Автор: i*********************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования – изучить понятие «толерантность», используемое в различных сферах науки и практики.
На основании сформулированной цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Произвести анализ библиографических источников, посвящённых понятию «толерантность» с целью изучения его значения в различных сферах науки и практики;
Описать теоретические аспекты понятия толерантности и выявить основные подходы к пониманию особенностей толерантности;
Выявить наиболее эффективные формы и методы восприятия и применения понятия «толерантности» в обществе.
Сделать заключение о значимости толерантности в обществе.
7. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).
8. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).
9. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры).
В
качестве симптомов нетерпимости и
типовых особо тяжелых
Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:
1.
Индивид (прежде всего возраст,
2.
Индивидуальность (темперамент, характер,
индивидуальные избирательные
3.
Личность (аффективные, когнитивные
и коммуникативные свойства
4.
Субъект деятельности (весь репертуар
активности личности —
В рамках коммуникативной толерантности выделяются:
Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства.
В
целом следует отметить широкое
разнообразие представленных в литературе
мнений авторов о границах, структурных
компонентах, параметрах, факторах, детерминант
толерантности. Это представляется
закономерным на этапе становления
новой научной области, каковой
является психология толерантности. Проявляя
толерантность ко всему разнообразию
авторских подходов, следует отметить,
что в настоящее время эти
подходы пока не только не совпадают,
но и в целом трудно сопоставимы51.
Не
будет преувеличением сказать, что тематика
терпимости в настоящее время стоит на
повестке дня многих инициатив, как в сфере
принятия государственных решений, так
и в научных исследованиях в разнообразных
научных областях гуманитарного направления.
Очевидно, это попытка придать цивилизованное
обоснование взаимодействию многообразных
интересов и убеждений, которые образуют
социально-политический процесс в современной
России. Значительный импульс этим размышлениям
придают процессы массовой трудовой миграции,
размывания границ национальных государств
в результате глобализации, которая, в
свою очередь, приводит к воспроизведению
этнических и религиозных ценностей в
условиях других социальных отношений.
В российской парадигме обсуждения толерантности
большинство исследователей начинают
свой путь с обращения к трудам Дж. Локка,
как зачинателю дискуссии о терпимости
в ранней современности. Его время – период
ожесточенных протестанско-католических
войн, в результате которых «ни одна из
конфессий не одержала победу. Компромисс
был достигнут путем выхода из сферы религиозного.
Произошла детеологизация сознания и
социума. Самоидентификация человека
не только по конфессиональному, но и…по
религиозному принципу уступила место
самоидентификации по принципу государственно-политическому
(или национально-государственному)»
Терпимость
«по Локку» имеет недостатки по следующим
позициям: вытеснение убеждений только
в сферу частного не является ли
репрессией (как, например, толерантность
по отношению к верующим, но одновременный
запрет на демонстрацию своей религиозной
принадлежности (крест, хиджаб)? Политолог
Борис Капустин утверждает, что является,
так как в этих условиях верующие
не могут полноправно
Тем не менее, методология обоснования толерантности Дж. Локкам может быть полезна на сегодняшний день тем, что философ 1) обосновал терпимость через моральный консенсус, причем и на нехристианских основаниях; 2) отказал в праве на терпимость нетерпимым; 3) ввел принцип осуждения за деяния, но не убеждения55.
Итак,
в настоящее время
1.
Аксиологический (греч. аxia – ценность),
трактующий терпимость как
2.
Идеально-типический подход, в котором
толерантность выступает
3. Онтолого-исторический подход, рассматривающий развитие толерантности в ходе исторического развития групп в истории.
4.
Конфликтный, в центре
Аксиологического
подхода к толерантности
1. Отклонение (то, что отклоняется от стандарта).
2. Важность (предмет нетривиален).
3.
Несогласие (толерантный субъект
морально не согласен с
4.
Сила (субъект толерантности
5.
Неотторжение (сила не применяется,
позволяя существовать
6.
Благо (утверждение ее
Минусом этого подхода является отнесение терпимости в разряд самоценной добродетели, оставляя индивиду ее принятие или отрицание.
Идеально-типический
подход берет свое начало в философии
И. Канта, основываясь на концепции
естественных индивидуальных неотчуждаемых
прав. Кант уходит от проблемы моральной
общности индивидов благодаря тому,
что сформулированные им законы морали
и, прежде всего, категорический императив,
действуют в универсальном
Теоретики данного подхода, наиболее крупный из которых – Джон Ролс, утверждают, что требование существования толерантности не выводится из интересов государства, единственным основанием для отрицания равных всеобщих свобод является стремление к предотвращению еще больших несправедливостей, ведущих к потере свободы. Для Дж. Ролса общество представляется как «кооперативное предприятие для взаимной выгоды» характеризующееся следующими обстоятельствами: «Многие индивиды совместно проживают в одно и то же время на определенной географической территории. Эти индивиды в целом умственно и физически схожи. Они уязвимы для агрессии, а их планам может препятствовать объединенная сила других. Наконец, имеется определенная нехватка природных ресурсов… Природные и другие ресурсы не настолько изобильны, чтобы сделать ненужным сотрудничество, но, с другой стороны, это условия не являются настолько жесткими, чтобы плодотворные предприятия обязательно заканчивались бы крахом. Хотя взаимные действия и возможны, результаты, которые они приносят, не отвечают предъявляемым к ним требованиям»59. Кроме этих условий Дж. Ролс выделяет еще одно обстоятельство: у людей наличествуют претензии на продукты сотрудничества – претензии, отражающие их концепции блага, которые, по их мнению, заслуживают признания. Как бы то ни было, ценность толерантности, по Дж. Ролсу, напрямую вытекает из принципов справедливости, поскольку последние сводятся, в сущности, к принципам равной свободы равных граждан. Эта равная свобода возможна лишь при условии государственной незаинтересованности в той или иной религии или в каком-либо философском учении. Действительно, «… при условии наличия принципов справедливости, государство должно пониматься как ассоциация, состоящая из равных граждан. Оно не заботится о философском и религиозном учении, но регулирует преследование индивидами своих моральных и духовных интересов в соответствии с принципами, с которыми они сами бы согласились в первоначальной ситуации равенства. Употребляя свою власть таким образом, правительство действует как агент граждан и удовлетворяет требования их публичной концепции справедливости. …из принципов справедливости следует, что правительство не имеет ни права, ни обязанности делать, что оно или большинство …желает делать в вопросах морали и религии. Его обязанность ограничивается гарантированием условий равной моральной и религиозной свободы. Государство, таким образом, понимается как гарант свободы, справедливости и равенства, а потому представляет собой толерантное государство»60. Американский философ Д. Белл увидел в теории справедливости Дж. Ролса «грандиозную попытку» оправдать этику социализма12. На современном этапе теории Ролса брошен вызов в связи с проблемой иммиграции: Соединённые Штаты Америки, успешно «переварившие» иммиграцию европейцев, растерялись перед новой угрозой национальному единству страны. У тех, кто теперь пополняет ряды граждан США, отсутствует чувство общности американцев и их истории, определяемое привязанностью к определенным идеалам. А нейтральность государства и доктрина радикального правового равенства были возможны только в условиях устойчивого морального соглашения между членами американского общества относительно перечня вопросов, стоящих на повестке политической дискуссии.
Онтолого-исторический подход. Наиболее выдающиеся достижения в этом направлении принадлежат М. Уолцеру. В своем труде «О терпимости» Уолцер опирается на нелиберальные основания терпимости, раскрывая ее суть на базе культурно-религиозных различий в образе жизни.
Типы толерантности:
1.
Уходящая своими корнями в
практику религиозная
2.
Позиция пассивности,
3.
Своеобразный моральный
4.
Открытость в отношении других,
любопытство, возможно, даже уважение,
желание прислушаться и
5.
Восторженное одобрение
1) многонациональные империи;
2) международное сообщество;
3) консоциативное (сообщественное) устройство;
4) национальные государства;
5) иммигрантские сообществ61.
Подход Уолцера Э. критикует Соловьев: в его концепции не затрагивается «субъектность толерантности», которая рассматривается в своего рода одномерной проекции. Меньшинства – объект терпимости, но не субъект. Между тем, «толерантность, как и компромисс, не может быть односторонней. Гарантией устойчивого демократического развития… может быть только взаимная толерантность социальных, конфессиональных, этнических и других групп»62.