Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:13, доклад

Описание работы

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Работа содержит 1 файл

конфликт у дошкольников.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

Для этого мы предлагаем использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить  формирующую и корригирующую  роль игры для личности ребенка, при  возникновении конфликтов в общении  со сверстниками.

      Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей  друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются  в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают  их (причем к некоторым из таких  детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в  одиночестве. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в отношениях между детьми, свидетельствующих  о том, что одна и та же среда  неодинакова для разных детей, ибо  у каждого из них уже имеется  опыт эмоциональных отношений с  близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительно окрашенный, а также  свой опыт деятельности с взрослыми  и сверстниками.

     Изучение  динамики психологического конфликта  показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в  состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться  ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют  к себе особого, индивидуального  подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию  полноценных отношений со сверстниками.

     В практической работе, проведенной на базе детского сада  №391 Волгограда, была использована игротерапия в форме терапии  отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание  отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. В этой работе представлена групповая форма игротерапии  для обучения отношениям детей друг с другом, а также для коррекции  при нарушениях общения из-за несформированности операциональной стороны игровой  деятельности. Для диагностики нарушений  отношений со сверстниками в дошкольной группе наряду с игровыми методами были использованы различные диагностические  методики, которые позволяют сделать  выводы о существовании межличностных  конфликтов у ребенка. При разработке приемов коррекции учитывалась  необходимость: 

1) изучать социальную  ситуацию развития ребенка: конкретные  отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения  с воспитателями и родителями;

2) оказывать педагогическую  помощь ребенку не только в  налаживании внешнего (делового) плана  его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего  (межличностных отношений). Нами  были выделены конфликт в операциях  и конфликт в мотивах, соответственно  чему в экспериментальной части  разрабатывались два типа психолого-педагогических  приемов, направленных на решение  двух этих задач: задача в  случае конфликта в операциях  решалась путем совершенствования  операциональной стороны игровой  деятельности; при конфликте в  мотивах - с помощью воздействия  на мотивационную сторону игры.

     Наряду  со специальными играми большое значение в коррекции имели приемы неигрового типа:

1. «Ритуальные действия»  (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями  после игры).

2. Принятие групповых  решений. Многие решения в ходе  занятия принимают всей группой;  дети сами решают, когда надо  закончить игру и перейти к  другой, сами распределяют роли.

3. Усиление понимания,  сочувствия - приемы на умение  слушать друг друга, объяснять  свои чувства.

4. Формирование самостоятельности  группы. Прием основан на выходе  ведущего-психолога из группы, когда  детям предоставляется полная  свобода действий, причем они  не могут обратиться к взрослому  за помощью и все ответственные  решения должны принимать самостоятельно.

     В процессе совместной ролевой игры отношения  детей и отношения к детям  проявляются в том виде, как  они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической  природы общения и игры последняя  может иметь высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами  основывается на следующих положениях:

      1) теории деятельности А.Н. Леонтьева,  состоящей в том, что позитивно  влиять на процесс развития - значит, управлять ведущей деятельностью,  в данном случае воздействуя  на ведущую деятельность дошкольника  - игру;

      2) Д.Б. Эльконина о том, что  коррекционный потенциал игры  заключается в практике новых  социальных отношений, в которые  включается ребенок в процессе  специально организованных игровых  занятий;

      3) разработанных в теоретической  концепции В.Н. Мясищева, согласно  которым личность является продуктом  системы значимых отношений.

      Психотерапевтические  функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение  ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

      Помимо  терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую  и обучающую функции. Терапевтические  игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных  отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и  социализации детей.

      В процессе игровой коррекции использовались специально разработанные приемы и  методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным  задачам. На занятиях детям был предложен  большой выбор сюжетно-ролевых  игр: специальные игры-драматизации; игры, снимающие барьеры в общении; игры, направленные на развитие операций. Можно утверждать, что многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством  повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для  третьего - являться уроком коллективных отношений.

      Прежде  чем перейти к методике следует  сказать об общих принципах рассматриваемого варианта игровой коррекции, таких  как:

а) безоговорочная симпатия к ребенку;

6) минимальное количество  ограничений;

в) активность самого ребенка.

     Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую  и обучающую.

     Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных  отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и  социализации детей.

     В нашей  работе мы использовали игротерапию  в форме терапии отношений, где  игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание  отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

      Ниже  даны описание основных этапов работы, проведенной в средней группе детского сада №391, и анализ полученных результатов.

     Работа  состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

     Диагностический этап представляет собой предварительное  тестирование детей и взрослых (родителей  и воспитателей).

     Коррекционный этап проводится в форме игровой  терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена  видов коррекционной работы позволяет  избежать проблемы переутомления детей  на занятиях. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий; 11-е и 12-е занятия - совместно  с родителями и воспитателями.

     Контрольный этап состоит из заключительного  тестирования детей и взрослых, заключительного  собрания с родителями и воспитателями.

     Коррекционный этап. В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые  и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить  конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной  стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места  в группе сверстников. В курсе  игротерапии выделяются три направления  работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

     Первое  направление (2 занятия) включает объединение  детей в подгруппы. Большинство  предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении  проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры). Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.

     Второе  направление (7 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально  желаемым формам общения собираются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют нам дополнять, изменять запланированные методы и  приемы коррекции, чтобы учитывать  индивидуальные проблемы каждого ребенка.

     В настоящей  работе использовались в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и  т.п.).

     В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры.

     Третье  направление (3 занятия) включает в себя закрепление полученных навыков  и форм общения в совместных играх  детей. Использовались разнообразные  игровые и неигровые приемы, которые  развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей  и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии  и контроля своего поведения.

     Основные  игры этого направления - развлекательные, обучающие и контрольные. В целях  закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводятся с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учатся понимать и  распознавать трудности в общении  у ребенка.

     Примерный план игротерапии с детьми.

1 этап

1 занятие

1. Кукла Петрушка  приглашает играть.

2. Знакомство с  участниками игры с помощью  куклодраматизации: лисичка, петушок,  кот, заяц. Дети рассказывают куклам  и участникам игры о своих  игрушках, любимых занятиях, о любимых  сказках.

3. Игра «Кошки-мышки»  на объединение участников.

4. Игра в оркестр.

5. Предметная игра  с музыкальными инструментами:  металлофон, гармошка, детское пианино,  бубен.

6. Танцы с куклами,  хоровод.

2 занятие

1. Предметная игра  с игрушками - овощами и фруктами.

2. Беседа о любимых  овощах и фруктах (дома, в детском  саду и т.д.).

3. Игра «Съедобное-несъедобное».

4. Подвижная игра  «Паровоз».

5. Игра «Кто так  работает?» (на совершенствование  невербальных навыков общения).

6. Игра « Море  волнуется, раз!» (на раскрытие  творческих возможностей каждого  ребенка).

2 этап

3 занятие

1. Игра-драматизация  с Котом (познакомить Кота с  ребятами).

2. Игра «Ласковое  имя» (на развитие умения входить  в контакт).

3. Этюд «Котенок»  (мимика, пантомимика).

4. Этюд «Дракончики» (мимика, пантомимика).

5. Этюд «Страх»  (мимика).

6. Театрализованная  игра «Кот, петух и лиса» (последняя  часть сказки).

7. Игра-лабиринт «Лисичкина  нора».

8. Песня про котят  (хоровое пение).

4 занятие

1. Этюд « Пеппи  Длинный чулок» (мимика).

2. Этюд «Очень  худой ребенок» (пантомимика).

3. Игра «Кто пришел?»  (идентификация эмоций).

4. Этюд «Эгоист».

5. Беседа «Кого  зовут эгоистом?»

6. Модель желательного  поведения в этюде «Эгоист».

7. «Минута шалости».

8. Игра «Групповой  рисунок».

9. Игра «Кто за  кем?» (наблюдательность).

10. Комплекс «Колокола» (саморасслабление).

5 занятие

1. Игра «Приятные  слова».

2. Игра подвижная  «Иголочка и ниточка».

Информация о работе Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития