация о работе Повышение адаптационных возможностей подростков