Поведенческое направление в изучении конфликта, А.Басс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Возникновение конфликта зависит от того, как воспринимается и понимает¬ся ситуация, а так же, как ведут себя ее участники.
Целью курсовой работы является изучение поведенческого подхода к понятию агрессии и конфликта.
Объект исследования: поведение личности в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 4
1.2. Исследование конфликтов в западных и русскоязычных странах 6
ГЛАВА 2. Поведенческое направление в изучении конфликта 9
2.1 Проблема агрессивности и ее изучение 9
2.2. Суть поведенческого подхода 13
2.3. А. Басс как основатель поведенческого направления 15
2.4. Ориентационная анкета Арнольда Басса 18
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Поведенческое направление в изучении конфликта Басс.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Санкт-Петербургский  Гуманитарный Университет Профсоюзов

        
 

      Кафедра СКТ 
 

      Поведенческое направление в  изучении конфликта, А.Басс 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        студентка

                                        3 курса факультета конфликтологии

                                        Лысенко Екатерина  Александровна

                                                                                                 

                          

                  научный руководитель:

                  кандидат психологических наук

                  Виданова  Ю.И.

                  _______________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург, 2010

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

    Введение

    Человек живет в обществе, которое состоит из личностей, связанных между собой семейными, профессиональными, религиозными связями.  У каждого есть свои потребности, стремления, цели. Общность стремлений, целей, нужд сопутствует созданию групп, коалиций, партий. Схожесть стремлений может привести к возникновению разногласий между группами и личностями.

    Социальные  кризисы, тяжелое экономическое  положение семей привело общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению количества агрессивных проявлений и преступности.

    Возникновение конфликта зависит от того, как  воспринимается и понимается ситуация, а так же, как ведут себя ее участники.

    Целью курсовой работы является изучение поведенческого подхода к понятию агрессии и  конфликта.

    Объект  исследования: поведение личности в конфликтной ситуации.

 

     ГЛАВА 1. Понятие  конфликта в отечественной  и зарубежной психологии

    1.1. Сущность конфликта,  объект и предмет конфликтологии

    Слово «конфликт» происходит от латниского conflictus (столкновение) и практически в неизменном виде переходит в другие языки.

    Анцупов А.Я. и Шипилов А.И.1 в своем обзоре работ по проблематике конфликтов сопоставили различные определения конфликта, предложенные отечественными психологами, и пришли к выводу об отсутствии сложившегося общепринятого понимания конфликта. Оказалось, что все определения внутриличностного конфликта опираются на два ключевых понятия: в одних определениях конфликт трактуется как противоречие между различными сторонами личности, в других – как столкновение, борьба личностных тенденций. Анализ определений межличностного конфликта позволил авторам выделить следующие основные его свойства: 1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами сторон как основа конфликта; 2) противодействие субъектов конфликта; 3) стремление любыми способами нанести максимальный ущерб оппоненту, его интересам; 4) негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

    С учетом перечисленного выше, следующее  определение отражает основные факторы  конфликта.

    Конфликт  – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам.

    На  сегодняшний день представляется необходимым связать в систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, истории, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Такая система не будет искусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

    Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

    Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека.

    Основные  цели и задачи конфликтологии:

    Для того чтобы ускорить формирование конфликтологии, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями конфликтологии, которая одновременно носит фундаментальный и прикладной характер, являются:

        •   исследование всех конфликтов, выступающих  объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

        •   создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

           •   организация в стране  системы практической работы  конфликтологов по прогнозированию,  предупреждению и урегулированию конфликтов.  

 

     1.2. Исследование  конфликтов в западных  и русскоязычных  странах

    Появившись  с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли

собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних

источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и  конфликты. Менялось и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.

    Проблему  отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить

различные религиозные учения. Вопрос об отношении  христианства к проблеме

насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных

христианских  культах позиции по данному вопросу  оказывались противоположными. Ислам, при всей своей опоре на концепцию  многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла.

    Конфликт  как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества,

во все  времена находил свое место в  художественно-образных формах отражения

действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр

и другие виды искусства всегда отражали конфликты  с помощью соответствующих

художественных  средств, влияли на формирование отношения  к ним у зрителей,

читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на

их определение  своего поведения. Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный  анализ проблемы конфликтов. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой

информации  является одним из весьма перспективных  направлений повышения

конфликтологической культуры российского общества. Включение  данной проблематики в сферу интересов  конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, прежде всего, социальных конфликтов.

    Еще одним из важных источников конфликтологических  идей являются практические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте.

    Эти знания представляют собой накапливаемые  в процессе жизни опытным путем

и частично передаваемые от поколения к поколению  сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологической науки.2

    Конфликт  является неотъемлемой частью жизни  общества. Значительные традиции в  изучении конфликтов заложены в психологии. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Условно выделяют 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основное различие заключается в степени выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.3

    На  рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес  психологов обращен непосредственно  к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта

    Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

    психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

    социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

    этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

    теория  групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

    фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

    поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

    социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

    интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

    теория  структурного баланса (Ф. Хайдер).

    Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басс. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.4

    В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:

Информация о работе Поведенческое направление в изучении конфликта, А.Басс