Повышение адаптационных возможностей подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:57, аттестационная работа

Описание работы

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Работа содержит 1 файл

Программа повышения адаптационных возможностей подростков.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Психолог. Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

А сейчас выполните  такое задание. Напишите на одном  листочке: «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно», а на другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.

3.      Анализ занятия.

Психолог. Что  понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

В заключение ведущий  сообщает, какое общение выбрали  большинство учащихся (см. предыдущее задание).

4.      Домашнее задание.

5.      Психолог. Подсчитайте дома баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться» и запишите результат в тетрадь. С обсуждения этого мы и начнем следующее занятие. 

 

Занятие 3. «Я глазами других.»

Цели: Формировать  способность к самоанализу.

Способствовать возникновению  желания самосовершенствоваться.

Материалы: Тетради, ручки, мячик.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Хотите узнать, сколько баллов вы получили по тесту «С тобой приятно общаться»?

Психолог называет максимальный балл.

Психолог. Как  вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников? Как это сделать?

2.      Работа по теме.

Методика «Твоё  имя».

Участники встают в круг, а один, передавая мяч  соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч  по кругу, как можно больше вариантов  его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.

Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь  друг к другу, давайте каждый раз  будем начинать это обращение с имени.

Игра «Ассоциации».

Психолог. Давайте  сейчас выберем первого водящего. Желающий встаёт перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть, что он нам  напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. (Участники играют.)

Психолог. Что  чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?

3.      Анализ занятия.

Психолог. Давайте  оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количества пальцев одной руки. Что было трудно выполнять? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Запишите в тетрадях начало нескольких предложений, а дома закончите их:

-         Я словно птица, когда …..

-         Я превращаюсь в тигра, когда….

-         Я словно муравей, когда…

-         Я словно рыба, когда….

-         Я прекрасный цветок, если….  

 

Занятие 4. Самооценка.

Цели: Дать понятие  о самоценности человеческого «Я».

Продолжать  развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить навыки групповой работы.

Материалы: Тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Ученики читают свои варианты предложений. Затем идет обсуждение. Ведущий задает вопросы: Много ли похожих ответов? Какие ответы характеризуют чувства, а какие – поведение? Чего больше – одинаковых чувств или одинаковых вариантов поведения?

Учащиеся приходят к выводу, что в общении нужно  уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение человека.

2.      Работа по теме.

Методика «Самооценка».

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем  быстро вписать в один кружок букву  «Я». Психолог объясняет, что чем  ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.

Дискуссия «Самое-самое».

Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что  для них самое важное и самое  ценное в жизни. Затем дети это  зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.

Обычно ученики  перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:

Каждый человек  должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Тот, кто не любит  себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает  беспомощность, бессилие и одиночество.

Методика «Моя вселенная».

Ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В  центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:

Мое любимое  занятие…

Мой любимый  цвет…

Мой лучший друг…

Моё любимое  животное…

Моё любимое  время года…

Мой любимый  сказочный герой…

Моя любимая  музыка…

3.      Анализ занятия.

Учащиеся дают оценку занятию. Психолог задаёт следующие вопросы для обсуждения: Что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?

4 Домашнее задание.

Психолог. Постарайтесь понаблюдать за своим поведением и настроением в разных ситуациях общения и отметить, всегда ли вы спокойны и веселы, были ли вспышки гнева, как вы владеете своими эмоциями.  

 

 

 Занятие 5. «Ярмарка достоинств».

Цели: Закрепить  у учащихся навыки самоанализа.

Научить преодолевать барьеры на пути самокритики

Развивать уверенность в себе.

Материалы: Листы  с надписями «Продаю», «Покупаю»  для каждого участника.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Всем участникам предлагается прочитать вслух записи в тетрадях о том, как они умеют  владеть своими эмоциями. Поощряются самостоятельные выводы. Затем идет обсуждение.

Психолог. Можете ли вы с уверенностью сказать, что  всегда владеете своими эмоциями? Это  не просто, но, чтобы у вас было меньше проблем в общении, нужно  учиться владеть своими эмоциями.

2.      Работа по теме.

Игра «Ярмарка достоинств».

Участники игры получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью «Продаю» , написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.

Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие  качества хотели купить многие? Почему?

Как правило, большинство  ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались  и такие учащиеся, которые продавали  свои достоинства.

После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

Затем психолог предлагает записать в тетрадях вывод:

«Достойный  человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В.О.Ключевский).

Упражнение  «Вверх по радуге».

Сидя на стуле  все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

Обсудить, что  чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

3.      Анализ занятия.

Психолог. Трудно ли было признавать свои недостатки? Были ли вы откровенны в оценке своих  достоинств? Оцените свою откровенность в баллах: выкиньте на счёт «три» количество пальцев одной руки.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Подумайте  дома и напишите, какие люди вам  нравятся. С каким человеком вы хотели бы дружить? Должны ли друзья быть во всем похожими друг на друга? 

 

Занятие 6.   «Ищу друга».

Цели: Помочь учащимся в самораскрытии.

Способствовать преодолению  барьеров в общении.

Совершенствовать навыки общения

Материалы: Листы бумаги для написания объявлений.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Участникам  предлагается ответить на вопросы домашнего задания (см. занятие 5).

Психолог. Друзья – это  те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность?

2.      Работа по теме занятия.

Психолог предлагает участникам написать окончания предложений  у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений:

Откровенно говоря, мне  до сих пор трудно…

Откровенно говоря, для  меня очень важно…

Откровенно говоря, я ненавижу, когда…

Откровенно говоря, я радуюсь, когда…

Откровенно говоря, самое  важное в жизни…

Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.

Психолог. Всем ли мы можем  доверить свои откровения? Поднимите  руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять. Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

Объявление «Ищу друга».

Психолог. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто пытается найти друзей или  единомышленников. Мы попробуем с  вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга».

Вы можете рассказать немного  о себе, указать свои увлечения, любимые  занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно  не подписывать свой текст или  придумать себе псевдоним.

Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде.

3.      Анализ занятия.

Психолог задаёт вопросы: Трудно ли быть откровенным? Просто ли было писать о себе.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Подумайте  дома над таким высказыванием: «Люди  становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены». Постарайтесь его  объяснить. 

 

Занятие 7. «Барьеры общения»

Цель: Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения.

Обучить альтернативным вариантам поведения.

Обучить анализу  различных состояний.

Материалы: Тетради  для записей.

Ход занятия:

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Вспомните, какое высказывание предлагалось вам на дом для объяснения («Люди становятся одиноки, если вместо мостов они возводят стены».). Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию барьеров («стен») в общении.

2.      Работа по теме.

Психолог напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

Психолог. Конфликты  часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».

Выбираются  два участника.

Психолог. Один из вас входит в класс после  болезни, а его парта занята новым  учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!».

Затем обсуждается  поведение и реакция обоих  партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта? Какие правила  из предыдущего занятия могли  бы быть использованы?

Данная сцена  разыгрывается несколько раз в разных вариантах.

Нужно начинать выяснять отношения:

-         с угрозы

-         с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать)

-         с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)

-         с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие)

-         не обращать внимания (он не достоин моего внимания)

Обсуждаются все  варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.

Информация о работе Повышение адаптационных возможностей подростков