Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:13, доклад
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Для этого мы предлагаем использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками.
Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, ибо у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительно окрашенный, а также свой опыт деятельности с взрослыми и сверстниками.
Изучение
динамики психологического конфликта
показало, что независимо от особенностей
такого конфликта ребенок не в
состоянии разрешить его
В практической
работе, проведенной на базе детского
сада №391 Волгограда, была использована
игротерапия в форме терапии
отношений, где игра выступает своеобразной
сферой, в которой происходит налаживание
отношений ребенка с окружающим
его миром и людьми. В этой работе
представлена групповая форма игротерапии
для обучения отношениям детей друг
с другом, а также для коррекции
при нарушениях общения из-за несформированности
операциональной стороны
1) изучать социальную
ситуацию развития ребенка:
2) оказывать педагогическую
помощь ребенку не только в
налаживании внешнего (делового) плана
его отношений с другими
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имели приемы неигрового типа:
1. «Ритуальные действия»
(ритуалы приветствия и
2. Принятие групповых
решений. Многие решения в
3. Усиление понимания, сочувствия - приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.
4. Формирование
В процессе
совместной ролевой игры отношения
детей и отношения к детям
проявляются в том виде, как
они воспринимаются самими детьми.
Именно вследствие единства психологической
природы общения и игры последняя
может иметь высокий
1)
теории деятельности А.Н.
2)
Д.Б. Эльконина о том, что
коррекционный потенциал игры
заключается в практике новых
социальных отношений, в
3)
разработанных в теоретической
концепции В.Н. Мясищева, согласно
которым личность является
Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.
Помимо
терапевтической игровая
В
процессе игровой коррекции
Прежде
чем перейти к методике следует
сказать об общих принципах
а) безоговорочная симпатия к ребенку;
6) минимальное количество ограничений;
в) активность самого ребенка.
Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Терапевтические
игры ставят своей целью устранение
аффективных препятствий в
В нашей работе мы использовали игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
Ниже даны описание основных этапов работы, проведенной в средней группе детского сада №391, и анализ полученных результатов.
Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).
Коррекционный этап проводится в форме игровой терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий; 11-е и 12-е занятия - совместно с родителями и воспитателями.
Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и взрослых, заключительного собрания с родителями и воспитателями.
Коррекционный
этап. В процессе игровой психокоррекции
были использованы разнообразные игровые
и неигровые приемы, которые развлекают
детей, проверяют умение предотвратить
конфликтные ситуации, способствуют
взаимопониманию, рефлексии и контролю
своего поведения, а также направлены
на совершенствование
Первое направление (2 занятия) включает объединение детей в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры). Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.
Второе направление (7 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собираются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют нам дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.
В настоящей работе использовались в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.).
В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры.
Третье
направление (3 занятия) включает в себя
закрепление полученных навыков
и форм общения в совместных играх
детей. Использовались разнообразные
игровые и неигровые приемы, которые
развлекают детей, проверяют умение
предотвратить конфликтные
Основные
игры этого направления - развлекательные,
обучающие и контрольные. В целях
закрепления позитивного опыта,
полученного ребенком в процессе
участия в коррекционной
Примерный план игротерапии с детьми.
1 этап
1 занятие
1. Кукла Петрушка приглашает играть.
2. Знакомство с
участниками игры с помощью
куклодраматизации: лисичка,
3. Игра «Кошки-мышки» на объединение участников.
4. Игра в оркестр.
5. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофон, гармошка, детское пианино, бубен.
6. Танцы с куклами, хоровод.
2 занятие
1. Предметная игра с игрушками - овощами и фруктами.
2. Беседа о любимых овощах и фруктах (дома, в детском саду и т.д.).
3. Игра «Съедобное-несъедобное».
4. Подвижная игра «Паровоз».
5. Игра «Кто так
работает?» (на
6. Игра « Море
волнуется, раз!» (на
2 этап
3 занятие
1. Игра-драматизация с Котом (познакомить Кота с ребятами).
2. Игра «Ласковое имя» (на развитие умения входить в контакт).
3. Этюд «Котенок» (мимика, пантомимика).
4. Этюд «Дракончики» (мимика, пантомимика).
5. Этюд «Страх» (мимика).
6. Театрализованная игра «Кот, петух и лиса» (последняя часть сказки).
7. Игра-лабиринт «Лисичкина нора».
8. Песня про котят (хоровое пение).
4 занятие
1. Этюд « Пеппи Длинный чулок» (мимика).
2. Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).
3. Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций).
4. Этюд «Эгоист».
5. Беседа «Кого зовут эгоистом?»
6. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».
7. «Минута шалости».
8. Игра «Групповой рисунок».
9. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность).
10. Комплекс «Колокола» (саморасслабление).
5 занятие
1. Игра «Приятные слова».
2. Игра подвижная «Иголочка и ниточка».