Понятие "Толерантность"

Автор: i*********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить понятие «толерантность», используемое в различных сферах науки и практики.
На основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Произвести анализ библиографических источников, посвящённых понятию «толерантность» с целью изучения его значения в различных сферах науки и практики;
Описать теоретические аспекты понятия толерантности и выявить основные подходы к пониманию особенностей толерантности;
Выявить наиболее эффективные формы и методы восприятия и применения понятия «толерантности» в обществе.
Сделать заключение о значимости толерантности в обществе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТСР.docx

— 77.76 Кб (Скачать)

     Введение 

     Актуальность  проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

     Формирование  гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных  демократических ценностей. Одной  из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания  и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и  миграции населения привели к  социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности  актуальна для современной России в силу её многонационального состава  и многоконфессиональности, а также  в связи с особенностями переживаемого  периода истории – распада  СССР, локальными войнами, усилением  сепаратистских настроений, ростом национального  экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются  в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности1.

     В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом  причин: резкое расслоение мировой  цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный  с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных  локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для решения этой задачи необходимо рассмотрение сущности и  особенностей толерантности в полиэтническом российском государстве, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин – социологии, истории, психологии, педагогики, политологии. Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизации, но и внутри последних, особенно в России, находящейся в стадии трансформации. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, имевших место, как на макро-, так и на микроуровне, после разрушения мощного политического и государственного пресса привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости.

     Важное  значение для развития толерантности  представляет нормальное функционирование механизмов интеграции общества. В  качестве интеграторов, как правило, рассматриваются религия, государство, культура, территория и т.д. В частности, рост авторитета религиозных институтов пока слабо сказывается на росте  терпимости в обществе2.

     Разработанность темы исследования. В силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках. Например, философские основы исследований заложены в трудах Ищенко Ю.А.3, Тишкова В.О.4, Гасанова И.Б.5, Золотухина В.М. 6. Они рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность является практической нормой общения и связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении.

     В отечественной психологии толерантность  как феномен изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности  как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит  отражение в работах Асмолова А.Г. , Солдатовой Г.У. Толерантность, по мнению Магомедовой Е.В., необходимо рассматривать на двух уровнях человеческого сознания: на рационально-логическом и эмоционально-чувственном. Феномен толерантности Комогоров П.Ф. рассматривает с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения. А также Комогоров П.Ф. связывает толерантность и общение, т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения7. Солдатова Г.У. предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей8.

     Несмотря  на актуальность темы, до сих пор  не было сформировано единого мнения о том, что же из себя представляет феномен толерантности. Данная работа не имеет своей целью осветить все позиции по данному вопросу (так как сделать это слишком  сложно), однако дает некоторые представления  об этом явлении с различных точек  зрения. Это и обусловило выделенную проблему исследования.

     Объект  исследования – понятие «толерантность»

     Предмет исследования – понятие «толерантность» с разных точек зрения науки и практики.

     Цель  исследования – изучить понятие «толерантность», используемое в различных сферах науки и практики.

     На  основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Произвести анализ библиографических источников, посвящённых понятию «толерантность» с целью изучения его значения в различных сферах науки и практики;
  2. Описать теоретические аспекты понятия толерантности и выявить основные подходы к пониманию особенностей толерантности;
  3. Выявить наиболее эффективные формы и методы восприятия и применения понятия «толерантности» в обществе.
  4. Сделать заключение о значимости толерантности в обществе.

     Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Асмолова А.Г.9, Бардиера Г.Л.10, Гриншпуна И.Б.11, Дзялошинского И.М.12, Капустина Б.Г.13, Клепцова Е.Ю.14, Матраверса М.Д.15, Мацковского М.С.16, Недорезовой Н.В.17, Перцева А.В.18, Почебут Л.Г.19, Реан А.А.20, Риердон Б.Э.21, Скрипкиной Т.П.22, Солдатовой Г.У.23, Соловьёва Э24, Уолцера М.О.25, Харламовой О.Ю.26, Хомякова М.Б.27

     Методологическую  основу исследования составили следующие научные положения и концепции:

     – основные положения психологической теории толерантности;

     – принципы психологии и педагогики ненасилия;

     – принципы психологии и педагогики сотрудничества.

     – принципы системогенетического подхода к становлению личности;

     Структура работы: Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, библиографического списка, включающего 36 источников.

     Во  введении обоснована актуальность исследования, обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования. Первая глава раскрывает подходы к пониманию феномена толерантности с разных точек зрения науки. Во второй главе раскрыты подходы к классификации понятия толерантности. А в третьей главе рассматриваются концепции толерантности, её типы, обосновывается её применяемость в разных отраслях науки и практики.

  1. Различные подходы к пониманию феномена толерантности
 

     В разных языках в зависимости от исторического  опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет  различные смысловые оттенки:

  • в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;
  • во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;
  • в китайском — быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
  • в арабском толерантность — это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;
  • в персидском — «терпение, терпимость, выносливость»28.

     С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание  — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или  убеждение; вместе с тем, это некая  морально-нравственная категория, которая  формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности — это обнаружение  различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические  качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы  самовыражения людей, допускающие  или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это  делается или нет)29.

     Наиболее  часто в литературе встречается  позиция рассмотрения толерантности  как социального отношения или  социальной установки (аттитюда).

     «Толерантность ... подчеркивает способ отношения к  неприятным или чуждым объектам —  снисходительное их допущение или  принужденное терпение без применения насилия»30.

     «Толерантность  представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом  и объектом толерантности, характеризуемое  готовностью субъекта принимать  социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.»31.

     «... Толерантность рассматривается  как социальная установка и аспекте  трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)»32.

     «Толерантность... характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и  может проявляться в смирении или принятии»33.

     Как некую установку или умонастроение  понимает толерантность и М. Уолцер34.

     Когнитивную и конативную сторону толерантности  рассматривает А. В. Перцев. Согласно его определению, толерантность  — это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству35.

     Другим  вариантом проникновения в сущность понятия толерантности является рассмотрение этого феномена как  «толерантного сознания»36.

     Многие  авторы для определения толерантности  пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования  различий между людьми (социальными  группами), с другой — факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В парадигме «свое-чужое» «толерантность — это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого — это элемент конформности, т. е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности»37.

     Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности  смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность  с терпимостью к инакомыслию  и инакодействию. Е. Ю. Клепцова в  своей кандидатской диссертации  по педагогической психологии предпринимает  попытку разграничения понятий  «терпимость» и «толерантность». В  частности, она пишет: «Терпимость  мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение  человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту... Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и г п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту»38. Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью. Конечно, точка зрения Е. Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина «толерантность» еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, данная концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания39.

Информация о работе Понятие "Толерантность"