Понятие
психологического конфликта
у дошкольников. Симптоматика
детского конфликта,
виды, этапы развития
Дошкольный
возраст - особо ответственный период
в воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления личности
ребенка. В это время в общении
ребенка со сверстниками возникают
довольно сложные взаимоотношения,
существенным образом влияющие на развитие
его личности. Знание особенностей
отношений между детьми в группе
детского сада и тех трудностей,
которые у них при этом возникают,
может оказать серьезную помощь
взрослым при организации воспитательной
работы с дошкольниками.
В дошкольном
возрасте мир ребенка уже, как
правило, неразрывно связан с другими
детьми. И чем старше становится
ребенок, тем большее значение для
него приобретают контакты со сверстниками.
Очевидно,
что общение ребенка со сверстниками
- это особая сфера его жизнедеятельности,
которая существенно отличается
от общения со взрослыми. Близкие
взрослые обычно внимательны и доброжелательны
к малышу, они окружают его теплом
и заботой, учат определенным навыкам
и умениям. Со сверстниками все происходит
иначе. Дети менее внимательны и
доброжелательны, они обычно не слишком
стремятся помочь друг другу, поддержать
и понять сверстника. Они могут
отнять игрушку, обидеть, не обращая
внимания на слезы. И все же общение,
с другими детьми приносит дошкольнику
ни с чем не сравнимое удовольствие.
Начиная
с 4-летнего возраста сверстник становится
для ребенка более предпочитаемым
и привлекательным партнером, чем
взрослый. Если перед дошкольником
стоит выбор - с кем играть или
гулять: с приятелем или с мамой,-
большинство детей сделают этот
выбор в пользу сверстника.
Дошкольный
период детства сенситивен для формирования
у ребенка основ коллективистских
качеств, а также гуманного отношения
к другим людям. Если основы этих качеств
не будут сформированы в дошкольном
возрасте, то вся личность ребенка
может стать ущербной, и впоследствии
восполнить этот пробел будет чрезвычайно
трудно.
Дети
приходят в детский сад с неодинаковым
эмоциональным мироощущением, неоднородными
притязаниями и в то же время с
различными умениями и возможностями.
В результате каждый по-своему отвечает
требованиям воспитателя и сверстников
и создает отношение к себе.
В свою
очередь требования и потребности
окружающих находят разный отклик у
самого ребенка, среда оказывается
разной для детей, а в отдельных
случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие
ребенка в дошкольной группе может
проявляться неоднозначно: как малообщительное
или агрессивно-общительное поведение.
Но независимо от специфики детское
неблагополучие - очень серьезное
явление, за ним, как правило, скрывается
глубокий конфликт в отношениях со
сверстниками, вследствие которого ребенок
остается в одиночестве среди детей.
Конфликтная
ситуация перерастает в конфликт
только при совместных игровых действиях
ребенка и сверстников. Подобная
ситуация возникает в случаях, когда
имеется противоречие: между требованиями
сверстников и объективными возможностями
ребенка в игре (последние оказываются
ниже требований) или между ведущими
потребностями ребенка и сверстников
(потребности находятся за пределами
игры). В обоих случаях речь идет
о несформированности ведущей игровой
деятельности дошкольников, что способствует
развитию психологического конфликта.
Причинами
может являться:
недостаточная инициативность ребенка
в установлении контактов с
ровесниками,
отсутствие
между играющими эмоциональных
устремлений, когда, например, желание
командовать побуждает ребенка
оставить игру с любимым товарищем
и вступить в игру с менее приятным,
но податливым сверстником;
отсутствие навыков общения.
В результате
таких взаимодействий могут возникнуть
два вида противоречий:
рассогласование
между требованиями сверстников
и объективными возможностями ребенка
в игре рассогласование в
мотивах игры ребенка и сверстников.
Таким
образом, следует рассматривать
два типа психологических конфликтов
у дошкольников, испытывающих трудности
в общении со сверстниками:
конфликт
в операциях
конфликт в мотивах
Внешние
очевидные конфликты у дошкольников порождаются
противоречиями, возникающими при организации
ими совместной деятельности или в процессе
ее. Внешние конфликты возникают в сфере
деловых отношений детей, однако за ее
пределы, как правило, не выходят и не захватывают
более глубоких пластов межличностных
отношений. Поэтому они имеют преходящий,
ситуативный характер и обычно разрешаются
самими детьми путем самостоятельного
установления нормы справедливости. Внешние
конфликты полезны, так как они представляют
ребенку право на ответственность, на
творческое решение трудной, проблемной
ситуации и выступают в качестве регулятора
справедливых, полноценных отношений
детей. Моделирование подобных конфликтных
ситуаций в педагогическом процессе может
рассматриваться как одно из эффективных
средств нравственного воспитания.
Внутренний
психологический конфликт возникает у
дошкольников в условиях их ведущей игровой
деятельности и большей частью скрыт от
наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается
противоречиями, связанными не с организационной
частью деятельности, а с самой деятельностью,
с ее сформированностью у ребенка, противоречиями
между требованиями сверстников и объективными
возможностями ребенка в игре или противоречиями
в мотивах игры ребенка и сверстников.
Такие противоречия не могут преодолеваться
детьми без помощи взрослых. В условиях
этих противоречий ущемляется внутренний
эмоциональный комфорт ребенка, его положительное
эмоциональное самочувствие, он не может
удовлетворить своих существенных потребностей,
искажаются не только деловые, но и личностные
отношения, возникает психологическая
изоляция от сверстников. Функция внутренних
конфликтов сугубо отрицательная, они
тормозят становление полноценных, гармонических
отношений и формирование личности.
Игра
дошкольников является многоплановым,
многопластовым образованием, которое
порождает разные типы детских отношений:
сюжетные (или ролевые), реальные (или
деловые) и межличностные отношения.
В дошкольном
возрасте ведущей деятельностью
является сюжетно-ролевая игра, а
общение становится ее частью и условием.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра
социальна по своему содержанию, по
своей природе, по своему происхождению,
т.е. возникает из условий жизни
ребенка в обществе».
Особое
значение для развития личности ребенка,
для усвоения им элементарных нравственных
норм имеют отношения по поводу игры,
так как именно здесь складываются
и реально проявляются усвоенные
нормы и правила поведения, которые
составляют основу нравственного развития
дошкольника, формируют умение общаться
в коллективе сверстников[8] [8].
Общение
и игра дошкольников очень тесно связаны.
Поэтому, формируя внеситуативное общение,
мы подготавливаем или совершенствуем
игровую деятельность детей. А, организуя
сюжетно-ролевую игру (предлагая детям
новые сюжеты, роли, показывая, как можно
играть), мы способствуем развитию их общения.
И все-таки, хотя дети очень любят играть
вместе, далеко не всегда их игра проходит
мирно. Очень часто в ней возникают конфликты,
обиды, ссоры[10] [10].
Диагностирование
причин детского неблагополучия позволило
обнаружить, что неблагополучие отношений
ребенка со сверстниками, его глубокий
конфликт с ними порождаются недостаточной
сформированностью ведущей деятельности
ребенка. Исследователи выделяют недостаточную
сформированность операций игры и искажения
в ее мотивах в качестве главной
причины внутренних психологических
конфликтов у дошкольников. В соответствии
с причинами были дифференцированы
два типа таких конфликтов: конфликт
при несформированности операциональной
стороны игровой деятельности и
конфликт при искажении мотивационной
основы деятельности. Разобрав более
подробно возникновение и развитие
двух этих типов психологического конфликта
у дошкольников, вникнув более
глубоко в их суть, можно будет
судить о том, какие методики можно
более эффективно использовать для
диагностики данного явления
и какие игровые методы могут
быть наиболее эффективно использованы
с этой целью в педагогической
психологии.
Данные, полученные в результате
изучения работ различных авторов,
свидетельствуют о том, что
на первых этапах исследования
детской группы основными симптомами
детского неблагополучия являются
малая общительность ребенка
или, наоборот, открыто конфликтующее
со сверстниками поведение. Малая
общительность - объективно существующее
явление. У таких детей резко
снижены основные характеристики
общения по сравнению с остальными
членами группы. Малая общительность
в большинстве рассматриваемых
различными авторами случаев
свидетельствует о наличии конфликтов
между ребенком и сверстниками,
о чем говорят суженность ее
сферы, неучастие ребенка в
стабильных игровых объединениях
детей, отсутствие взаимных симпатий
между детьми. Симптом малообщительности,
проявляемый внешне одинаково, -
сложное явление.
Малообщительные дети занимают
разное положение в сфере оценочных
и избирательных отношений в
группе. Проведенное А.А. Рояк
исследование позволило разделить
малообщительных детей на три
подгруппы: 1) первоначально стремятся
к общению, позже отходят от
него из-за недостаточно доброжелательного
отношения сверстников; 2) первоначально
стремятся к общению, но позже
отходят от него, несмотря на
доброжелательное отношение сверстников;
3) с момента прихода в группу
(имеется в виду средняя группа
д/с - от 4 до 5 лет) взаимно со
сверстниками не стремятся к
общению. Кроме малообщительных
детей, внимание исследователей
привлекли также открыто конфликтующие
со сверстниками дети. В их
отношениях со сверстниками также
имеются серьезные осложнения. Как
и в случае с малообщительными
детьми, у всех открыто конфликтующих
со сверстниками детей отношения
в группе оказались осложненными.
Открыто конфликтующие со сверстниками
дети были разделены на несколько
групп: 1) дети, которые активно стремятся
к контактам со сверстниками,
но последние настойчиво не
желают принимать их в игру;
2) дети, контакты которых с ровесниками,
несмотря на обоюдное желание,
нередко сопровождаются конфликтами.
Неблагополучие детей внутри
каждой из групп вызывается
различными психологическими причинами.
Так, малая общительность может
вызываться отсутствием у ребенка
достаточно развитых игровых
умений и навыков: сниженной
подвижностью, тормозящей реализацию
адекватных способов сотрудничества:
невозможностью реализовать индивидуальные,
не связанные с игрой потребности:
несформированностью потребности
в совместной игре (в этих случаях
сам ребенок уходит от совместных
игр.).
Разными по содержанию причинами
вызывается и неблагополучие
детей, открыто конфликтующих
со сверстниками: недостаточное
владение игровыми навыками, сочетаемое
с отсутствием развитых способов
положительного общения; неправильная
сформированность потребности в
совместной игре, преобладание эгоистических,
авторитарных тенденций.
Возникновение
и развитие конфликта
при несформированности
операционной стороны
игровой деятельности
дошкольника
К 3-м годам, моменту прихода
ребенка в детский сад, только
начинает развиваться ведущая
деятельность дошкольников - игра. Она
еще очень примитивна по содержанию,
так же, как и первые социальные
отношения, складывающиеся внутри
нее. И хотя это уже отношения
участников игры друг к другу,
потребность в сверстнике, в игре
с ним утилитарна по своей
природе, она сводится к получению
от партнера интересной игрушки,
лакомства. "Предметный фетишизм",
наблюдаемый на предшествующем
этапе игры, когда малыш овладевает
способами действий с предметами,
все еще обнаруживает себя - ребенок
как бы не замечает сверстника,
он закрыт для него вещью,
ее свойствами. По мере овладения
предметом постепенно происходит
"отрыв" от него, ребенка
все более начинают привлекать
заключенные в нем человеческие
отношения. Не имея возможности
принимать участие в различных
сторонах жизни взрослых, ребенок
стремится подражать им, воспроизводить
их действия, поступки, взаимоотношения
в игровой ситуации. Такое стремление
вносит существенные изменения
в содержание игровой деятельности.
К 4 годам она все более нужна
ребенку не из-за ее предмета
- игрушки, а ради интересного
сюжета, роли, с помощью которых
воспроизводятся отношения взрослых.
Вместе с тем ребенок уже
понимает, что в одиночку эту
задачу не решить - нужны совместные
усилия. И ребенок предпочитает,
чтобы это были усилия его
сверстников, ибо, по-видимому, очень
рано начинает ощущать неравенство,
существующее в его отношениях
со старшими. Он потому стремится
действовать совместно "не
с наставниками, а с равными
ему людьми, что равноправное
положение в принципе он занимает
только в отношениях с другими
детьми", только с ними он
научается жить "на горизонтальной
плоскости", а значит, строить
те особые (и аффективные, и
деловые) связи, которые он
не мог бы приобрести, общаясь
лишь со взрослыми (М.И. Лисина).
Изменение мотивации игры ощутимо
отражается на содержании потребности
ребенка в сверстнике, а интерес
к сверстнику как носителю
человеческих, личностных качеств
возникает у ребенка лишь к
концу дошкольного возраста. Что
же касается младших дошкольников,
то потребность в сверстнике,
в объединении с ним выступает
в виде потребности в нем,
как в партнере по игре. Это
именно тот этап в развитии
данной потребности, когда сверстник
нужен ребенку для сугубо практических,
некоммуникативных целей - удовлетворить
острое стремление действовать
и вести себя как взрослые.
К этому периоду (4-м годам)
владение операциями игры становится
главным, определяющим требованием,
предъявляемым к сверстнику. Роль
игровых навыков настолько значительна,
что дети нередко предпочитают
грубого, эгоистичного, но "интересно
играющего" ребенка доброму,
отзывчивому, но малопривлекательному
в игре. Это отнюдь не означает,
что младшие дошкольники еще
не способны оценивать личностные
качества партнеров.
В этом возрасте большинство
детей могут вполне объективно
охарактеризовать своих товарищей
со стороны таких важных для
совместного сотрудничества качеств,
как доброта, уживчивость и
т.п. И тем не менее сверстник,
как было отмечено в исследованиях
А.А. Рояк, необходим в этот
период ребенку прежде всего
со стороны своих игровых качеств:
игра на данном этапе приобретает
особый личностный смысл. Особенно
активно сверстники избегают
контактов с ребенком, у которого
недостаточная сформированность
игровых навыков сочетается с
незнанием положительных способов
сотрудничества, так как он постоянно
вмешивается в игры, мешает их
проведению, невольно разрушает
созданные детьми постройки. Ребенок
также не менее активно отвергается
сверстниками при неадекватном
владении им способами сотрудничества,
встречающимися, с одной стороны,
у излишне подвижных, не умеющих
управлять своим поведением детей,
хотя и владеющих игровыми
навыками и положительными способами
сотрудничества. С другой стороны, это
медлительные дети, не умеющие развивать
необходимый в игре динамизм действий,
вследствие чего сверстники в буквальном
смысле слова убегают от них, несмотря
на умение таких детей играть и доброжелательное
отношение к партнерам.
Лишенные возможности полноправно
участвовать в играх, такие
дети не могут удовлетворить
и собственную острую потребность
в совместной игре, что приводит
в конце концов к глубокому
психологическому конфликту со
сверстниками.