Поведенческое направление в изучении конфликта, А.Басс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Возникновение конфликта зависит от того, как воспринимается и понимает¬ся ситуация, а так же, как ведут себя ее участники.
Целью курсовой работы является изучение поведенческого подхода к понятию агрессии и конфликта.
Объект исследования: поведение личности в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 4
1.2. Исследование конфликтов в западных и русскоязычных странах 6
ГЛАВА 2. Поведенческое направление в изучении конфликта 9
2.1 Проблема агрессивности и ее изучение 9
2.2. Суть поведенческого подхода 13
2.3. А. Басс как основатель поведенческого направления 15
2.4. Ориентационная анкета Арнольда Басса 18
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Поведенческое направление в изучении конфликта Басс.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    теоретико-игровое (М.Дойч);

    теория  организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон);

    теория  и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри).

    В истории изучения конфликта в  западной социологии выделяются три этапа:

    вторая половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и теория Маркса, где классовый конфликт рассматривался без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм;

    первая  половина XX в. — функциональная теория конфликта (Г. Зиммель)

    и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эффективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества;

    вторая  половина XX в. — теория позитивно-функционального  конфликта

    (Л.  Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей категории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.

 

     ГЛАВА 2. Поведенческое  направление в  изучении конфликта

    2.1 Проблема агрессивности и ее изучение

    Проблема агрессивности — одна из самых значительных проблем современной психологии. Попытки объяснения агрессивных действий подростков затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессивности получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия в целях снижения и устранения агрессивности. Особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является объектом большого числа психологических работ. Ей, в частности, посвящены монографии А.Бандуры, А.Басса, Л. Берковица и многих других ученых.

    В словаре психологических терминов, агрессия определяется как любая  форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающего подробного обращения с собой.

    В быту термин «агрессия» имеет широкое  распространение для обозначения  насильственных действий. Агрессия и  агрессоры всегда оцениваются резко  отрицательно, как выражение антигуманизма, наличия культа грубой силы. В то же время, имеются случаи когда об агрессивных действиях говорят, как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Такое понимание уместно, если речь идет о спортивных состязаниях, где отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако позитивная агрессия является, скорее, исключением, имеющим место в узко специальной сфере.

    В основном под агрессией понимается деструктивное поведение. Причем, в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения. От таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивное поведение до самой крайней формы и последствий – бандитизма и убийств.

    В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, которые определяются терминами: «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

    К агрессивности можно отнести  состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут, находятся во враждебных отношениях, но при этом не проявляют агрессивности. Бывает совершенно противоположное состояние, когда причиняется вред людям, к которым никаких враждебных чувств не испытывают.

    Психологи, находящиеся на бихевиористических позициях, обычно говорят об агрессивном  поведении, как об открытых, внешне выраженных действиях, что эти действия очень активны, часто инициативны  и всегда приносящие объекту (человеку, иногда неодушевленному предмету) какой-то вред. Таким образом, агрессивные действия всегда разрушительны, но степень этой разрушительности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

    В изучении агрессии нельзя опираться только на внешнее ее проявление. Дж. Каган справедливо утверждал, что для суждения агрессивного акта необходимо знать его мотивационную сторону. М. Фешбах так же утверждал, что для определения агрессии необходимо включение мотивационных факторов.

    Ф. Алан описывает ее, как внутреннюю силу, дающую человеку возможность  противостоять внешнему воздействию, но при этом не дает объяснение ее происхождения.

    Зоопсихолог Л. Берковиц говорил, что «агрессия  может быть определена как специфически ориентированное поведение, направленное на устранение всего того, что угрожает физической и\или целостности живого организма».

    Хекхаузен Х.: «Мы полагаем, что мотивом агрессии является такое нанесение вреда  другим или интересам других, которое  устраняет источник фрустрации, в результате чего ожидается благоприятный эмоциональный сдвиг. Достижение такого сдвига представляет собой цель мотивированного агрессией поведения».

    Согласно  этим определениям, агрессия является реакцией враждебности на созданную  другим фрустрацию независимо от того, была ли эта фрустрация, в свою очередь обусловлена враждебными намерениями или нет. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Вместе с тем возможны, что очевидно, и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникающую «самопроизвольно», из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную и спонтанную агрессию.

    В конце тридцатых годов возникла концепция фрустрации С. Розенцвейга, которая помогла сделать вывод, что агрессия – это один из выходов  из фрустрирующей ситуации.

    М Фишбах предложил три вида агрессии: экспрессивную, инструментальную, враждебную. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению (типичным примером могут служить приступы упрямства у маленьких детей).

    А Л.Берковиц в таких случаях предпочитает говорить об импульсивной агрессии.

    Г. Кауфман в своих работах писал, что случайное, то есть непреднамеренное действие, причинившее вред, нельзя называть агрессивным.

    Наиболее  важно различать враждебную и инструментальную агрессию. Целью первой является, главным образом, нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства. М. Фешбах подразделяет инструментальную агрессию на индивидуальную и социально мотивированную.

    А. Басс определял агрессию как любое  поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим.

    Не  менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, знать его феноменологию, выделяя познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

    Познавательный  компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и индетификации своих «наступательных средств».

    В изучении агрессии очень важен и  эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяют «гнев». Часто человек на всех этапах агрессивного состояния (подготовка к агрессии, сам процесс осуществления агрессивного действия, оценка результата данного действия) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, или ярости. Но следует отметить, что агрессия не всегда сопровождается гневом, и не всегда чувство гнева приводит к агрессии.

    Говоря  о волевой стороне агрессивности  следует отметить, что здесь проявляются  все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в  ряде случаев и инициативность и  смелость.

    А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

    Р. Кратчфилд и Н. Левинсон говорят  о социализации агрессии, которой можно назвать процесс научения сдерживания собственных агрессивных устремлений и выражения их в приемлемых формах. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

    У Зигмунда Фрейда детерминирующим фактором человеческого поведения являются бессознательные врожденные инстинкты  и влечения человека, объясняя психическую  жизнь человека как постоянную борьбу в нем двух начал: сознательного  и бессознательного, причем последнее есть основа человеческой психики, а сознательное лишь надстраивается над бессознательным, скрывая от человека подлинные мотивы его поведения. В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение берет начало из эроса - инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. З. Фрейд рассматривал агрессию как реакцию на блокирование или разрушение либидозных импульсов.

    Благодаря общественному прогрессу разрушительному  стремлению можно только придать безобидные формы разрядки.

    Конрад  Лоренц утверждал, что агрессивный  инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации  человека. На основании изучения поведения  животных в естественных для них  природных условиях он пришел к выводу, что в определенных обстоятельствах у животных автоматически срабатывает механизм агрессии, и они нападают на других представителей своего же вида.

    В то же время К.Лоренц и большинство  его последователей признают, что  процесс эволюции и естественный отбор выработали у животных соответствующий запретный инстинктивный механизм, не позволяющий им иметь агрессивные инстинкты в ущерб своему виду. Рассматривая биологические принципы в качестве некой универсальной модели, К.Лоренц механически перенес их в сферу общественной жизни на отношения между индивидами, классами, нациями и государствами, утверждая, что поведение животных служит абсолютным прототипом поведения человека.

    Эта теория возникла как противопоставление психоаналитическому подходу. Здесь  агрессивное поведение рассматривалось как ситуативный процесс, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления считается Дж.Доллард. Согласно его теории, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

    Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

    Наиболее  известным представителем поведенческого подхода к агрессии является Арнольд  Басс. Он определяет фрустрацию как  блокирование процесса инструментального  поведения и вводит понятие атаки - акта, поставляющего организму  враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую.

    А. Басс указал на ряд факторов, от которых  зависит сила агрессивных привычек. Во-первых, это частота и интенсивность  случаев, в которых индивид был  атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут, вероятно, реагировать более агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов. Во-вторых, это частое достижение успеха путем агрессии, которое, по мнению А. Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию. В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности.

Информация о работе Поведенческое направление в изучении конфликта, А.Басс