Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:13, доклад

Описание работы

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Работа содержит 1 файл

конфликт у дошкольников.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

        Порождая конфликтную ситуацию  между ребенком и сверстниками, несформированность игровых навыков  обнаруживается в игровом взаимодействии  детей и ведет к рассогласованию  (противоречию) между требованиями  партнеров и объективными возможностями  ребенка в игре. Причину такой  операциональной неготовности к  детскому саду следует искать  в семье: ребенок приходит в  группу детского сада уже потенциальным  носителем будущих серьезных  осложнений в своих отношениях  с детьми, и ни острое стремление  к игре и общению, ни его  положительные личностные качества, ни наблюдаемое в отдельных  случаях умение интересно рассказывать  не компенсируют для сверстников  его основного дефекта. Однако, как показывают наблюдения, неуспех  в игре, невозможность стать ее  полноправным участником длительное  время не снижают действенного, активного характера самой потребности.

        Со второй половины среднего  дошкольного возраста начинают  возникать детские жалобы на  то, что "не берут играть", которые отражают ущемленность  существенной для ребенка потребности.  Это - первый симптом осознания  собственного неблагополучия, невозможности  стать полноправным участником  игры. Именно в данный период  возникают случаи отказа посещать  детский сад, сопровождаемые заметным  снижением активности в завязывании  контактов, постепенным отходом  от сверстников, понижением настроения.

        Осознание неблагополучия в игре, в столь важном для дошкольника  "деле", вызывает у него глубокие  переживания, которые приобретают  особенно острый характер в  связи с высокой эмоциональностью  данного возраста, стремлением получить  признание и одобрение своих  достоинств. И не получив его,  ребенок всячески стремится защититься  от остроконфликтной травмирующей  ситуации, все более замыкаясь  в себе, постепенно отходя от  сверстников. Однако отношение  к ним остается по-прежнему  доброжелательным. Понимание собственного  неуспеха в игре длительное  время не меняет личностного  отношения ребенка к детям.

        Искажение отношения к сверстникам  появляется значительно позже,  к концу среднего дошкольного  возраста и свидетельствует о  возникновении нового этапа в  развитии психологического конфликта.  Как отмечает А.Н. Леонтьев, ребенок  сам не может выйти из остро  неблагополучной ситуации, его переживания  все более обобщаются, углубляются  и обостряются. В результате  действия сверстников приобретают  в его глазах негативную окраску,  представляясь все более несправедливыми,  и вызывают у ребенка напряженное  аффективное состояние, находящее  выход в открытом эмоциональном  протесте, в отрицательных поведенческих  реакциях (повышенной обидчивости,  упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов  агрессии), что свидетельствует о  качественном изменении отношения  к детям и всей направленности  его поведения.

        Негативное отношение сверстников  способствует формированию у  ребенка неправильного представления  о себе, резкому снижению самооценки  и уровня притязаний. Успех в  игре столь значим для ребенка  данного возраста, что его отсутствие  приводит к снижению важнейших  образований личности - уровня притязаний  и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.

        К возникновению качественных  сдвигов в поведении ребенка,  в его отношении к детям,  к себе переживания проходят  длинный путь: от импульсивных, неосознанных  эмоциональных реакций до осознанных, глубоких, напряженных аффективных  состояний, искажающих отношение  дошкольника к самому себе и в конечном итоге его общую положительную направленность. После возникновения открытого этапа конфликт, став "взаимным", межличностным, продолжает развиваться и обостряться.

        Недостаточное владение ребенком  навыками игры, в результате которого  возникает психологический конфликт, не единственный вариант непривлекательности  ребенка в качестве игрового  партнера. Конфликт между ребенком  и сверстниками принимает особенно  острые формы, когда невладение  игровыми навыками осложняется  недостаточным развитием у ребенка  положительных способов сотрудничества  с детьми (неумением поделиться, уступить и т.п.).

        Аналогичный конфликт со сверстниками  возникает и тогда, когда ребенок,  владея навыками игры и положительными  личностными качествами, не может  реализовать их из-за неадекватности  способов сотрудничества. Главные  причины в этом случае могут  крыться в излишней двигательной  активности или, напротив, замедленности  действий ребенка.

        Ситуация неуспеха оказывается  для излишне возбудимых детей  особенно негативной: возникающие  вследствие психологического конфликта  со сверстниками отрицательные  реакции поведения нередко приобретают  невротический характер.

        Острый конфликт со сверстниками  с последующим отчуждением ребенка  от детской группы наблюдается  и тогда, когда, владея игровыми  навыками, а также способами сотрудничества, ребенок реализует подобные умения  лишь частично, постоянно отставая  в своих действиях от сверстников.  Из-за излишней медлительности  такие дети не в состоянии  соответствовать необходимому в  игре динамизму действий. В итоге  сколько-нибудь длительных контактов  с детьми не возникает.

        Очень важна диагностика психологического  конфликта у дошкольников на  ранних этапах его развития. Только  в это время можно произвести  его коррекцию: обучение таких  детей игровым навыкам, совершенствование  у них способов построения  взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией  сложившегося мнения сверстников,  дальнейшая организация игрового  взаимодействия могут вернуть  веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию  контактов. 

Возникновение и развитие конфликта  при искажениях мотивационной  основы деятельности дошкольника

    Анализ случаев психологического конфликта между ребенком и сверстниками позволяет обнаружить, что причиной его может быть не только несформированность операций, но и какие-то искажения в мотивах игры.

        В дошкольном возрасте, в связи  со значительным усложнением  деятельности, появлением сюжетно-ролевой  игры, необходимостью считаться  с мнением сверстников, уметь  управлять своими непосредственными  желаниями и согласовывать их  с желаниями остальных детей,  существенно изменяется мотивационная  сфера ребенка. Возникает иерархия  мотивов, которые, в свою очередь,  приобретают качественно иной, своеобразный  характер: появляются опосредованные, социальные потребности, способные  побуждать деятельность ребенка  вопреки существующим у него  непосредственными желаниям, через  сознательно принятые намерения  и цели. И хотя выбор между  узколичными желаниями и интересами  окружающих труден для дошкольника,  уже в этом возрасте начинают  формироваться простейшие общественные  мотивы поведения, которые побуждают  ребенка сделать нечто полезное  окружающим, помочь товарищу, прислушаться  к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т.п.

        Однако усваиваемые нормы не  всегда обладают для ребенка  необходимой побудительной силой  и не во всех случаях определяют  его поведение. Более того, уже  в этом возрасте нередки случаи, свидетельствующие об искажениях  в мотивации ребенка, о преобладании  негуманных, эгоистических мотивов,  зачастую сопутствующих низкому  уровню нравственного развития.

        Особенно ярко эгоистические  тенденции проявляются в поведении  детей с авторитарными мотивами, в частности, стремящихся к  абсолютному утверждению в игре  на первых ролях. Еще более  очевидны эти тенденции, когда  такому ребенку удается утвердить  свое положение ведущего.

        Авторитарный ведущий - ребенок,  строящий руководство игрой на  принципах господства-подчинения. Активно  стремясь к игре, такой ребенок  в действительности движим лишь  потребностью в самоутверждении.  Общая формула мотивации детской  игры - "не выиграть, а играть" - здесь оказывается искаженной: не играть, а выиграть, отстоять  свое место главного. Именно поэтому  они предпочитают объединяться  с малоинициативными, конформными  детьми группы, добровольно принимающими  второстепенные роли, совместная  игра перестает привлекать их, если нет возможности "диктаторствовать".

        Недоброжелательно относясь к  партнерам по игре, авторитарный  ведущий испытывает положительное  эмоциональное самочувствие: общаясь  преимущественно с конформными  детьми, он постоянно утверждается  в эгоистических стремлениях.  Об удовлетворенности его положением  в таких случаях свидетельствуют  высокая самооценка и уровень  притязаний ребенка, "деловой  вид", сам тон, каким разговаривает  он с партнерами по игре, общая  жизнерадостность и активность. Таким образом, никаких внутренних  противоречий - стремление подавлять  других вполне соответствует  нравственным чувствам и убеждениям  такого ребенка: он лучше других, так как он - командир. Однако подобное  внутреннее "благополучие" имеет  в известном смысле безнравственный  характер, так как в основе  его лежит стремление подавлять  других.

        Поскольку с таким ведущим,  как правило, играют дети, добровольно  соглашающиеся на "вторые" роли, подобные объединения выглядят  внешне вполне благоприятно. Но  результаты исследования позволяют  говорить о существовании глубокого  психологического конфликта в  сфере межличностных отношений  детей. О нем свидетельствуют  отсутствие каких-либо взаимных  симпатий, низкие оценки, которые  дети дают различным навыкам  и качествам друг друга, хотя  могут вместе играть на протяжении  нескольких лет.

        Наличие двух столь противоречивых  планов детских отношений при  авторитарном типе руководства  игрой: одного - внешнего, благополучного, другого - глубоко конфликтного - представляет серьезную опасность  как для развития личности  ведущего, так и его партнеров.

        Получая поддержку в своих  эгоистических стремлениях, такой  "диктатор" со временем становится  еще более авторитарным, уверенным  в собственной особой значимости, психологически "глухим" к просьбам  и предложениям партнеров, а  его поведение, соответственно, еще  более одноплановым, лишенным какой-либо  гибкости. Кроме того, выполнение  только второстепенных ролей  оказывается дополнительным тормозом  развития инициативы его конформных  партнеров, а вместе с тем  и столь важного умения творчески  развивать игру. И как следствие  сказанного, у ребенка может выработаться  зависимое поведение (поскольку  он лишен выбора) и такие нежелательные  качества, как льстивость, угодливость,  хитрость, иждивенческая мотивация.

        При доминировании эгоистических,  авторитарных стремлений несовпадение  их с демократическими тенденциями  партнеров приводит к возникновению  конфликта в межличностных отношениях. Его своеобразие в том, что  он не вызывает внутриличностного  конфликта: существенные потребности  ведущего и его партнеров постоянно  удовлетворяются. Противоречие в  мотивах не затрагивает их  и поэтому не осознается детьми, что способствует скрытому (полностью)  характеру такого конфликта. Таким  образом, конфликт в мотивах  игры в не меньшей степени  тормозит развитие личности ребенка,  чем рассогласование в операциях  игры.

        Результаты работ многих авторов  свидетельствуют о том, что  если потребность ребенка в  общении или в совместной деятельности  со сверстниками не удовлетворена,  она ничем не компенсируется  в дошкольном возрасте, вызывая  у ребенка тяжелые переживания,  состояние крайнего эмоционального  неблагополучия. Блокирование потребности, как правило, искажает личностное развитие ребенка, с одной стороны, способствует появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения, с другой - отрицательно сказывается на деятельности ребенка, резко снижая его активность на занятиях при объективном владении им необходимыми знаниями. При дефиците удовлетворенности ведущей потребности ребенка существенно нарушается и развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, в своих возможностях, уменьшается самоуважение. В результате тормозится процесс саморегуляции ребенка и, таким образом, его личностного творчества, в том смысле, который вкладывает в это понятие Л.И. Анцыферова. Чрезвычайно существенным в этой связи оказывается наличие гармонии между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, а также между ведущими потребностями ребенка и сверстников. 

Пути  психолого-педагогической коррекции нарушений  отношений со сверстниками у дошкольников

     К дошкольному  возрасту у ребенка уже имеется  опыт общения со взрослыми и сверстниками; у дошкольника преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет  эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения  ребенка в семье с нарушениями  его общения со сверстниками и  с проблемами развития его личности.

Информация о работе Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития