Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – изучить особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми.
Объект – общение детей 6-7 лет со взрослым.
Предмет – особенности общения детей 6-7 лет со взрослыми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Современное состояние проблемы общения ребенка со взрослыми в психологии………………………………………………………………………6
Исследования общения ребенка со взрослыми в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………… 6
Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми………………………………………………….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………...24
2.1. Цели, задачи, методики исследования…………………………………24
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы……………………....27
Заключение……………………………………………………………………..31 Библиография……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                                                                                                                                                              

Глава  I    Современное состояние проблемы общения ребенка со взрослыми в психологии………………………………………………………………………6                                                  

    1. Исследования общения ребенка со взрослыми в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………… 6                                 
    2. Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми………………………………………………….14

Глава  II     Экспериментальное изучение особенностей общения                          со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………...24

2.1.    Цели, задачи, методики исследования…………………………………24                                                                                            

          2.2.    Анализ результатов экспериментальной работы……………………....27           

Заключение……………………………………………………………………..31                                                                                                                                                                                                                              Библиография……………………………………………………………………34                                                                                                                                                                                                

Приложения…………………………………………………………………….38    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжелое нарушение как психического, так и физического развития (явление «госпитализм»). Чем лучше организовано общение взрослых с ребенком, тем успешнее протекает его психическое развитие. Индивидуально адресованное, эмоциональное общение оказывает существенное влияние на разные аспекты психического развития детей: на их познавательную активность, на овладение предметными действиями, на развитие речи, эмоциональную сферу и т.д.

С.Ю. Мещерякова [23] отмечает, что общение – это не всякое физическое взаимодействие двух людей. Особенность общения, в отличие от физического взаимодействия заключается в том, что партнеры попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношения к личности друг друга.

 Л.Н. Галигузова [8], С. Мещерякова [23], Е.О. Смирнова [41] отмечают, что Общение со старшими для маленького ребенка служит единственным возможным контекстом, в котором ребенок постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания; оно также обуславливает его структуру и определяет опосредованное строение специфических человеческих психических процессов.

  Общение со взрослыми  влияет на развитие детей на  всех этапах раннего и дошкольного  детства. Его значение становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые способности.

   В отечественной  психолого-педагогической науке  проблему общения взрослого и  ребенка подробно исследовала  М.И. Лисина [21]. Именно она впервые стала рассматривать общение ребенка со взрослым как особый предмет изучения, в котором протекают другие различные процессы, а не наоборот.

  Проведенные под ее руководством работы, показали, что именно общение со взрослым определяет внутренний план действий ребенка               (А.В. Болобчану, Г.И. Капчеля), сферу его эмоциональных переживаний (С.Ю. Мещерякова, А.И. Сорокина), познавательную активность детей                (Е.О. Смирнова, Т.А. Землянухина), произвольность и волю (Г.И. Капчеля, Е.О. Смирнова), самооценку и самосознание (Н.Н. Авдеева), общение со сверстниками (Л.Н. Галигузова).

  М.И.  Лисина [20] обобщила и систематизировала, выявила достоинства и недостатки ряда отечественных и зарубежных исследований, посвященных этому вопросу.

  Среди зарубежных  исследователей, которые занимались  проблемой общения ребенка со взрослым можно назвать М. Эйнсворта [32],                       Дж. Боулби [29], К. Юнга [45], К. Левина [28], Ж. Пиаже [33].

Несмотря на значительное количество исследований в области общения дошкольников, на современном этапе требуется уточнение и более обширное изучение особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми.

Цель нашего исследования – изучить особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми.

Объект – общение детей 6-7 лет со взрослым.

 Предмет – особенности общения детей 6-7 лет со взрослыми.

  Задачи:

        1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
  1. Изучить особенности общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

           В соответствии с выделенными задачами были выбраны следующие   методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  2. констатирующий эксперимент;
  3. количественный и качественный анализ полученных данных.

Организация исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ № 145 «Радуга», г. Чебоксары. В ней принимали участие 20 детей в возрасте 6–7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Современное состояние проблемы общения ребенка со взрослыми в психологии

 

    1. Исследования общения ребенка со взрослыми в отечественной  и зарубежной психологии

Одна  из наиболее важных и оригинальных для психологии идей          Л.С. Выготского [6] заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.[8]

Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и  зарубежные ученные. Среди них А.В. Запорожец [13],                    А.Н. Леонтьев[35], М.И. Лисина [21], Е.О. Смирнова [34], Д.Б. Эльконин [47] и другие.

Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования eго личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. [3]

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Сложность в определении понятия общения состоит в том, что в это понятие вкладывается разное содержание. Например,                  А.В. Петровский [4] понимает общение как процесс установления и развития контактов, порождаемых потребностями совместной деятельности. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемых потребностями совместной деятельности, включающий в  себя  обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

При определении общения  исследователи имеют различные  точки зрения, так, Н.А. Богословский [18] определяет общение как связь между людьми в ходе, которой возникают психические контакты. Также ведутся споры относительно того, какое понятие шире по содержанию «коммуникация»  или «общение». В справочной литературе распространено следующее определение: общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон – либо к обмену информации, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Наиболее точно этот принцип отражает понимание общения как коммуникативной деятельности и определение общения, предложенное М.И. Лисиной [21]: общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной его характеристикой его  является то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда люди общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому нельзя отнести к общению случаи односторонней активности.

Для общения характерно также то, каждый его участник выступает  в ходе его как личность, а не как физический предмет, “тело”. Общаясь, люди настроены на то, что партнер  им ответит, рассчитывает на его отзыв. На эту особенность общения обращали внимание А.А. Бодалев [26], Е.О. Смирнова [21].

Так как в ходе общения  люди адресуются друг другу в расчете  получить отзвук, ответ, то это легко  позволяет отличить акты общения от всех других действий. Если ребенок слушая маму, глядит ей в лицо и улыбается в ответ на ее ласковые слова, устремляет свой взгляд на маму – это несомненно акт общения. У маленьких детей общение, как правил тесно связано с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, сверстником), переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования. [39]

 М.И. Лисина [34] одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой коммуникативной деятельности, и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности. Деятельностный подход к общению позволил выделить и проследить во взаимосвязи друг с другом отдельные линии его возрастных изменений. Разные стороны общения оказались при этом подходе объединенными тем, что составляли соподчинённые структурные элементы единой психологической категории – категории деятельности. 

 Анализируя общение  как коммуникативную деятельность,                М.И. Лисина выделила следующие ее компоненты:

Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.

Потребность в  общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других, а через них и с их помощью – как самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе, об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет, и будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становиться объектом познания и отношения другого или других участников общения.                                              

 Коммуникативные  мотивы – это то ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета общения приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Действие общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия. 

Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

  Продукты общения – образование материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится, прежде всего, тот “общий результат”.

Значимость взрослого  признавалась и большинством западных ученых. Однако общение со взрослыми  выступает здесь в основном как  внешний фактор, способствующий развитию, но не как его исток и начало. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т. д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации – адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям. Механизм такой адаптации может быть различным, это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоанализе З.Фрейда, К.Юнга), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в теориях социального научения Б. Скиннера), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асоциальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Ж. Пиаже). Но во всех случаях в результате социализации и адаптации собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается и подчиняется обществу.[45]

Информация о работе Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми