Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:13, доклад

Описание работы

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Работа содержит 1 файл

конфликт у дошкольников.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

Понятие психологического конфликта  у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития

     Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

     В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как  правило, неразрывно связан с другими  детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для  него приобретают контакты со сверстниками.

     Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие  взрослые обычно внимательны и доброжелательны  к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам  и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и  доброжелательны, они обычно не слишком  стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут  отнять игрушку, обидеть, не обращая  внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику  ни с чем не сравнимое удовольствие.

     Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем  взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или  гулять: с приятелем или с мамой,- большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника.

     Дошкольный  период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения  к другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно  трудно.

     Дети  приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными  притязаниями и в то же время с  различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников  и создает отношение к себе.

     В свою очередь требования и потребности  окружающих находят разный отклик у  самого ребенка, среда оказывается  разной для детей, а в отдельных  случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может  проявляться неоднозначно: как малообщительное  или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское  неблагополучие - очень серьезное  явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок  остается в одиночестве среди детей.

     Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях  ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда  имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями  ребенка в игре (последние оказываются  ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами  игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой  деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.

     Причинами может являться:

       недостаточная инициативность ребенка  в установлении контактов с  ровесниками, 

     отсутствие  между играющими эмоциональных  устремлений, когда, например, желание  командовать побуждает ребенка  оставить игру с любимым товарищем  и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником;

       отсутствие навыков общения. 

     В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий:

    рассогласование между требованиями сверстников  и объективными возможностями ребенка в игре     рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

     Таким образом, следует рассматривать  два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности  в общении со сверстниками:

     конфликт  в операциях

       конфликт в мотивах

     Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.

     Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

     Игра  дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое  порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или  деловые) и межличностные отношения.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является сюжетно-ролевая игра, а  общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра  социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни  ребенка в обществе».

     Особое  значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные  нормы и правила поведения, которые  составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников[8] [8]. 

     Общение и игра дошкольников очень тесно связаны. Поэтому, формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения. И все-таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры[10] [10].

     Диагностирование  причин детского неблагополучия позволило  обнаружить, что неблагополучие отношений  ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной  сформированностью ведущей деятельности ребенка. Исследователи выделяют недостаточную  сформированность операций игры и искажения  в ее мотивах в качестве главной  причины внутренних психологических  конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами были дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной  стороны игровой деятельности и  конфликт при искажении мотивационной  основы деятельности. Разобрав более  подробно возникновение и развитие двух этих типов психологического конфликта  у дошкольников, вникнув более  глубоко в их суть, можно будет  судить о том, какие методики можно  более эффективно использовать для  диагностики данного явления  и какие игровые методы могут  быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.

        Данные, полученные в результате  изучения работ различных авторов,  свидетельствуют о том, что  на первых этапах исследования  детской группы основными симптомами  детского неблагополучия являются  малая общительность ребенка  или, наоборот, открыто конфликтующее  со сверстниками поведение. Малая  общительность - объективно существующее  явление. У таких детей резко  снижены основные характеристики  общения по сравнению с остальными  членами группы. Малая общительность  в большинстве рассматриваемых  различными авторами случаев  свидетельствует о наличии конфликтов  между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее  сферы, неучастие ребенка в  стабильных игровых объединениях  детей, отсутствие взаимных симпатий  между детьми. Симптом малообщительности,  проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.

        Малообщительные дети занимают  разное положение в сфере оценочных  и избирательных отношений в  группе. Проведенное А.А. Рояк  исследование позволило разделить  малообщительных детей на три  подгруппы: 1) первоначально стремятся  к общению, позже отходят от  него из-за недостаточно доброжелательного  отношения сверстников; 2) первоначально  стремятся к общению, но позже  отходят от него, несмотря на  доброжелательное отношение сверстников; 3) с момента прихода в группу (имеется в виду средняя группа  д/с - от 4 до 5 лет) взаимно со  сверстниками не стремятся к  общению. Кроме малообщительных  детей, внимание исследователей  привлекли также открыто конфликтующие  со сверстниками дети. В их  отношениях со сверстниками также  имеются серьезные осложнения. Как  и в случае с малообщительными  детьми, у всех открыто конфликтующих  со сверстниками детей отношения  в группе оказались осложненными.

        Открыто конфликтующие со сверстниками  дети были разделены на несколько  групп: 1) дети, которые активно стремятся  к контактам со сверстниками, но последние настойчиво не  желают принимать их в игру; 2) дети, контакты которых с ровесниками,  несмотря на обоюдное желание,  нередко сопровождаются конфликтами.  Неблагополучие детей внутри  каждой из групп вызывается  различными психологическими причинами.

        Так, малая общительность может  вызываться отсутствием у ребенка  достаточно развитых игровых  умений и навыков: сниженной  подвижностью, тормозящей реализацию  адекватных способов сотрудничества: невозможностью реализовать индивидуальные, не связанные с игрой потребности:  несформированностью потребности  в совместной игре (в этих случаях  сам ребенок уходит от совместных  игр.).

        Разными по содержанию причинами  вызывается и неблагополучие  детей, открыто конфликтующих  со сверстниками: недостаточное  владение игровыми навыками, сочетаемое  с отсутствием развитых способов  положительного общения; неправильная  сформированность потребности в  совместной игре, преобладание эгоистических,  авторитарных тенденций. 

Возникновение и развитие конфликта  при несформированности операционной стороны  игровой деятельности дошкольника

        К 3-м годам, моменту прихода  ребенка в детский сад, только  начинает развиваться ведущая  деятельность дошкольников - игра. Она  еще очень примитивна по содержанию, так же, как и первые социальные  отношения, складывающиеся внутри  нее. И хотя это уже отношения  участников игры друг к другу,  потребность в сверстнике, в игре  с ним утилитарна по своей  природе, она сводится к получению  от партнера интересной игрушки,  лакомства. "Предметный фетишизм", наблюдаемый на предшествующем  этапе игры, когда малыш овладевает  способами действий с предметами, все еще обнаруживает себя - ребенок  как бы не замечает сверстника, он закрыт для него вещью,  ее свойствами. По мере овладения  предметом постепенно происходит "отрыв" от него, ребенка  все более начинают привлекать  заключенные в нем человеческие  отношения. Не имея возможности  принимать участие в различных  сторонах жизни взрослых, ребенок  стремится подражать им, воспроизводить  их действия, поступки, взаимоотношения  в игровой ситуации. Такое стремление  вносит существенные изменения  в содержание игровой деятельности. К 4 годам она все более нужна  ребенку не из-за ее предмета - игрушки, а ради интересного  сюжета, роли, с помощью которых  воспроизводятся отношения взрослых. Вместе с тем ребенок уже  понимает, что в одиночку эту  задачу не решить - нужны совместные  усилия. И ребенок предпочитает, чтобы это были усилия его  сверстников, ибо, по-видимому, очень  рано начинает ощущать неравенство,  существующее в его отношениях  со старшими. Он потому стремится  действовать совместно "не  с наставниками, а с равными  ему людьми, что равноправное  положение в принципе он занимает  только в отношениях с другими  детьми", только с ними он  научается жить "на горизонтальной  плоскости", а значит, строить  те особые (и аффективные, и  деловые) связи, которые он  не мог бы приобрести, общаясь  лишь со взрослыми (М.И. Лисина).

        Изменение мотивации игры ощутимо  отражается на содержании потребности  ребенка в сверстнике, а интерес  к сверстнику как носителю  человеческих, личностных качеств  возникает у ребенка лишь к  концу дошкольного возраста. Что  же касается младших дошкольников, то потребность в сверстнике, в объединении с ним выступает  в виде потребности в нем,  как в партнере по игре. Это  именно тот этап в развитии  данной потребности, когда сверстник  нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить  острое стремление действовать  и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам)  владение операциями игры становится  главным, определяющим требованием,  предъявляемым к сверстнику. Роль  игровых навыков настолько значительна,  что дети нередко предпочитают  грубого, эгоистичного, но "интересно  играющего" ребенка доброму,  отзывчивому, но малопривлекательному  в игре. Это отнюдь не означает, что младшие дошкольники еще  не способны оценивать личностные  качества партнеров.

        В этом возрасте большинство  детей могут вполне объективно  охарактеризовать своих товарищей  со стороны таких важных для  совместного сотрудничества качеств,  как доброта, уживчивость и  т.п. И тем не менее сверстник,  как было отмечено в исследованиях  А.А. Рояк, необходим в этот  период ребенку прежде всего  со стороны своих игровых качеств:  игра на данном этапе приобретает  особый личностный смысл. Особенно  активно сверстники избегают  контактов с ребенком, у которого  недостаточная сформированность  игровых навыков сочетается с  незнанием положительных способов  сотрудничества, так как он постоянно  вмешивается в игры, мешает их  проведению, невольно разрушает  созданные детьми постройки. Ребенок  также не менее активно отвергается  сверстниками при неадекватном  владении им способами сотрудничества, встречающимися, с одной стороны,  у излишне подвижных, не умеющих  управлять своим поведением детей,  хотя и владеющих игровыми  навыками и положительными способами  сотрудничества. С другой стороны, это медлительные дети, не умеющие развивать необходимый в игре динамизм действий, вследствие чего сверстники в буквальном смысле слова убегают от них, несмотря на умение таких детей играть и доброжелательное отношение к партнерам.

        Лишенные возможности полноправно  участвовать в играх, такие  дети не могут удовлетворить  и собственную острую потребность  в совместной игре, что приводит  в конце концов к глубокому  психологическому конфликту со  сверстниками.

Информация о работе Понятие психологического конфликта у дошкольников. Симптоматика детского конфликта, виды, этапы развития