Автор: i*********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования – изучить понятие «толерантность», используемое в различных сферах науки и практики.
На основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Произвести анализ библиографических источников, посвящённых понятию «толерантность» с целью изучения его значения в различных сферах науки и практики;
Описать теоретические аспекты понятия толерантности и выявить основные подходы к пониманию особенностей толерантности;
Выявить наиболее эффективные формы и методы восприятия и применения понятия «толерантности» в обществе.
Сделать заключение о значимости толерантности в обществе.
Проблему
соотнесения понятий «доверие»
и «толерантность» ставит и пытается
решить Т. П. Скрипкина. По ее определению,
доверие — это сложное
Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
-
толерантность как внутренняя
установка, как принятие и
-
толерантность как
-
толерантность как
- толерантность к тому, кто наносит нам вред;
- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела40.
Толерантность
– это морально-нравственное качество
личности, характеризующееся способностью
человека принимать другого во всем
его многообразии, признавать индивидуальность,
уважать свои и чужие мнения и
взгляды, выражается в стремлении достичь
взаимопонимания и согласия в
процессе общения и взаимодействия
методом разъяснения и
Одновременно толерантность выступает одним из принципов социальной работы, на основе которых организуется деятельность с различными категориями граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию41.
Разные авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в качестве структурных составляющих или критериев классификации измеряемых величин в исследованиях толерантности, либо квалифицироваться как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует рассмотреть их подробнее.
Психолог
И. Б. Гриншпун предлагает выделять следующие
взаимосвязанные параметры
1.
Объективная отнесенность
2.
Диапазон толерантности.
3.
Фокус толерантности.
4.
Устойчивость толерантности.
5.
Динамичность толерантности.
Как
отмечает И. М. Дзялошинский, рассматривая
толерантность как
1. Уровень толерантности (высшая, нормальная и минимальная толерантность).
2.
Субъекты толерантности (
3.
Предмет толерантности (та
С точки зрения А.А. Реана, понятие «терпимость», включает в себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. Он выделяет 2 механизма терпимости:
1.
Сенсуальная терпимость
2.
Диспозиционная терпимость
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.
Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.
Под
социогенетическим фактором он понимает
влияние субъективно-
Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических условий терпимость как черта личности определяется именно микросредовым фактором.
Под биогенетическим фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей44.
Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:
-
отстраненно-смиренное
-
милостивое равнодушие к
-
принципиальное признание того,
что и «другие» обладают
- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;
-
восторженное одобрение
-
одобрение функциональное, предоставляющее
любому мужчине и любой
Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:
1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.
2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.
3.
Несогласие. Толерантный субъект
морально не согласен с
4.
Власть. Субъект толерантности
5.
Неотторжение. Тем не менее толерантный
субъект не применяет своей
силы, позволяя тем самым
Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:
Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности:
1.
Язык (не употребление
2.
Устои взаимоотношений (
3.
Социальные отношения (
4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).
5.
Отношения между большинством
и меньшинством (деликатное отношение
и интерес к представителям
религиозных, культурных, этнических,
лингвистических меньшинств; учет
жизненного опыта и перспектив
таких учеников при
6.
Особые события (одинаковое