Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:13, доклад

Описание работы

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Работа содержит 1 файл

конфликт у дошкольников.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

3. Чтение русской  народной сказки «Небылица».

4. Игра «Покажем  сказку».

5. Игра «Маленький  скульптор» (мимика, пантомимика).

6. «Дракон кусает  свой хвост» (подвижная игра).

7. Этюд на расслабление  «Все спят».

6 занятие

1. Этюд «Робкий  ребенок».

2. Этюд «Смелый  ребенок».

3. Беседа «Кто  чего или кого боится».

4. Рисование своего  страха.

5. Игра «В темной  норе» (снятие страха темноты).

6. Игра «Запомни  свою позу» (память). 

7. Этюд «Неваляшка»  (релаксация, чувство группы).

7 занятие

1. Этюд на сострадание  «Зайку бросила хозяйка».

2. Этюд «Веселые  котята» (на веселое настроение).

3. Игра «Цветик-семицветик»  (на цветовое восприятие, внимание).

4. Рисование на  тему: «Чего или кого я уже  не боюсь» (закрепление).

5. Игра «Разговор  по телефону» (для развития  умения вести диалог).

6. Упражнение «Как  говорят части тела?» 

8 занятие

1. Сочинение всеми  детьми совместно с ведущим  «общей волшебной истории, небылицы».

2. Инсценировка «обшей  волшебной истории».

3. Игра «Слепец  и поводырь».

4. Этюд «Что слышно?»

5. Игра «Оркестр»  (на развитие внимания к партнеру  по общению).

6. Комплекс «На  волшебном острове» (саморасслабление).

9 занятие

1. Этюд «Злой ребенок» (мимика).

2. Этюд «Упрямый  мальчик» (мимика).

3. Беседа об упрямстве.

4. Игра «Ну и  ну!» (на развитие нравственных  качеств личности).

5. Этюд «Вежливый  ребенок» (пантомимика: используются  куклы из театра, вспоминаются  «волшебные слова»).

6. Рисование пальцами  на тему: «Веселое настроение»  (материал: тушь, зубная паста, большой  длинный лист бумаги).

10 занятие

1. Театрализованная  игра «Два жадных медвежонка».

2. Этюд «Жадный» (мимика, пантомимика).

3. Беседа о жадности.

4. Модель желательного  поведения в этюде «Жадный».

5. Игра «Салочки-выручалочки» (на развитие нравственных качеств).

6. Игра «Зеркало»  (на умение согласовывать действия  с группой). 

3 этап

11 занятие

1. Игра «Кошки-мышки».

2. Игра «Передача  чувств».

3. Игра «Вредное  колечко» (на сопоставление положительных  и отрицательных черт характера). В игре используется этюд «Тише», «Провинившийся», «Хорошее настроение»  (мимика, пантомимика).

4. Игра «Тише едешь,  дальше будешь, стоп!» (на развитие  волевых качеств).

5. Соревновательная  игра «Совместный рисунок в  волшебном экране».

6. Игра-тест «Угадай,  что скажу».

12 занятие

1. Игра «Летает  - не летает» (на объединение,  развлечение).

2. Игра «Лисонька,  где ты» (подвижная игра с  правилами на развитие волевых  качеств).

3. Ролевая игра  «Василиса Прекрасная».

4. Обсуждение роли  каждого участника игры (каждый  делится своими впечатлениями  и получает обратную связь  от всех участников игры).

5. Соревновательные  игры на собирание фигур из  частей.

6.Танцы с детьми.

7. Награждение детей  «медалью» с памятными рисунками,  подписями всех участников игровой  терапии.

     На  каждом занятии курса игровой  терапии для снятия агрессии использовался  бубен, а для психологической  разгрузки детей «Минутка шалости».

     В процессе игровой терапии с детьми особенности  поведения детей, их эмоциональные  реакции, включенность в игры, отношения  с другими детьми, отношение к  занятиям, а также все возникающие  и проявляющиеся проблемы ребенка  фиксировались в протоколах. На каждого  ребенка заводилась папка-скоросшиватель для протоколов, результатов тестов, рисунков и других записей психолога.

Анализ  психолого-педагогических исследований по проблеме конфликтного поведения  у дошкольников

     Анализ  результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных  отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и  социализации дошкольников. При выявлении  в ходе диагностики конфликта  в мотивах и конфликта в  операциях игры и обучении ребенка  в игровой форме способам общения  со сверстниками путем создания социально  значимой мотивации и развития общей  игры было доказано, что при неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте  может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку  благополучие отношений ребенка  со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических  структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.

     Попытка диагностировать и корректировать уровень общения и взаимоотношений  воспитанников дошкольных групп  детских садов с помощью игровых  методов, как показывает опыт многих исследователей, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить  основные параметры общения, межличностных  отношений и главные мотивы, обусловливающие  значение сверстника для ребенка  дошкольного возраста.

     Проведенная коррекция нарушений отношений  со сверстниками у дошкольников позволяет  сделать следующие выводы:

     1. Одного  лишь совершенствования операциональной  стороны игровой деятельности  у ребенка и изменений в  мотивационной стороне детской  деятельности, а также организации  взаимодействия ребенка с детьми  в процессе совместного ее  выполнения (внешнего плана) недостаточно  для налаживания полноценных  (по характеру) взаимоотношений  с детьми.

     Внутри  игровой деятельности уже в младшем  дошкольном возрасте складываются межличностные  отношения достаточно жесткой и  ригидной структуры. Поэтому необходимым  условием коррекции детских отношений  становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная  лишь при включении ребенка в  специальную систему игровых  отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа  игротерапии.

     2. Имеющийся  конфликт не во всех случаях  удается устранить полностью.  Налаживание положительных отношений  со сверстниками особенно осложняется  длительным неблагополучием ребенка  в детском коллективе. Протяженность  конфликта во времени, как правило,  чревата тем, что его первичные  причины маскируются вторичными. В результате очень трудно  выявить изначальную причину,  а, следовательно, и выбрать  правильные приемы педагогического  воздействия. Сказанное позволяет  говорить о необходимости ранней  диагностики таких конфликтных  отношений.

     3. При  конфликте в операциях блокируется  существенная для младших дошкольников  потребность в совместной игре. Однако вынужденная «изоляция»  от нее (в связи с неуспехом  в игре) не притупляет указанной  потребности, о чем свидетельствует  активное участие этих детей  в экспериментальных игровых  упражнениях.

     4. Переориентация  эгоистических мотивов и противопоставление  им общественно-полезных, поддержка  индивидуальных специфических потребностей  стабилизирует деловые взаимоотношения  этих детей со сверстниками, расширяет  сферу игрового общения.

Информация о работе Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития