Понятие "Толерантность"

Автор: i*********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить понятие «толерантность», используемое в различных сферах науки и практики.
На основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Произвести анализ библиографических источников, посвящённых понятию «толерантность» с целью изучения его значения в различных сферах науки и практики;
Описать теоретические аспекты понятия толерантности и выявить основные подходы к пониманию особенностей толерантности;
Выявить наиболее эффективные формы и методы восприятия и применения понятия «толерантности» в обществе.
Сделать заключение о значимости толерантности в обществе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТСР.docx

— 77.76 Кб (Скачать)

     Конфликтный исследовательский подход разрабатывается  в российской политологии Б.Капустиным. При таком подходе толерантность  – не отмена борьбы за свои убеждения, а не что иное, как борьба, но в  границах, определяемых априорно –  их задают условия борьбы. Сам по себе конфликт между традициями, по мнению Б. Капустина, есть основание  для них понять, что между ними есть нечто общее, только воспринимаемое по-разному. При отсутствии подобного  вызова любые различия традиций делают их равнодушными друг к другу. Для исследователя равнодушие, индифферентность и толерантность – «взаимоисключающие понятия», толерантность – это «не пассивное безразличие, а активное взаимопризнание оппонентов именно в качестве оппонентов, каждый из которых привержен не только своим собственным ценностям, отличающим его от других, но и общей для всех ценности свободы»63. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Существует  широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о  границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминантах  толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления  новой научной области, каковой  является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти  подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы64.

     Анализ  литературы свидетельствует о том, что основные теоретические концепции  толерантности разработаны в  рамках следующих научных направлениях:

     – понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;

     – толерантность рассматривается как психологическая устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию;

     – феномен толерантности рассматривается с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения;

     – с позиции экзистенционально-гуманистического подхода, толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений;

     – с точки зрения диферсификационного подхода, психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен;

     – рассматривая фасилитативный подход, можно отметить, что толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития.

     – диалогический подход определяет толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как межличностный диалог.

     – толерантность как социальную категорию рассматривали А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова. Данное понятие раскрывается через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

     В заключение хочется добавить, что  терпимость – явление многополярного общества, которое сегодня одновременно и многонациональное, и поликонфессиональное. Толерантность возникает и существует как инструмент защиты для всех членов сообщества, особенно меньшинств. Одновременно терпимость способствует свободному развитию всех людей, вне зависимости от религиозных  убеждений и социально-политических взглядов. Она обогащает человечество бесценным даром любви к каждому человеку. 
 
 

     Библиографический список 

     
  1. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: науч.-публицист. вестник / гл. ред. А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 2001. № 1. С. 32.
  2. Бардиер Г. Л.. Социальная психология толерантности. СПб.,2005, С. 42-49, 62.
  3. Гасанов З.Т.Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. 1999, №6.
  4. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002 г. С.34-35.
  5. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002, С.40-41.
  6. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии : дис. д-ра филос. наук : 09.00.13 Кемерово, 2005 341 с. РГБ ОД, 71:07-9/11.
  7. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. С. 48–60.
  8. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические науки. 1994. № 2. С.-42.
  9. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. — М.: Академический Проект, 2004, С. 7-12.
  10. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08.- Курган, 2000.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-13/10-3
  11. Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов-на-Дону, 2002.
  12. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Сочинения в 3 т. М.,1988. Т.3. – С.-93.
  13. Матраверс М.Д. Проблема толерантности в англо-американской философии // Толерантность: Материалы Летней школы молодых ученых «Россия - Запад: философские основания социокультурной толерантности. Екатеринбург, сент. 2000 г.: В 2 ч. / Под ред. М.Б. Хомякова. Ч.2.Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С.3, 6, 17.
  14. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, С.-143.
  15. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : М., 2005 189 c. РГБ ОД, 61:05-19/382, С.-5.
  16. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1., С. 5-6.
  17. Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1, С. 50-53.
  18. Пивоваров Ю.С. Между казачеством и кнутом… // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.-аналит. информ. М., 2006. № 9. С.- 10.
  19. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб. 2004. С.-4.
  20. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999, С.-269-271.
  21. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру / Бетти Э. Риэрдон. – М. : Бонфи, 2001, С. 18-20, 27-28, 98-99. 
  22. Ролс Джон // Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 847-851.
  23. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, С. 47-55.
  24. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, С.4-9.
  25. Солдатова, Г.У. Тренинг «Учимся толерантности»  // На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000 г.
  26. Соловьев Э. Толерантность в политической истории человечества: предпосылка или продукт демократии // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4. С.118.
  27. Тишков, В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») //В.А. Тишков // Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997.
  28. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002, С. 30-33.
  29. Толерантность как моральный идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1, С.131-132.
  30. Уолцер М. О терпимости. Перевод с англ. яз. И. Мюрнберг. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 г., С. 13-27, 51-52.
  31. Харламова О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 г. 208 c. РГБ ОД, 61:05-13/494, С. 9-12.
  32. Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество. 1999. №2. С.160 -165.
  33. Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003 г. Т.6, № 4. С.100.
  34. http://www.igpi.ru/center/seminars/russ-georgia/kapustin.html
  35. http://www.igpi.ru/info/people/illinskaya/autoref.doc. С.14.
  36. http://www.igpi.ru/info/people/illinskaya/autoref.doc. С.-5-6, 13.

Информация о работе Понятие "Толерантность"