Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 01:04, курсовая работа
Возникновение конфликта зависит от того, как воспринимается и понимает¬ся ситуация, а так же, как ведут себя ее участники.
Целью курсовой работы является изучение поведенческого подхода к понятию агрессии и конфликта.
Объект исследования: поведение личности в конфликтной ситуации.
Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 4
1.2. Исследование конфликтов в западных и русскоязычных странах 6
ГЛАВА 2. Поведенческое направление в изучении конфликта 9
2.1 Проблема агрессивности и ее изучение 9
2.2. Суть поведенческого подхода 13
2.3. А. Басс как основатель поведенческого направления 15
2.4. Ориентационная анкета Арнольда Басса 18
Заключение 21
Список литературы 22
Психоаналитик
Федор Федоров считает, что для
того, чтобы избежать проблем с
проявлением агрессивности
Поведение человека - направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленые и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него. Поведением человека в узком смысле слова называют только его свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»).
В
личностно-поведенческом
Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки - акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую.
А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут, вероятно, реагировать более агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов. Во-вторых, это частое достижение успеха путем агрессии, которое, по мнению А. Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию. В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности.
А. Басс ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения.
Агрессивные действия могут
А. Басс определял агрессию как любое поведение, содержащее угрозу или наносящее
ущерб другим.
Не
менее существенно
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и индетификации своих «наступательных средств».
В
изучении агрессии очень важен и
эмоциональный компонент
Говоря
о волевой стороне
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарка выделили следующие виды реакций:
Определения
агрессии по Басу можно назвать
Подобное определение сразу же порождает очевидную проблему: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред. Пешеход, нечаянно толкнувший кого-то в потоке людей, конечно же, должен трактоваться иначе, чем школьный хулиган, намеренно обижающий других детей.
Ориентационная анкета Басса предназначена для школьников юношеского возраста и взрослых
Анкета
позволяет выявить
Направленность
личности - совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности и
относительно независимых от наличных
ситуаций. Направленность личности характеризуется
ее интересами, склонностями, убеждениями,
идеалами, в которых выражается Мировоззрение
Личность может стремиться к развитию, к гомеостазу или к защите.
Развивать себя можно в разные стороны. Это может быть развитие:
Широта или узость.
Устойчивость и
Уровень высокий или низкий - определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов - или приземленный, интересы на уровне "трусики и покушать".
Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Анкета Басса состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.
Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности - Рост и Развитие, Личная жизнь, Дело и Бизнес. Тот, у кого направленность личности - Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию "Отношения с людьми". Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность.
Направленность на себя - одна из основных направленностей личности. В зависимости от уровня развития личности может иметь разное содержание.
Направленность
на себя для неразвитой личности —
ориентация на прямое вознаграждение
и удовлетворение безотносительно работы
и сотрудников, агрессивность в достижении
статуса, властность, склонность к соперничеству,
Достижение личного счастья - это тоже проявление направленности на себя.
Направленность на себя развитой личности - Рост и Развитие, стремление к самоактуализации.
Направленность на общение - одна из основных направленностей личности. В зависимости от уровня развития личности может иметь разное содержание.
Информация о работе Поведенческое направление в изучении конфликта, А.Басс