Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:30, курсовая работа
Цель нашего исследования – изучить особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми.
Объект – общение детей 6-7 лет со взрослым.
Предмет – особенности общения детей 6-7 лет со взрослыми.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Современное состояние проблемы общения ребенка со взрослыми в психологии………………………………………………………………………6
Исследования общения ребенка со взрослыми в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………… 6
Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми………………………………………………….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………...24
2.1. Цели, задачи, методики исследования…………………………………24
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы……………………....27
Заключение……………………………………………………………………..31 Библиография……………………………………………………………………34
Вторая ситуация: «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал, кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял про волоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она ни кому не мешала». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?
Третья ситуация: «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». «На, возьми», -сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня по просила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу». Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?
Четвертая ситуация: «Дети рисовали. Маша рисовала цветок,
и ей нужен был красный карандаш. Дима
рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый
карандаш. А один мальчик захотел нарисовать
лето. Ему нужно было много карандашей.
Карандаши, которые дала ему воспитательница,
у него поломались, и он стал забирать
у других детей».
Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а)
ты? А папа? А если бы им все-таки сказали,
что это сделал(а) ты?
Проведение диагностики. Ребенку предлагают ответить на вопросы по каждой ситуации.
Обработка результатов. Анализу подвергаются то, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет их реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – порицания или похвалы и т.д.
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы
В ходе проведения диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста нами были использованы методика М.И. Лисиной и методика изучения личностных ожиданий в общении со взрослыми.
Результаты диагностического исследования представлены на рисунках 1,2 и в приложениях.
Рис.1 Распределение детей старшего дошкольного возраста по форме общения со взрослыми.
Из данных, приведённых на рис. 1 видно, что наибольший процент составляют дети с внеситуативно-личностной формой общения (55%). Это почти в два раза больше, чем количество испытуемых с внеситуативно-познавательной формой общения (30%). При диагностике было выявлено, что наименьшее число детей (15%) остались на ситуативно-деловом уровне общения.
Дети с внеситуативно-
Дети с ведущей внеситуативно-познавательной формой общения были скованны в первые минуты эксперимента, но после ситуации первого выбора, в которой они выбрали чтение книг, расслабились. Никита А. и Маша К. в ситуации второго выбора, захотели играть, но в результате анализа показателей поведения, внеситуативно-личностная форма общения набрала большее количество баллов. Дети с интересом рассматривали книги, рассказывали то, что сами знают о животных и птицах. В ситуации общения ввели себя немного скованно, стеснялись отвечать на некоторые вопросы.
Дети с ведущей ситуативно-деловой формой общения стеснялись отвечать на вопросы, Андрей И., Таисия С. сначала тянулись только к тем предметам и игрушкам, которые показывали им взрослые и потом начали скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый взял одну из них и показал, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу - ребенок потянулся именно к этой игрушке, она стала самой нужной и интересной.
Обратимся теперь к результатам, полученным при изучении личностных ожиданий детей старшего дошкольного возраста при общении со взрослыми по методике В.К. Котырло.
Рис.2 Распределение детей старшего дошкольного возраста по личностным ожиданиям в общении со взрослыми
Из данных, приведенных на рис. 2, видно, что наибольший процент за положительные поступки составляют ожидания в похвале (80%). Что касается похвалы за отрицательные поступки и порицания за положительные поступки, то их ни ожидает ни один ребенок (0%), что является нормой. Порицание же ожидают 70% детей. Для 20% детей было характерно отсутствие ожидания похвалы за положительные поступки. Также для 15% детей было характерно отсутствие ожидания порицания за отрицательные поступки.
Дети, ожидающие похвалы за положительные поступки при ответах на вопросы очень удивлялись тому, что существует также и возможность порицания за положительные поступки. Для них были характерны такие ответы: «Конечно, похвалит, я ведь сделал хорошо» (Настя А.), «Мне папа всегда говорит, что надо делать хорошие поступки, он меня похвалит» (Валя В.). Такое поведение соответствует норме, так как дети старшего дошкольного возраста активно усваивают в общении правила поведения, нравственные нормы и категории.
Дети, ожидающие порицания за отрицательные поступки, прежде, чем сделать выбор, смущались и не хотели «примерять» данные отрицательные поступки к себе. Они говорили: «Я так никогда не делала. Я сама всегда куклами делюсь», «Я так не буду делать». Когда же все же просили представить такую ситуацию, то они выбирали вариант ожидаемого порицания за отрицательные поступки. А Саша В. отметил, что мама не купила бы ему нового робота, если бы он не вернул чужую игрушку.
Для некоторых детей были характерны такие ответы: «Мне бы мама ничего не сказала», «Меня папа не наругает» и т.д. Однако это не значит, что эти дети не освоили, что хорошо и что плохо. Возможно, такие ответы были связаны с особенностями семейного воспитания.
На основе анализа данных можно сделать следующие выводы:
- для большинства детей 6-7 лет характерна внеситуативно-личностная форма общения (55%), количество испытуемых с внеситуативно-познавательной формой общения – 30% и наименьшее число детей (15%) остались на ситуативно-деловом уровне общения;
- большинству детей старшего дошкольного возраста характерны ожидания в похвале (80%), ни один ребенок ни ожидает похвалы за отрицательные поступки и порицания за положительные поступки (0%), что является нормой, порицание ожидают 70 % детей, для 20% детей характерно отсутствие ожидания похвалы за положительные поступки, также для 15% детей было характерно отсутствие ожидания порицания за отрицательные поступки;
- форма общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в целом соответствует нормальному показателю развития общения в дошкольном возрасте, то есть внеситуативно-личностная форма общения присуща наибольшему количеству детей;
- в общении у детей старшего дошкольного возраста сформировались правильные модели поведения и адекватная оценка различных ситуаций.
Заключение
Общение со взрослым детерминирует развитие ребенка, так как оно влияет на все стороны психики ребенка: развитие речи, мышления, внимания, формирование норм поведения и нравственных категорий. Недостаток эмоционального общения может вызвать у детей тяжелое психофизиологическое нарушение – госпитализм. Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Невозможно пропустить какой-либо этап общения, так как впоследствии это скажется на одной из сторон развития психики ребенка. Особенно это важно помнить родителям и педагогам, считающим, что до появления у ребенка речи с ним разговаривать необязательно или даже не нужно, забывая или не зная о том, что речь развивается именно в общении со взрослыми.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме общения ребенка со взрослыми, мы можем прийти к следующим выводам:
представители отечественной психологической школы (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова) трактуют общение как деятельность, поэтому синонимом общения является термин коммуникативная деятельность.
Среди отечественных психологов М.И. Лисина одна из первых подошла к изучению общения как особой коммуникативной деятельности, и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности. Однако это не значит, что не существует других точек зрения на эту проблему, но предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности.
Наиболее точно этот принцип отражает понимание общения как коммуникативной деятельности и определение общения, предложенное М.И. Лисиной: общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Рассматривая онтогенез
общения в дошкольном возрасте, мы
изучили следующие формы
Нами была организована опытно – экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, заданная целью изучить особенности общения у детей 6-7 лет со взрослыми. В результате проведенного исследования было выявлено, что форма общения со взрослыми у детей дошкольного возраста соответствует нормальному показателю, то есть наибольшее количество детей находятся на уровне внеситуативно-личностного общения (55%), количество испытуемых с внеситуативно-познавательной формой общения –30%. Также было выявлено, что наименьшее число детей (15%) остались на ситуативно-деловом уровне общения.
Что касается результатов диагностики личностных ожиданий в общении со взрослыми, то можно сделать вывод, что в общении у детей старшего дошкольного возраста сформировались правильные модели поведения и адекватная оценка различного рода ситуаций. 80% детей ожидают похвалы за положительные поступки и 70% детей ожидают порицания за отрицательные поступки.
Исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес ко взрослому, стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям взрослого, делать что-то вместе. Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей. Целесообразно также устраивать для детей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение общения со взрослыми, а затем приведут к активному общению с окружающими их людьми.
На данном этапе существует необходимость изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми, влияние уровня общения на личностное развитие, на развитие высших психических функций, разработку коррекционно-развивающей работы по данной проблеме.
Библиография
- С. 31-39.